Марина Столярова
Приобщение детей дошкольного возраста к книжной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
В приобщении детей дошкольного возраста к книжной культуре особое место занимает детская библиотека. Современные детские библиотеки располагают большими возможностями в осуществлении целей и задач читательского развития растущего человека. Библиотекари – профессионалы видят истоки духовно-нравственного возрождения нации в книге, библиотеке, читающем ребёнке. Для них характерно отношение к библиотеке и чтению как к величайшим ценностям детства, без которых не может состояться полноценная личность. В библиотеках создаётся среда для развития детей, начиная с дошкольного возраста, и для их родителей как организаторов семейного чтения.
Темочки:
Читательская биография современного ребёнка начинается, как правило, с дошкольного возраста. В этом возрасте у детей формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности, формируются стереотипы читателя. Дошкольный возраст самый активный для включения ребёнка в читательскую деятельность. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер.
Современные дети 5-6 лет разбираются в структуре такого важного для читательского развития жанра, как народная сказка, хуже, чем их ровесники несколько лет назад. Со сказкой конкурируют ужастики, с экрана в искажённом виде показывают героев ранее любимых сказок. Наши дошкольники с малых лет увлекаются компьютерными играми, заменяя ими чтение русских сказок в кругу семьи. Поэтому необходимо в детях с малых лет формировать творческого читателя. Воспитание дошкольников как читателей призваны наряду с детскими библиотеками, прежде всего – семья и дошкольные учреждения.
Современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребёнка. Негативным, отрицательным моментом в приобщении дошкольников к чтению являются утраченные традиционные семейные чтения. Многие родители не знают новинок детской литературы и о них сложно говорить, как о полноценных организаторах, чтения своих детей. Нечитающие родители – воспитывают нечитающих детей. Самоустранение от руководства чтением в современной семье наблюдается из-за недостатка знаний о пользе чтения вслух, о значении домашних библиотек, о необходимости чтения детской литературы разных жанров для воспитания детей творческими читателями. Поэтому возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития дошкольников является одной из важнейших проблем социума.
Библиотека становится центром читательского развития детей дошкольного возраста, выступает как основной социальный институт, способный оказать помощь семье в формировании дошкольников как читателей. На помощь детской библиотеке приходят партнёрские отношения с дошкольными учреждениями. Воспитатели дошкольных учреждений помогают формировать первоначальные представления о детском книжном мире, закладывают основу культуры чтения дошкольников. Работа осуществляется в этом направлении в совместной деятельности с семьёй и дошкольными учреждениями. В её основе – воспитание творческого читателя-дошкольника с расширенным кругом читательских интересов.
Наше дошкольное образовательное учреждение работает в тесном взаимодействии с детской библиотекой, семьёй.
1. С помощью подбора детской литературы, специально созданной для детей дошкольного возраста, осуществляется вхождение ребёнка в книжную вселенную. Именно она питает ум и воображение ребёнка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения.
2. Посещение тематических мероприятий, проводимых детской библиотекой. Совместная разработка и реализация детских исследовательских, творческих проектов.
3. Создаём среду детям дошкольникам для формирования будущего читателя.
4. Работу осуществляем в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Семья, соответствующая домашняя книжная среда, семейное чтение в становлении дошкольника как будущего читателя играют первостепенную роль. Одним из направлений является и педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры при формировании личности маленького читателя. Возрождение семейных чтений – это деятельность, которая окупится высоким результатом – воспитанием талантливого читателя, в будущем социально значимой личностью.
Спасибо за внимание!