Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа

ирина храмова
Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа

Отчет по самообразованию на 2017–2018 учебный год

В 2017 – 2018 учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа». Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа» размещена в разделах

Цель моей работы: повышение значимости роли семейного воспитания через приобщение дошкольников и их родителей к народной культуре.

Задачи:

• Побуждать интерес к произведениям устного народного творчества.

Приобщать детей к истокам русской национальной культуре.

• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

• Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

• Показать детям красоту русского языка через народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках.

• Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

• Сформировать чувства национального достоинства.

• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Всегда останется актуальной проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В своей работе с детьми я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Ведь это кладезь старины. Потешки, сказки, игры, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались. Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении.

По данной теме изучала методическую литературу:

1. Антонова Г. А., Ельцов О. М., Николаева Н. Н. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» - СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., «Мониторинг в детском саду». СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.

2. «Знакомим детей с русским народным творчеством»/Сост. Куприна Л. С. и др. / СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.

3. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» Программа. /Сост. ; Князева О. Л., Маханева М. Д---СПб «АКЦИДЕНТ»,1997.

Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. — N 4. –с. 51.

С сентября по май проводилась работа над долгосрочным проектом «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».

Задачи проекта: знакомить детей с различными формами культуры;

воспитывать отзывчивость на красоту русской природы и народного искусства;

• поддерживать у детей интерес к познанию жизни своих предков;

• формировать чувство любви к своей Родине;

• приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;

• совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;

• формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;

воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения;

В процессе реализации плана самообразования по данной теме нами была изучена методическая литература и проведено анкетирование родителей по духовно-нравственному воспитанию детей. Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т. д.

В группе был оформлен книжный уголок, в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, дидактические игры по сюжетам русских народных сказок. Также была создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками. Подобраны раскраски по теме.

В процессе реализации плана самообразования с детьми были организованы следующие виды деятельности:

-НОД по чтению и рассказыванию русских народных сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».

-НОД по изобразительной деятельности: аппликация «У матрешки – день рождение», «Цветы», лепка «Маленькие ангелочки».

-Настольные театры.

-Народные игры.

-Игры-драматизации.

-Беседы: «Мои добрые поступки», «Семейные праздники», «Что за праздник Масленица?»

Просмотр презентации «Народные промыслы». Изготовление альбома «Малые фольклорные формы». Создание картотеки хороводных игр, считалок, закличек к народным играм.

На занятиях по духовно-нравственному воспитанию знакомила детей с историей православных праздников, с традициями и обрядами, церковью и другими основами православной культуры.

Дала знания детям о том, как встречают православные праздники в России.

Закрепление полученных знаний и ознакомление с родным краем и родным городом осуществлялось через использование бесед, рассматривание фотографий, макетов и специальной литературе.

Для родителей были подготовлены консультации: «Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей»; «Воспитание детей на традициях русской народной культуры»; «Обряды и обычаи русской народной культуры». Также были организованы выставки работ детей и родителей на темы : «Рождественский венок», «Пасхальные поделки».

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы достигли следующих результатов:

• устойчивости навыков поведения;

• сформированности основ ценностных сфер личности;

• целостности восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

• развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

• знакомство воспитанников ДОУ и их родителей с основными христианскими праздниками: Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха и другими, через приобщение к традициям русского народа.

Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны:

- дети проявляют самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.

- у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.

- дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.

- дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.

В дальнейшем я планирую продолжать работу по данной теме самообразования, использовать в работе новые творческие идеи на пути приобщения дошкольников к истокам народной культуры.

Публикации по теме:

Приемы работы с отклоняющимся поведением детей через духовно нравственное воспитание Елена Алексеевна Шувалова МКДОУ Д/С № 83 г. Россоши Воронежской области Как отличить каприз от срыва? Надо ли хвалить детей, и если да,.

Анализ по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»Анализ по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка. Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную.

Духовно-нравственное патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Духовно-нравственное патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитатель Анисимова Екатерина Егоровна. Духовный мир ребенка.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Музыкальный руководитель Рожкова Яна Юрьевна.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» На сегодняшний день духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста просто необходимо. Без данного воспитания, ребенок потеряют.

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Приобщение детей к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина 1 слайд Я работала по теме: Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников: приобщение детей к творчеству великого русского поэта.

Кукла в национальном костюме. Приобщение старших дошкольников к культуре и быту русского народаКукла в национальном костюме. Приобщение старших дошкольников к культуре и быту русского народа В подготовительной группе дошкольникам в рамках занятий рисованием предлагается такая интересная, хотя и сложная тема, как изображение.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Срок реализации проекта– 1 год.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Педагогический проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Автор.

Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Традиции и обычаи русского народа» Государственное казенное учреждение Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнечный лучик».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа
Опубликовано: 23 мая 2018 в 14:25
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа» (включая файлы) размещена пользователем ирина храмова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД