ирина храмова
Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа
Отчет по самообразованию на 2017–2018 учебный год
В 2017 – 2018 учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа». Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа» размещена в разделах
Цель моей работы: повышение значимости роли семейного воспитания через приобщение дошкольников и их родителей к народной культуре.
Задачи:
• Побуждать интерес к произведениям устного народного творчества.
• Приобщать детей к истокам русской национальной культуре.
• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
• Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
• Показать детям красоту русского языка через народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках.
• Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
• Сформировать чувства национального достоинства.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Всегда останется актуальной проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В своей работе с детьми я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Ведь это кладезь старины. Потешки, сказки, игры, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались. Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении.
По данной теме изучала методическую литературу:
1. Антонова Г. А., Ельцов О. М., Николаева Н. Н. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» - СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.
1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., «Мониторинг в детском саду». СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.
2. «Знакомим детей с русским народным творчеством»/Сост. Куприна Л. С. и др. / СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.
3. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» Программа. /Сост. ; Князева О. Л., Маханева М. Д---СПб «АКЦИДЕНТ»,1997.
Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. — N 4. –с. 51.
С сентября по май проводилась работа над долгосрочным проектом «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».
Задачи проекта: знакомить детей с различными формами культуры;
• воспитывать отзывчивость на красоту русской природы и народного искусства;
• поддерживать у детей интерес к познанию жизни своих предков;
• формировать чувство любви к своей Родине;
• приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;
• совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
• формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
• воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения;
В процессе реализации плана самообразования по данной теме нами была изучена методическая литература и проведено анкетирование родителей по духовно-нравственному воспитанию детей. Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т. д.
В группе был оформлен книжный уголок, в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, дидактические игры по сюжетам русских народных сказок. Также была создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками. Подобраны раскраски по теме.
В процессе реализации плана самообразования с детьми были организованы следующие виды деятельности:
-НОД по чтению и рассказыванию русских народных сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».
-НОД по изобразительной деятельности: аппликация «У матрешки – день рождение», «Цветы», лепка «Маленькие ангелочки».
-Настольные театры.
-Народные игры.
-Игры-драматизации.
-Беседы: «Мои добрые поступки», «Семейные праздники», «Что за праздник Масленица?»
Просмотр презентации «Народные промыслы». Изготовление альбома «Малые фольклорные формы». Создание картотеки хороводных игр, считалок, закличек к народным играм.
На занятиях по духовно-нравственному воспитанию знакомила детей с историей православных праздников, с традициями и обрядами, церковью и другими основами православной культуры.
Дала знания детям о том, как встречают православные праздники в России.
Закрепление полученных знаний и ознакомление с родным краем и родным городом осуществлялось через использование бесед, рассматривание фотографий, макетов и специальной литературе.
Для родителей были подготовлены консультации: «Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей»; «Воспитание детей на традициях русской народной культуры»; «Обряды и обычаи русской народной культуры». Также были организованы выставки работ детей и родителей на темы : «Рождественский венок», «Пасхальные поделки».
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы достигли следующих результатов:
• устойчивости навыков поведения;
• сформированности основ ценностных сфер личности;
• целостности восприятия мира;
• воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
• развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
• усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
• знакомство воспитанников ДОУ и их родителей с основными христианскими праздниками: Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха и другими, через приобщение к традициям русского народа.
Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны:
- дети проявляют самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
- у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
- дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
- дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.
В дальнейшем я планирую продолжать работу по данной теме самообразования, использовать в работе новые творческие идеи на пути приобщения дошкольников к истокам народной культуры.