НИНА ОСЬКИНА
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к мордовской культуре и традициям
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье раскрывается сущность и понятие патриотического воспитания детей, выделяются основные направления патриотического воспитания, по которым ведут свою деятельность педагоги Мордовии. Также в статье описываются мероприятия и программы, которые являются традиционными в ходе воспитательного патриотического процесса в Мордовии. Подробным образом исследуется оптимальная программа патриотического воспитания детей, состоящая из десяти тематических направлений. Особо заостряется внимание на необходимости обучения детей родному национальному языку, мордовской культуре и традициям.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к мордовской культуре и традициям» размещена в разделах
Ключевые слова: патриотическое воспитание детей, воспитание патриотизма в Мордовии, программа воспитания патриотизма для детей дошкольного возраста, обучение детей мордовскому языку, приобщение детей к мордовской культуре, патриотические занятия с детьми.
Широко известным мнением является то, что будущего не может быть там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого – нет будущего.
В настоящее время государство стало больше уделять внимания патриотическому воспитанию юного поколения, причём это касается не только детей и подростков школьного возраста, но и дошкольников.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного и целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого детства. Известно, что ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются от ребёнка, зависит от окружающих его взрослых, от методов воспитания и духовного обогащения.
Воспитание ребёнка в духе патриотизма – это сложная задача, которую должны решать не только родители, но и окружающий социум, в т. ч. педагоги учреждений дошкольного и дополнительного образования.
Восточная мудрость гласит, что корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа можно устремлять в любом направлении. Отсюда следует, что необходимо знать и почитать историю своего края, традиции своего народа, язык, обряды, легенды. Каждому человеку необходимо знать свою историю.
Что касается воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в Мордовии, то такое знакомство начинается с обучения детей мордовскому языку и мордовским традициям в детских садах. Детям в детском саду прививается мир мордовской культуры, который открывает детям нравственные ценности Мордовии – трудолюбие, милосердие, любовь к природе и родному краю.
Ребёнок в детском саду Мордовии с детства начинает получать много информации по следующим направлениям:
- знания о культуре коренного народа Мордовии;
- знания о родном крае;
- знания о традициях мордовского народа;
- знания об истории мордовского народа.
Педагоги дошкольного образования, педагоги дополнительного образования, работники сферы культуры и образования Мордовии считают, что в сфере воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста имеется масса проблем. Например, это проблема поиска новых подходов, которые были бы адаптированы к современным условиям развития и роста ребёнка, чтобы воспитывать патриотические чувства у дошкольника в соответствии с настоящей эпохой. Кроме того, в отдельных дошкольных учреждениях не считают нужным прививать патриотические чувства к Родине посредством формирования у детей начал национального самосознания. В некоторых детских учреждениях Мордовии патриотические чувства у детей прививают именно к России, к стране, а вопрос привития любви к родному краю остаётся второстепенным.
В результате определения этих проблем педагоги Мордовии считают, что основными целями их работы на ближайший период будут [1] :
- работа по формированию нравственных и патриотических качеств личности на основе приобщения детей к мордовской культуре и обучению их мордовскому языку;
- проведение поликультурного воспитания детей на основе широкого знакомства с культурами других народов;
- применение в работе необходимых моральных ориентиров, которые почерпнуты из народной мудрости и опыта, которые формировались веками народными принципами и заповедями;
- проведение воспитательных работ на тему гражданственности и любви к Родине, на тему почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущения своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и своей культуры.
Основные мероприятия, которые проводят в Мордовии в рамках увеличения знаний о методике патриотического воспитания детей дошкольного возраста, это [2] :
- ежегодный Межрегиональный семинар с международным участием «Финно-угорские языки и культура в дошкольном образовании : проблемы обучения, опыт, перспективы»;
-ежегодные научно-практические конференции с международным участием «Этнокультурное образование : опыт и перспективы»;
- ежегодные доклады опытных педагогов на тему «Приобщение дошкольников к культурному наследию родного края»;
- ежегодные семинары – совещания для воспитателей на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях поликультурного региона».
Основные программы, которые являются теоретической базой для патриотического воспитания детей дошкольного возраста в Мордовии, это:
1) программа Исайкиной А. И. «Обучение мордовским языкам в ДОУ Республики Мордовия»;
2) программа дошкольного образования Бурляева О. В. «Мы в Мордовии живём».
Идеи этих программ заключаются в том, что важно заложить у детей в дошкольном возрасте интерес к языку того края, региона, республики, где он проживает, любовь к местной литературе. Эта любовь детей к родному языку, а также к произведениям мордовской художественной литературы, музыке – в будущем будет основой проявления патриотизма и одной из ступеней любви к большой Родине.
Ребёнок, который развивается в сфере этнической культуры, в атмосфере приобщения его к красоте и добру, начинает видеть неповторимость своей национальной культуры, красоту природы родного края, желает участвовать в сравнении своей национальной культуры с культурами других народов, приумножать и развивать её, гордится и уважает свою малую Родину.
Педагоги мордовских учреждений считают, что важным методом воспитания детей дошкольного возраста является народное творчество. Именно поэтому в ходе воспитательного процесса применяется мордовская художественная литература, фольклор, произведения народных промыслов, которые выступают носителями черт национальных традиций и содержат информацию о родном крае, верованиях и культуре народа Мордовии. Это побуждает детей наблюдать, размышлять и рассуждать, активно пополнять свой словарный запас.
В ходе реализации задач воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста дети в первую очередь должны :
1) ознакомиться со сказками, устными преданиями, легендами и мифами Мордовии;
2) познакомиться с основными национальными праздниками Мордовии – их историей, значением, традициями и обычаями, приуроченными к этим праздникам;
3) осознать факт собственной принадлежности к народному этносу, при этом педагог должен привить чувство гордости у ребёнка, уважения к другим народам.
Педагоги также проводят работу с детьми по следующим направлениям:
- знакомят детей с устным и поэтическим творчеством народа Мордовии;
- знакомят детей с народным декоративно-прикладным искусством;
- проводят с детьми мордовские народные игры;
- знакомят детей с фольклором и произведениями писателей Мордовии;
- знакомят детей с музыкой и музыкальным народным творчеством, с произведениями мордовских композиторов.
Иными словами, работа по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста включает всевозможные методы и приёмы, позволяющие всесторонне раскрыть национальный колорит.
Также во многих детских дошкольных учреждениях ведётся работа по обучению детей национальному языку. Она, как правило, начинается с опроса родителей о том, что они подразумевают под национальным воспитанием детей, какие в их семьях имеются традиции. Также осуществляется опрос родителей на тему родного языка, нужно ли обучать их детей национальному языку.
Зачастую работ по изучению мордовского языка начинается с создания в детских учреждениях мордовского национального уголка, в чём принимают активное участие не только педагоги, но и родители – приносят различные экспонаты мордовской старины. Подобные меры направлены на вызывание интереса у детей к мордовскому языку, к стремлению научиться общаться на мордовском языке.
Работы по изучению мордовского языка организуются в различных формах. Например [3] :
- совместная деятельность педагога и детей, в ходе которой педагог называет на мордовском языке те или иные предметы, озвучивает свои действия, просит повторить;
- игровая деятельность – педагог в ходе игры с детьми даёт им информацию об игрушках, о себе и о своих действиях, о сказочных героях, о поступках на мордовском языке.
Ещё один важный элемент патриотического воспитания детей дошкольного возраста в рамках дополнительного образования – это использование национального костюма. Вообще национальный костюм является одним из самых ярких выражений своей культуры у всех народов. В рамках дополнительных занятий с детьми педагоги дают им знания о народных костюмах: о цветовой гамме и значениях отдельных элементов вышивки, о названиях предметов национального костюма, об их предназначении, о традиционном повседневном и о праздничном костюме. Всё это способствует развитию художественного вкуса у детей и пониманию народного творчества.
Помимо применения костюмов в занятиях с детьми дошкольного возраста, педагоги дошкольного образования с целью патриотического воспитания часто обращаются к фольклорному искусству мордовского народа. Кроме того, дети с удовольствием слушают мордовскую музыку, исполняют песни на мордовском языке, национальные танцы, участвуют в развлечениях.
На уличных занятиях с детьми педагоги организуют мордовские народные игры («В ключи», «В платки», «Раю-раю», «В карусель» и другие). Эти игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.
Можно привести пример программы, которая используется для занятий с детьми дошкольного возраста в детских учреждениях Мордовии, способствует воспитанию у них патриотизма.
Первая тема – «Кто я и где я живу».
В рамках занятий с детьми по этой теме педагоги знакомят ребёнка с его личностью, способствуют пробуждению интереса к малой родине.
Основные занятия по этой теме сводятся к следующему:
- состав рассказа о себе (о своих положительных качествах);
- просмотр видео или презентации на тему «Мордовия моя». В состав презентации можно включать кадры и фотографии того населённого пункта, где расположено детское учреждение;
- беседа педагога с детьми после представленного их вниманию видео или презентации. Ответы на вопросы.
Вторая тема – «Мордовский музыкальный фольклор».
В рамках занятий с детьми педагог предлагает им прослушать мордовские музыкальные произведения, самые простейшие фольклорные жанры.
Основные занятия по этой теме сводятся к следующему:
- педагог озвучивает детям текст мордовской песни, в дальнейшем ведёт беседу с детьми на тему – о чём прозвучала песня;
- педагог предлагает детям выбрать музыкальный инструмент на интерактивной панели (либо на картинках, либо озвучить устно свой выбор, который им понравился больше всего. Далее педагог просит рассказать ребёнка – почему он выбрал этот инструмент, рассказывает о его названии, о том, какие музыкальные произведения можно исполнить с применением этого инструмента;
- педагог предлагает провести игру с детьми по теме музыкальных инструментов – кто знает больше мордовских музыкальных инструментов.
Третья тема – «Сказки Мордовии».
В рамках этой темы педагог знакомит детей с мордовскими сказками – читает самостоятельно лучшие произведения, делится своими детскими впечатлениями о мордовских сказках, ставит их на аудио системах.
Основные занятия с детьми по этой теме сводятся к следующему:
- проведение совместных чтений и обсуждений мордовских сказок. Это мероприятие можно осуществлять с детьми ежедневно, создавая самостоятельно подобие ритуала;
- проведение бесед с детьми о прочитанных сказках, а именно педагог должен расспросить детей о том, чему сказка их научила;
- реализация игры на тему «Продолжение сказки». Ребёнок должен придумать продолжение прочитанной мордовской сказки. Он может выразить свои мысли как устно, так и в виде рисунка, а потом по рисунку рассказать продолжение.
Четвёртая тема – «Народное искусство Мордовии».
В рамках изучения этой темы педагоги должны познакомить детей с народным искусством Мордовии. Рассказать о народных промыслах и художественных особенностях, о национальных традициях искусства Мордовии.
Основные занятия с детьми по этой теме сводятся к следующему:
- просмотр презентации или видеоматериалов по теме «Мордовские народные промыслы»;
- проведение бесед педагога с детьми на тему просмотренной презентации. Педагог должен быть уверенным в том, что все дети поняли суть увиденного материала. Если кто-то из детей не полностью понял представленный материал, то педагог должен объяснить всё увиденное доступным детям языком;
- проведение беседы с детьми о мордовских промыслах, выявление у детей интереса – хотели бы они сделать подобные вещи. Если да, то почему именно этот народный промысел им понравился;
- осуществление практического задания. Педагогу требуется выбрать самостоятельно какой-либо мордовский вид художественного промысла, который дети могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых – без опасности получить травму. Это может быть лепка из глины с дальнейшим нанесением мордовских национальных узоров на сделанный предмет.
Пятая тема – «Народные игры Мордовии».
В рамках этой темы педагоги должны познакомить детей с исконно мордовскими играми, которые существуют в среде мордвы издревле.
Основные занятия с детьми по этой теме сводятся к следующему:
- педагоги проводят с детьми несколько национальных игр, при этом подробно объясняют правила, произносимые слова, разъясняют смысл этой игры. Игры можно проводить как в закрытом помещении, так и на прогулках;
- после проведённых игр педагог должен провести беседу с детьми на тему о том, какая игра детям понравилась больше всего и почему;
- педагог просит детей нарисовать понравившуюся игру из проведённых народных игр. В дальнейшем он опрашивает ребёнка по рисунку – помнит ли он правила игры, а также: почему именно эта игра ему запомнилась.
Шестая тема – «Национальный костюм Мордовии».
В рамках занятий с детьми по этой теме педагог должен познакомить их с национальными костюмами Мордовии – от простых повседневных до праздничных выходных костюмов. Костюмы могут быть выбраны из какого-либо одного района Мордовии, в котором располагается детское учреждение.
Основные занятия с детьми по этой теме сводятся к следующему:
- просмотр видеоматериала или презентации о мордовских национальных костюмах;
- проведение педагогом беседы с детьми на тему просмотренного материала. Педагог расспрашивает детей – был ли понятен материал, что дети увидели на кадрах, что интересного им запомнилось;
- педагог предлагает выбрать детям самостоятельно костюм, который им понравился в большей степени по сравнению с остальными, а также просит рассказать о причинах выбора;
- педагог проводит с детьми игру, связанную с костюмами – найти отличия между костюмами (можно выбрать мордовские костюмы различных районов, различных эпох, а также в зависимости от возраста и уровня внимательности детей, добавить в материалы о мордовских костюмах костюмы других народов);
- педагог просит детей нарисовать понравившийся костюм, а затем рассказать о нё м: кто носил такой костюм, по какому поводу.
Седьмая тема – «Произведения детских писателей и поэтов Мордовии».
В рамках изучения этой темы педагоги должны познакомить детей с литературными произведениями мордовских писателей и поэтов. Произведения могут быть выбраны педагогами самостоятельно, а могут заранее согласовываться с родителями.
Основные занятия с детьми по этой теме сводятся к следующему:
- чтение педагогом детям произведений мордовских поэтов и детских писателей;
- проведение бесед после прочтения произведения на темы: «чему учит эта книга», «о чём эта книга», «кто главный герой этой книги», «хотел бы я быть похожим на этого героя»;
- педагог просит детей нарисовать иллюстрацию к прочитанной книге, а затем рассказать о ней: что изображено, почему именно этот момент прочитанного произведения;
- педагог просит детей придумать собственное произведение, аналогичное прослушанной книге.
Восьмая тема – «Мордовия – моя малая родина».
В рамках этой темы педагог должен познакомить детей с символикой Мордовии, расширить знания детей об их малой родине. Дети должны осознать, что они живут в России, что Мордовия – часть России, но также является самостоятельной республикой, что у неё есть своя символика (герб).
Основные занятия с детьми по этой теме сводятся к следующему:
- педагог проводит с детьми беседу о символике, что в неё входит, об основных символах Мордовии;
- педагог показывает детям герб Мордовии и просит детей описать, что изображено на гербе, а также рассказывает историю создания герба;
- педагог даёт прослушать детям гимн Мордовии, затем проводит опрос среди детей на тему, о чём поётся в гимне Мордовии;
- педагог просит детей изобразить герб для их родного населённого пункта (города, села, деревни и т. д., затем расспрашивает об элементах герба, задаёт вопросы о том, почему именно так, а не иначе должен выглядеть гимн населённого пункта.
Девятая тема – «Саранск – столица Мордовии».
В рамках этой темы педагог даёт детям представление о том, каких размеров их регион, что Саранск – это центр республики, столица. Рассказывает детям о достопримечательностях города, о его истории – с древнейших времён до современности.
Основные занятия с детьми по этой теме сводятся к следующему:
- просмотр видеоматериала о достопримечательностях Саранска;
- проведение беседы с детьми после окончания просмотра на темы: «какие главные достопримечательности есть в Саранске», «какая из достопримечательностей мне понравилась больше всего»;
- педагог просит детей нарисовать иллюстрацию к увиденным материалам, а затем рассказать о ней: что изображено, почему именно эта достопримечательность была выбрана;
- педагог просит детей составить рассказ об увиденных достопримечательностях.
Десятая тема – «Мои соседи по Республике».
Педагог должен донести до детей сведения, что в других регионах, краях и частях России живут люди других национальностей. Но есть и национальности, которые проживают в Мордовии. Основная его задача заключается в том, чтобы дети запомнили девиз «Мы разные, но мы вместе!».
Основные занятия с детьми по этой теме сводятся к следующему:
- просмотр видеоматериала о соседях по Республике Мордовия;
- проведение беседы с детьми после окончания просмотра на темы: «что интересного вы узнали», «что удивило больше всего»;
- проведение беседы с детьми на тему о том, как вести себя, чтобы не обидеть человека другой национальности;
- педагог просит детей нарисовать иллюстрацию о жителях республики Мордовия, а затем рассказать – что на неё нарисовано;
- педагог просит детей составить рассказ о том, как необходимо вести себя, чтобы народы Мордовии жили мирно и дружно.
Одиннадцатая тема – «Я – достойный житель Республики».
В рамках этой темы педагог рассказывает детям о том, как они могут внести свой вклад в сохранение достояний малой родины:
- о правилах поведения на природе;
- о правилах поведения в общественных местах;
- о возможностях оказания посильной помощи детьми пожилым людям;
- о возможности оказания посильной помощи детьми в рамках акций по благоустройству Республики.
Основные занятия с детьми по этой теме сводятся к следующему:
- проведение беседы с детьми на тему: «как нужно себя вести, чтобы стать достойным гражданином Мордовии»;
- педагог просит детей составить рассказ о своей малой Родине.
Основные результаты, которые ожидаются по итогам таких занятий с детьми дошкольного возраста, это:
- возникновение интереса к истории, традициям родного края;
- расширение знаний детей о мордовской народной культуре;
- активизации позиции родителей как участников педагогического процесса;
- возникновение у детей интереса и стремления к общению на эрзянском языке;
- проявление патриотизма, стремление к познанию исторической культуры мордовского края, его традициям, ценностям.
Литература
1. Мазуренко О. В., Сергеева Е. Е. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности // Молодой ученый. - 2015. - №20.1. -с. 24-26
2. Трифонова В. В. Методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2017. – с. 91
3. Ярондайкина Ю. А. Обучение мордовскому языку детей дошкольного возраста // Детский сад : теория и практика. – 2017. – №2. – с. 27