Татьяна Давыдова
Применение современных психолого — педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
Тема: «Применение современных психолого – педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде»
По итогам анкетирования педагогов был сформулирован запрос на проведение семинара по теме «Законы развития личности в реальной и виртуальной среде». Его актуальность обусловлена наличием в профессиональном стандарте педагога такого умения как применение педагогических технологий на основе знаний законов развития личности в реальной и виртуальной среде.
Публикация «Применение современных психолого — педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения» размещена в разделах
Что такое «технология»? «Технология» от греческого techne – искусство, мастерство и logos– учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе обозначает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Развитие личности – сложнейший процесс реальности. Наука выделяет в нем развитие физическое, психическое, духовное, социальное и др. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами. Развитие личности – одна из главных категорий в психологии и педагогики.
Л. И. Божович понимает развитие личности как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Педагогу важно знать психологию развития личности, возрастные и индивидуальные различия людей, чтобы на этой основе вести профессионально грамотную работу, определяя цели, содержание и средства педагогической деятельности с конкретными детьми.
Жизнь каждой личности динамична, поскольку является непрерывным, постоянно развивающимся процессом обобщения и прогнозирования условий обитания.
Человек является заложником обстоятельств, в которых приходится интерпретировать жизненный опыт, создавать индивидуальные схемы, формировать свое отношение к миру. Формирование личности является начальным этапом развития свойств личности.
Развитие личности обусловлено внешними и внутренними факторами.
Принадлежность субъекта к определенной культуре, классу, семейной среде относятся к внешним факторам.
К внутренним относятся генетические, биологические и физиологические факторы
(ее чувства, волю, интересы, деятельность. Формируемые под влиянием внешних факторов, они сами становятся источником развития)
Процесс развития личности
В педагогике существует 2 подхода к пониманию развития личности :
Биологический подход подразумевает процесс развития личности, обусловленный природными факторами, присущими человеку с рождения;
Социологический подход предполагает, что первостепенное влияние на человека оказывают социальные факторы.
Исследователи отмечают, что личность является целостной системой, на которой отражаются как биологические, так и социологические факторы.
Законы развития личности.
Первый закон развития личности состоит в следующем : жизнедеятельность личности есть одновременно проявление всех ее основных функций. Иными словами, жизнедеятельность личности – это одновременно ее дело, общение, разум, чувствование и познание.
8 слайд
Второй закон развития личности приобретает исключительное значение для практической педагогической деятельности, поскольку он вскрывает механизм образования и становления качеств личности. Его можно сформулировать так: в однотипных поступках, повторяющихся в сходных обстоятельствах, умение аккумулируется в навык, затем закрепляется в привычку, чтобы в качестве нового действия включиться в обычай.
Третий закон развития личности прямо вытекает из второго: всякий акт жизнедеятельности личности в индивидуальном опыте первоначально совершается как поступок. Личность начинается с поступка.
Вспомним древнее изречение: посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу. Привычка – именно тот процесс, посредством которого убеждение становится наклонностью и мысль переходит в дело. Не следует забывать, что привычка творится в поступках.
Мы с вами вспомнили законы развития личности в реальной среде. А как влияет виртуальная среда на развитие личности? В связи с этим важно сказать о том, что сегодня в сознании людей имеет место кризис представлений о человеке вообще и представлений о совершенном человеке в частности. Еще в 1984 г. М. К. Мамардашвили в своем докладе «Сознание и цивилизация» сказал: «…среди множества катастроф, которыми славен и угрожает нам XX век, одной из главных, и часто скрытой от глаз, является антропологическая катастрофа, проявляющаяся совсем не в таких экзотических событиях, как столкновение Земли с астероидом, … и даже не в экологической или ядерной трагедии. Я имею в виду событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно важное может необратимо в нем сломаться в связи с разрушением или просто отсутствием цивилизованных основ процесса жизни».
Со второй половины прошлого века особенно остро ставится вопрос о том, что прогресс в обществе, который понимается как уровень научно-технического развития и возрастания объема материальных благ и процесс нравственного развития личности сильно расходятся, движутся в разные стороны. Становится все более очевидным, что развитие одного разума, интеллекта без развития души, совести как внутреннего личностного регулятора нравственного поведения, при отсутствии представления об идеальном, совершенном человеке, ведет к той катастрофе, о которой и говорит Мамардашвили. Поэтому очень актуальной сегодня становится проблема воспитания нравственного человека, создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения, нравственного сознания.
Особенно интенсивно на фоне бурного прогресса этих технологий выделяется всемирная глобальная сеть Интернет, которая существенно меняет условия формирования личности и ее совести в том числе. В строящемся информационном обществе функции социализации подростков начинает активно брать на себя Интернет.
Особенно актуально знать, как влияют эти особенности Интернета на формирование нравственной сферы личности. И первая особенность, о которой следует помнить, это то, что виртуальная реальность, в которой сегодня проходит иногда большая часть жизни и досуга детей и подростков, никак не связана с нравственным законом и моральными нормами совместного существования людей именно в силу автономности, анонимности и полной свободы от всяких ограничений интернет - среды.
Часто пребывание в виртуальном мире может восприниматься самим человеком (особенно детьми и подростками) как эквивалентное существованию в реальном мире. В этом случае отсутствие нравственного закона в виртуальной реальности принимается как нечто должное и переносится на поведение в реальной жизни.
В водовороте информационных потоков и возможностей интернета, с одной стороны, и его рисков и опасностей – с другой, трудно сориентироваться даже опытному пользователю, а ребенку в его сложной жизненной ситуации – особенно.
Во-первых, в ситуациях, когда виртуальная реальность является основной жизненной реальностью, в которой ребенок ищет идеалы для самоидентификации, не формируются причинные схемы, определяющие статус личности как субъекта нравственного действия.
Во-вторых, ситуация неограниченной свободы действий в виртуальной реальности создает иллюзию вседозволенности, которая часто переносится на поведение в реальной жизни.
В-третьих, транзитная идентичность не обеспечивает самотождественности личности во времени, что чревато психическими расстройствами.
В-четвертых, существование в виртуальной реальности часто направлено на нарушение всяких норм, в том числе и нравственных, что фактически деформирует совесть, лишает ее чувствительности к ситуациям морального выбора, заглушает ее голос.
Наша задача, как педагогов, вести профилактическую работу, объясняя воспитанникам, о пользе и вреде интернета, о реальности и нереальности сети Интернет.
Жизнь современного общества становится все более компьютеризированной. И нам приходиться жить в этой виртуальной реальности.
Вот лишь немногие сферы жизни, в которых Интернет занимает прочные позиции:
1. Первое и самое главное, с чего начинает свое знакомство с Интернетом большинство пользователей, - это общение. И отвечая на вопрос, что же такое Интернет, большинство так или иначе упомянет именно его: кто-то начнет рассказывать про социальные сети с их неограниченными возможностями; кто-то про мессенджеры, такие, как Skype, Viber; кто-то о сайтах знакомств и т. д. И отчасти все они будут правы: ведь именно Интернет сделал возможным общение с любым человеком на земле практически с моментальной скоростью.
2. Второе место занимает индустрия развлечений : это фильмы, музыка, онлайн-библиотека, игры и многое-многое другое, что делает нашу жизнь интереснее или, возможно, создает иллюзию этого.
3. Не последнее место занимает и получение знаний при помощи Интернета. Сегодня в Интернете можно найти исчерпывающий ответ практически на любой вопрос, начиная с рецепта пирожков по бабушкиному рецепту и заканчивая строением ядерного реактора. Интернет хранит в себе огромное количество информации, доступ к которой можно получить в течение минимального времени.
4. Нельзя не упомянуть и финансовую составляющую: Интернет – это место совершения покупок и получения финансовой выгоды. Для совершения покупок через Интернет к вашим услугам множество интернет-магазинов на любой вкус, различные платежные онлайн-системы и многое другое, сам Интернет тоже можно «купить», не выходя из дома. На получение выгоды при помощи Интернета нацелены фриланс, рекламные сети, веб-дизайн, создание своих модулей, подготовка текстов, практически любой законный вид деятельности, который может послужить для заработка в реальности.
Интернет: польза или вред.
Интернет – это величайшее изобретение человечества, которое позволило стереть границы между странами и континентами, сделать людей ближе друг к другу, отбросить все комплексы и неудобства и просто общаться. Кроме того, Интернет открыл возможности для ведения прибыльного бизнеса, совершения покупок, игр и общения в режиме онлайн и многое другое. Сложно не согласиться с тем, что Интернет в нашей жизни играет особенную, очень важную роль.
Отрицательное воздействие Интернета.
Вред и польза Интернета – это понятия, граничащие друг с другом, если о пользе мы знаем и можем рассказывать об этом часами, то пора узнать и о вреде.
Отрицательное влияние Интернета – это несомненно те аспекты его использования, которые представляют наибольшую опасность как для физического, так и для психического здоровья человека.
В первую очередь, длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма.
Второй частой проблемой, указывающей на вред Интернета, становится нарушение сна, появление головных болей.
Третьей зоной поражения становится осанка.
Четвертая проблема – замедление обмена веществ. .
Признаками психологической зависимости от Интернета считают следующие:
• эйфория за компьютером;
• невозможность остановиться;
• увеличение времени, проводимого за компьютером;
• пренебрежение членами семьи, ложь о своей деятельности;
• депрессия, раздражительность вне компьютера.
Несмотря на все эти тревожные симптомы такой диагноз, как Интернет-зависимость, в нашей стране официально не зарегистрирован.
Польза Интернета.
Что же относится к несомненным плюсам Интернета? Это и не знающее границ расширение возможностей обычного пользователя: заработки в сети, способ проявить себя, показав только лучшие свои стороны, и помощь в поисках новой интересной работы, или старых друзей, связь с которыми давно утрачена.
Возможности сети поистине безграничны, а вот потребности и запросы путешествующих в Интернете самые разные. Здесь каждый прокладывает свой собственный путь, поэтому и польза для каждого своя. Вы сами выбираете услуги, полезные вам: отправить электронное письмо или оставить сообщение для группы новостей; обновить программное обеспечение или найти документы, необходимые им для профессиональной деятельности.
И, пожалуй, единственное, чего глобальная сеть никогда не сможет дать – это прелесть живого общения, написанных рукой дорогого человека писем. Но и этот недостаток сети можно превратить в достоинство, ведь именно он не дает нам навечно переселиться в виртуальную реальность.
Вреден Интернет или полезен – решать вам: насколько Вы сможете контролировать себя и что извлечете, вред или пользу.
В. П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии : Педагогическая технология – это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.
19 слайд
Обучающие игры
Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е годы 20 века. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр. Обучающие игры выполняют 3 основные функции :
• Инструментальная: формирование определенных навыков и умений;
• Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;
• Социально-психологическая : развитие коммуникативных навыков.
Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая – в дидактических, последняя – в ролевых играх.
20 слайд
Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:
1) Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;
2) Организация игрового процесса, включающая инструктаж – разъяснение правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди них;
3) Проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача;
4) Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами (психологом, педагогом).
Следует обратить внимание, что в обучающих играх используется не только игровой метод как таковой. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать различные методы – анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др.
21 слайд
Технология «Майнд-менеджмент» – это технология представления потоков информации в виде, требующем минимального времени и психофизиологических ресурсов для поиска, анализа и понимания.
Подобная технология позволяет существенно повышать эффективность решения интеллектуальных задач и получать от этого процесса больше удовольствия.
Автором этой технологии принято считать Тони Бьюзена – английского психолога, всемирно известного писателя, консультанта многих компаний и правительственных учреждений по вопросам интеллекта.
Учась в университете, Тони Бьюзен продолжал исследовать проблему запоминания, и ответ на многие вопросы он нашел у древних греков. Оказалось, что для развития и укрепления памяти они использовали воображение и ассоциации. Они помогали запоминать, а затем воспроизводить не десятки, а сотни и тысячи самых разнообразных фактов (необходимая способность при сдаче экзаменов и зачетов, когда успех зависит не только от того, сколько билетов выучено, но и от того, насколько точно получилось воспроизвести информацию во время ответа). Бьюзен сделал вывод, что записи, память, творчество связаны между собой, поэтому комбинированные записи, состоящие из рисунков, надписей и соединенные между собой линиями, помогают максимально использовать возможности нашего мозга и делать процесс работы над проблемой наиболее эффективным и рациональным.
Важное понятие майнд-менеджмента - интеллект-карта, также употребляются названия карта памяти, mindmap.
Майнд-фитнес - новая образовательная технология
Майнд (англ. «mind») – разум, фитнес (англ. fitness) – поддерживать форму, тренироваться. Данный термин впервые был употреблен в 2014 г. Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково» в издании «Атлас новых профессий», где представлены исчезающие профессии и те, которые будут востребованы до 2030 г.
В разделе «Образование» рассматривается тренер по майнд-фитнесу как «специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя»[1].
Президент РФ В. В. Путин в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме, который состоялся с 1 по 3 июня 2017 года, отметил, что «сейчас мы наблюдаем настоящее возрождение интереса нашей молодёжи к инженерным специальностям, естественно, научным дисциплинам. Кстати, Россия уже вышла на ведущие позиции в мире по числу студентов, которые обучаются инженерным профессиям. Важно, что одновременно повышается и качество подготовки кадров, укрепляются связи университетов и колледжей с реальной экономикой, как с государственным, так и частным сектором, а значит, растёт и востребованность будущих специалистов».
В связи с этим возрастает необходимость в развитии логического мышления у детей школьного и дошкольного возраста. С 2016 г. наше учреждение, Центр развития творчества «Уголёк», уже начало апробировать общеразвивающую программу по майнд-фитнесу «Разумная математика» для детей 10-12 лет (4-6 класс). Срок реализации – 2 года, режим посещения - 2 раза в неделю. Данная программа представлена на всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» https://www.youtube.com/watch?v=K5OScuHHZfw
В настоящее время в практиках частных и муниципальных учреждений существует программа «Ментальная арифметика», которая обучает детей быстрому счету. По данному методу дети учатся быстро складывать и вычитать в уме.
В результате занятий по программе «Разумная математика» обучающиеся знакомятся с различными методами решения логических задач: графический метод, табличный метод, решение задач с помощью диаграмм Эйлера-Венна, узнают свойства простейших геометрических фигур, учатся решать задачи на движение, взвешивание, переливание, разрезание; решать математические ребусы и софизмы, совмещая теорию с практикой. Дети разрезают яблоко, переливают воду из одной емкости в другую, замеряют секундомером скорость своего движения и др.
Такая связь с практикой позволяет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут и работать с разными детьми:
– с опережающими темпами развития;
– с ослабленным здоровьем (соматическая ослабленность, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность);
– низкой учебной мотивацией и трудностями в обучении (снижение интереса к учению, педагогическая запущенность);
– одаренными обучающимися со специальными способностями (повышенная эмоциональность, недостаточный уровень саморегуляции, трудности в общении).
Скрайбинг – это новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске.
Технология фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение. Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно.
Фасилитация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Технология «Хакатон»
Само слово «хакатон» – это термин, сформировавшийся из слов «хакер» и «марафон». Сегодня хакатоны проводятся не только по программированию, это соревнования, где специалисты из разных областей сообща работают над решением какой-либо проблемы. Обычно хакатоны длятся от одного дня до недели.
Многие хакатоны предназначены для образовательных или социальных целей. Результатом хакатона является не прототип будущего изделия, а уже готовый к запуску минимальный жизнеспособный продукт – первая версия, на котором можно протестировать работу идеи.
Как проходят хакатоны
Обычно хакатоны начинаются с презентации мероприятия в целом и конкретных тем, если они есть. Затем участники предлагают идеи и формируют команды, основанные на интересах и навыках. После этого начинается непосредственно работа над проектами, которая может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Еда на хакатонах (особенно тех, которые продолжаются больше суток) носит спонтанный характер, и, как правило, участники питаются едой вроде пиццы и энергетическими напитками. Также участники могут спать во время хакатона, если найдут, где.
Завершаются хакатоны презентациями проектов, во время которых каждая команда делится результатами своей работы. Иногда хакатоны носят соревновательный характер. В таких случаях жюри оценивает участников и выбирает победителей, которые награждаются призами.
26 слайд
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующийся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь, спутниковое телевидение и т. п.). Особенностью дистанционного обучения является, во-первых, обособленность (удаленность) воспитанника от педагога; во-вторых, самостоятельность – это некий вариант заочного обучения; и, в-третьих, активная интеграция информационных средств и ресурсов в процесс обучения и процесса общения.
Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность – каждый желающий может при определенных условиях стать «виртуальным студентом». Однако здесь возникает еще одна проблема: как оптимально сочетать доступность с высоким качеством? Вот как видит возможные пути решения этой проблемы отечественные специалисты. Для совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения программа дистанционного образования должна включать следующие принципы:
• Баланс системы «качество – доступность» может быть достигнут при сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на создание образовательного пространства (информационных ресурсов и учебного материала, с оптимальной организацией процесса обучения.
• Учебно-методическая работа педагогов предполагает выход на новый уровень – сотрудничество со специалистами по психологии и информационным технологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.
• В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование “on line” должно быть в некотором смысле универсальным. Это требует использования в обучении активизирующих методов и технологий. В дистанционном образовании большую роль играют виртуальные семинары, конференции и форумы, электронная переписка с педагогами.