Светлана Чеботаренко
Конспект НОД по РЭМП «Знаки больше и меньше» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа : старшая группа.
Тема: «Знаки < и >».
Основные цели:
• сформировать представление о знаках больше и меньше, умение использовать их для записи сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе, какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько;
Публикация «Конспект НОД по РЭМП „Знаки больше и меньше“ для старшей группы» размещена в разделах
- Больше, меньше, равно. Занятия по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
• сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
• закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел, умение составлять и решать простейшие задачи на сложение и вычитание групп предметов и чисел с помощью знаков + и -, тренировать счётные умения;
• тренировать навыки самоконтроля и мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.
Логическая основа образовательной ситуации:
Новое знание –сформировать представления о знаках<и>;
Индивидуальное затруднение ребенка на занятии состоит в том, что он не может достичь желаемого результата – выбрать тот мешок, в котором картошки больше;
Причина затруднения детей –у него нет знака, который бы рассказывал о том, где картошки больше, а где меньше;
Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) – стать сильными, чтобы помогать более слабым.
Цель деятельности детей (на этапе ОНЗ) – сформировать представления о знаках< и>;
Результат –сформированы представления о знаках, с помощью которых мы можем узнать, где больше предметов, а где меньше.
Материалы к занятию:
Демонстрационные: таблицы с заданиями, образцы выполнения заданий.
Раздаточные: кубики, геометрические формы, полоски картона одинаковой длины и ширины (по 2 штуки на каждого, карточки с записью чисел от 1-10 и знаками +, -, =; карандаши и фломастеры.
Краткая аннотация к работе: в ходе образовательной ситуации у дошкольников сформируются представления о знаках, с помощью которых мы можем узнать, где больше предметов, а где меньше.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Образовательные задачи: мотивировать детей на игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, воспитывать культуру поведения;
Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает, кем они хотят стать, когда вырастут. После ответов детей задаёт им ещё вопросы:
-Как вы думаете, каким должен быть мужчина независимо от того, кем он работает?
-Зачем мужчине быть сильным?
После обсуждения приходим к выводу, что мужчине нужно быть сильным не только для того, чтобы защищать, но и для того, чтобы помогать более слабым.
-Кому должны помогать мальчики? (мамам, бабушкам, девочкам, более младшим детям.)
Рассказ воспитателя:
- Мама попросила детей (Таню и Ваню) сходить в магазин за картошкой. Ваня, как настоящий мужчина, сказал, что картошку из магазина понесёт он. Но Таня тоже хочет быть помощницей.
-Как быть? (надо, чтобы Ваня нёс тот пакет, в котором картошки больше, а Таня – тот пакет, где картошки меньше.
- Хотите сходить вместе с ними в магазин и помочь им сделать покупку?
-Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний
Образовательные задачи: актуализировать умение использовать для записи результатов сравнения групп предметов по количеству знаки = и =;
Развивать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.
Дети подходят к доске – магазину. Воспитатель – продавец магазина рассказывает «покупателям», что картошка во всех пакетах одинакового размера, но в некоторых пакетах картошки поровну, а в некоторых – нет. Воспитатель показывает детям мешки со знаками «равно» и «неравно».
- Какие из этих мешков подойдут Тане и Ване? Почему?
Выслушиваются ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что знак = не подходит, так как в этом случае Ваня не сможет взять более тяжёлый мешок, чем Таня, а пакеты, где стоит знак «неравно», подойдут, так как они разные: в одном больше картошки, а в другом меньше.
3. Затруднение в ситуации
Образовательные задачи: создать мотивационную ситуацию для введения знаков <и>;
Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения. Понимания его причины и опыт целеполагания;
Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.
-Какой мешок возьмёт Ваня?
Дети предлагают свои версии, после чего приходим к выводу, что Ваня не сможет выбрать и в случае знака «неравно». Хотя этот знак и рассказывает о том, что картошки не поровну. Но он не говорит. Где картошки больше, а где меньше.
- Смогли вы помочь Ване выбрать тот пакет. В котором картошки больше? (нет, не смогли)
- Почему не смогли? (потому что у нас нет знака, который бы рассказал о том. где предметов больше, а где меньше.)
- Значит, что нам надо узнать, чтобы помочь Ване? (нам надо узнать, как записать, что предметов больше или меньше.)
4. Открытие нового знания
Образовательные задачи: сформировать представления о знаках < и >;
Сформировать навык самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;
Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, инициативность. Творческие способности, речь, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.
- Как мы можем это узнать?
К этому времени дети уже знают способы действий «спросить у того, кто знает», «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по учебнику». Если дети назовут первые два способа, воспитатель должен сориентировать их на третий способ.
- А давайте сами попробуем сконструировать эти знаки! Сможете?
Дети садятся за столы и работают с кубиками «Лего». Из 5 кубиков одинакового цвета дети строят столбики, придумывают знаки < и >?
Вывод: мы только что придумали знаки, которые могут нам рассказать, какое число больше, а какое меньше.
5. Включение нового знания в систему знаний
Образовательные задачи: закрепить представления о знаках < и >;
Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, память, мышление, речь.
Дети выполняют задания в тетради «Игралочка» на закрепление представлений о знаках < и > :
Игры «Кого больше?», «Сравни с помощью знаков», «Живые числа».
6. Осмысление
Образовательная задача: провести рефлексию деятельности детей на занятии.
Дети собираются около воспитателя.
- Кому вы сегодня смогли помочь?
- Что вам было наиболее трудно?
- Что было интересно?
- Какие новые знания дали вам возможность выбрать пакет, в котором больше картошки?
Комментарии к сценарию. Сценарий образовательной ситуации составлен на основе дидактической системы деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон как инструмента реализации современных целей образования. Тип образовательной ситуации «Открытие нового знания». В процессе работы по теме у детей формируется опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепляется способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику». Дети придумали знаки, которые могут нам рассказать, какое число больше, а какое меньше. Таким образом у воспитанников сформировалось представление о знаках < и >.