Александра Владимировна Землянуха
Мастер-класс «Правополушарное рисование — нетрадиционный современный метод развития творческих способностей детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов по правополушарному рисованию
«Правополушарное рисование – нетрадиционный, современный метод развития творческих способностей детей с ОВЗ»
Публикация «Мастер-класс „Правополушарное рисование — нетрадиционный современный метод развития творческих способностей детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Правополушарное рисование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Цель: Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения методики правополушарного рисования.
Развитие творческих способностей
Задачи:
развивать творческие способности детей;
формировать практические навыки работы в технике правополушарного рисования;
развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию;
развивать эмоциональную сферу детей;
способствовать снятию напряжения, тревожности, гипперактивности.
Ход мастер-класса
Здравствуйте уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своем мастер-классе «Правополушарное рисование – нетрадиционный, современный метод развития творческих способностей детей с ОВЗ»
Сама методика правополушарного рисования появилась не так давно, но уже покорила мир. В чем смысл этой методики?
Она показывает, что рисовать может каждый из нас вне зависимости от возраста, своих способностей в изобразительной деятельности и за короткий срок все начинают создавать свои первые картины.
Слайд 2
Как известно, наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции.
Левое полушарие - это формальное восприятие, логика, символы и разум. Оно является ведущим, руководит нами. На протяжении всей нашей жизни нас учат быть «левополушарными». Среди такой категории людей много инженеров, философов, математиков, лингвистов.
Правое полушарие отвечает за пространственно-образное мышление. Это - наша интуиция, эмоции, чувства, вдохновение. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Благодаря развитию правого полушария мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно.
Слайд 3
Начало возникновения техники правополушарного рисования приводит нас к американскому нейропсихологу Роджеру Сперри. Он сделал открытие: каждое полушарие головного мозга работает как самостоятельный мозг. Это значит, что предложенную задачу решает или левое полушарие, или правое.
Если левое полушарие, отвечающее за аналитические способности, отрицает рисование, то необходимо предложить это правому полушарию, отвечающему за творческие способности, которое принимает задачу целиком, не раскладывая ее на части, интуитивно решая ее. Гармония в работе левого и правого полушарий способствует активной работе головного мозга.
А разработала методику правополушарного рисования американский преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс.
Слайд 4
Впервые о правополушарном рисовании я узнала, когда посетила мастер – класс художника Максима Манькова. Мы нарисовали множество мини – картин гуашью и две большие маслом. Получили яркие эмоции и удовольствие от совместной творческой деятельности.
Слайд 5
Захотелось рисовать еще больше и поделиться полученными знаниями с коллегами, и я провела мастер-класс «Правополушарное рисование». Коллеги остались довольны, хотя, некоторые думали, у них не получится.
В силу специфики нашего учреждения я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья и уже несколько лет веду кружок «Волшебная кисточка». Я стала применять данную методику и с детьми.
Слайд 6
Ребята успешно освоили увлекательное направление, но учитывая их психофизические особенности развития, сроки выполнения работы были увеличены. Все приемы рисования пришлось доводить до автоматизма и у нас это получилось, т. к. данная техника рисования для детей доступна и проста. Рисунки стали получаться великолепные, дети радовались своим успехам!
Слайд 7
Мой опыт работы с детьми показал, что использование правополушарного рисования :
благотворно влияет на развитие личности ребенка, его поведения и общения в процессе совместной деятельности сверстников и взрослых;
способствует формированию предпосылок изобразительной деятельности;
вызывает эмоционально-положительное отношение к рисованию.
Перепады настроения, излишняя агрессивность, неустойчивость эмоционального состояния – все это ушло под влиянием правополушарного рисования. У детей появилась уверенность в своих силах, если некоторые ребята отказывались принимать участие в работе, то видя успехи сверстников, через некоторое время все дети с удовольствием идут ко мне на занятие.
Слайд 7
Сейчас мы с вами создадим шедевры! Для этого нам понадобятся следующее оборудование:
- набор гуаши;
- кисти;
- бумага формата А5;
- влажные салфетки;
- баночки с водой.
Слайд 8
Основные правила, которые вам нужно знать:
1. Вам не нужно быть художником
2. Рисовать легко и быстро
3. Рисовать только самую суть и главные линии
Слайд 9
Я вам предлагаю один для всех сюжет, но цветовое оформление у каждого рисунка будет свое - индивидуальное, т. к. у вас нет ограничения в выборе цвета.
Существуют определенные приемы рисования, с некоторыми из них мы познакомимся в процессе работы.
1. Начнем мы с фона.
Создание фона горизонтальными мазками. Наносим широкой кистью белую гуашь на весь лист.
2. Ставим цветные пятна на весь лист, выбор цвета не ограничен.
Большой кистью растянуть пятна белой гуашью горизонтальным мазком от края до края. По одному месту проводим кисть не более двух раз. Фон должен покрыть весь лист.
3. Чуть ниже середины листа проводим горизонтальную линию и рисуем полоску леса на дальнем плане приемом прикладывания.
Кистью щетинкой делаем вертикальные отпечатки (приложили-убрали, слегка касаясь; где-то чуть выше, где-то чуть ниже, показывая разную высоту деревьев. Цвет выбираем в зависимости от фона.
4. Чистой чуть влажной кистью проводим под полоской леса, размывая границу резкого перехода из цвета в цвет.
5. Рисуем дерево, перевернув лист “вверх ногами”. От нижней части листа рисуем ствол неровной толстой линией, заходя на лес. Ветки утончаются кверху. Подкручиваем пальцем кисть, чтобы ветки были неровными, с кривизной.
6. Приемом “тычкование” рисуем листву дерева. Сначала наносим темные оттенки цвета, затем светлые, оставляя просветы между листвой.
7. Приемом сухая кисть на освещенные участки ствола и крупных веток наносим светлый тон.
8. Рисуем траву под деревом на нижнем плане. Наносим мазки снизу-вверх кистью щетинкой.
9. Круглой синтетической тонкой кистью добавляем травинки. Цвет от темного к светлому. Рисуем тонкие линии. Можно перевернуть лист “вверх ногами” и делать тонкие линии сверху-вниз.
В заключении хочу сказать, что правополушарное рисование стирает барьеры “я не смогу”, “у меня не получится”.
Рисунки в этой технике практически невозможно испортить, что всегда создает ситуацию успеха.
Уважаемые коллеги, родители и ваши дети, занимаясь правополушарным рисованием, вы приобретаете уверенность в себе и узнаете, что каждый из вас может рисовать.
Правополушарное рисование - отличный отдых для всех без ограничения по возрасту и способностям.
Уникальная техника позволит вам находиться в мире творчества!
РЕФЛЕКСИЯ
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И. Соньер.
Сегодня мы с вами обучали правое полушарие, значит обучали весь мозг, поэтому, предлагаю вам взять картинку и поместить к тому смайлику, который соответствует вашим ожиданиям от мастер-класса.