Валентина Жегалина
Педагогический опыт «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время государство особое внимание уделяет патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать ребёнка настоящим патриотом Родины? Эта задача не из лёгких в современном мире. Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого нет будущего. «Корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях.» (Джавахарлал Неру).
Публикация «Педагогический опыт „Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Знакомство детей с мордовским этносом и обучение их мордовскому языку, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребёнка в детских садах Мордовии.
Мир мордовской культуры открывает детям нравственные ценности мордовского народа : трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Воспитанники получают много информации о культуре коренного народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа.
Концептуальность
Практическое решение данной проблемы заключается в поиске новых современных подходов к развитию патриотических чувств дошкольников. Формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре способствует активизации патриотических качеств у детей дошкольного возраста.
В связи с этим определились следующие цели:
- формирование нравственных и патриотических качеств личности на основе приобщения детей к народной культуре, обучения родному языку;
- поликультурное воспитание детей на основе широкого знакомства с культурой других народов;
- применение необходимых моральных ориентиров, почерпнутых из народной мудрости и опыта, формировавшихся веками народных принципов и заповедей;
- воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущения своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры.
Наличие теоретической базы опыта
За основу в своей работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, через ознакомление с родным краем взяла программу А. И. Исайкиной «Обучение мордовским языкам в ДОУ Республики Мордовия». Также использую примерный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём», автор О. В. Бурляева, которая помогает приобщать детей к культурному наследию родного края.
Ведущая педагогическая идея
Очень важно заложить в дошкольном возрасте интерес к языку той земли, республики, где он живёт, любовь к мордовской литературе. И эта любовь ребёнка к национальному языку, произведениям мордовской художественной литературы, музыке будет являться одним из проявлений патриотизма, ступенькой любви к большой Родине.
Развивая ребёнка в этнокультурной среде, акцентируется внимание на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы; на желании участвовать в их сравнении и приумножении; на чувстве гордости, уважения и любви к малой родине.
Важное средство воспитания детей дошкольного возраста - народное творчество. Мордовская художественная литература и фольклор, произведения народных промыслов несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребёнка.
В процессе реализации задач инновационного педагогического опыта : дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями, и обычаями мордовского народа, осознают собственную культурную принадлежность; воспитываются в духе уважения народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Оптимальность и эффективность
Проводимая работа с детьми и родителями знакомит с устно- поэтическим творчеством мордовского народа; народным декоративно - прикладным искусством, мордовскими народными играми; фольклором и произведениями писателей Мордовии; музыкой и музыкальным фольклором, композиторами Мордовии, позволяя раскрыть все многообразие национального колорита.
Началась работа с опроса родителей о национальном воспитании детей и семейных традициях. Была проведена беседа на тему: «Мой родной язык». Родители предложили пополнить мордовский национальный уголок, в чем и приняли активное участие, принося различные экспонаты мордовской старины.
Работа направлена на воспитание и пробуждение у детей интереса к мордовскому языку и стремления к общению на этом языке. С этой целью, в рамках дополнительного образования, организовала занятия с детьми в кружке «Баягине». Общение на мордовском языке организуется в различных формах совместной деятельности, в игровых ситуациях, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о друзьях, о сказочных персонажах, и их поступках в различных ситуациях. Одним из наиболее ярких выражений в народном творчестве всех народов является национальный костюм. На кружковых занятиях и НОД дети получают знания о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.
Обращение к фольклорному искусству мордовского народа стало основной темой в проектной деятельности на тему: «Моя малая родина».
Дети с удовольствием слушают мордовскую музыку, исполняют песни на мордовском языке, национальные танцы, участвуют в развлечениях. Мордовские народные игры («В ключи», «В платки», «Раю-раю», «В карусель» и другие, содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.
Результативность
- Возникновение интереса к истории, традициям родного края;
- Расширение знаний детей о мордовской народной культуре;
- Активизации позиции родителей как участников педагогического процесса;
- Возникновение у детей интереса и стремления к общению на эрзянском языке;
- Проявление патриотизма, стремление к познанию исторической культуры мордовского края, его традициям, ценностям.
Опыт представлен
Принимала участие в работе Межрегионального семинара с международным участием «Финно-угорские языки и культура в дошкольном образовании : проблемы обучения, опыт, перспективы» на базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е Евсевьева» (2014 г.). Участвовала в региональном научно - методическом семинаре для педагогов ДОУ «Инновационные подходы к дошкольному образованию» и выступила с докладом «Декоративно-прикладное искусство как средство реализации национально-регионального компонента» (2014 г.). Провела фольклорный праздник в логопедической группе «Мордовская зима» (2017 г.). Выступала на городском семинаре-совещании для воспитателей МДОУ г. о. Саранск с докладом по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях поликультурного региона (2015 г.)
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.