Арцебасова Надежда Владиславовна
«Экскурсия в краеведческий музей природы Пензенского края». Конспект занятия по развитию речи с использованием ТСО
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение знаний детей о животном мире.
Задачи:
1. Закрепить у детей знания о жизни диких животных Пензенского края;
2. Закрепить знания о назначении музея;
3. Развивать логическое мышление, познавательный интерес;
4. Воспитывать желание помогать живой природе.
Словарная работа: музей, краеведение, плотоядное животное
Ход занятия:
Водная часть
В: Ребята, сегодня мы с вами посетим музей природы Пензенского края. Кто знает, что такое «Музей»?
Д: ответы детей
В: Музей- это место, где собраны предметы-памятники (экспонаты) на какую-то одну общую тему. Ребята, а вы посещали с родителями музеи Пензы? Но мы посетим необычный музей, а краеведческий. А вы знаете, что такое краеведение?
Д: ответы детей
В: Краеве дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты.
В: Ребята, а как вы думаете зачем люди посещают музей?
Д: ответы детей
В: А как нужно вести себя в музее?
Д: ответы детей
В: Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
Д: ответы детей
В: Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
Д: ответы детей
В: Правильно, экскурсовод. Я сегодня буду вашим экскурсоводом.
Основная часть
В двухэтажном кирпичном здании, в историческом центре города, рядом с парком имени Белинского расположился Пензенский краеведческий музей. В наши дни рядом со зданием музея располагаются подлинные пушки времён Первой Мировой войны и танк Т-34, со времён Великой Отечественной войны. В музее находиться очень много экспонатов. Пензенский государственный краеведческий музей - это историческая достопримечательность многонационального Пензенского края.
Уникальным экспонатом, почти визитной карточкой музея, является сборный скелет мамонта.
Ну что ж, давайте угадаем наш первый экспонат.
По снегу петляла-
Следы заметала,
И скрылась плутовка в чаще лесной,
Охотник угнаться не смог за….
(лисой).
Лисица - род семейства псовых, широко распространенная по всему миру и имеющая важное хозяйственное значение. В сельской местности лисицы поедают большие количества насекомых-вредителей, например сверчков и кузнечиков, и помогают контролировать численность грызунов и зайцеобразных.
- А что вы еще знаете о лисе?
Вот как много мы знаем о рыжей плутовке! А напомните мне, лиса- это травоядное животное?
- Почему вы так думаете?
- Верно, лиса - это плотоядное животное, потому что питается другими более мелкими животными.
Наш следующий экспонат. Как вы думаете, кто это?
-Правильно, это медведь. Медведь - это тоже житель нашего леса. Обратите внимание на его размер. Медведь - самое большое животное, живущее у нас в лесу. А вот медведь, он плотоядный или травоядный?
- Верно, медведь - это всеядное животное, то ест всё. А почему, кто догадался?
- Конечно же из-за своего размера. Такому животному нужно очень много пищи, а если учесть, что он впадает в спячку на всю зиму, то запасы лишними не будут. Как называется жилище медведя?
Следующий экспонат.
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
Рысь — сама грациозность и великолепие. Окрас шерсти рыжий с темными пятнами. На боках круглой морды шерсть длинная, напоминает бороду. Туловище у зверя короткое и мускулистое, в размерах достигает 80-130 см. Вес может колебаться от 8 до 36 кг. Голову рысь имеет широкую и короткую. Нос крупный. Большие глаза овальной формы, песочного цвета. Жёсткие кисточки на заостренных ушах могут быть размером до четырёх сантиметров. Короткий хвост на конце имеет чёрную окраску.
Рысь наделена острыми когтями и зубами. Очень впечатляюще выглядят клыки хищника. Отличается рысь хорошим слухом и зрением, но обоняние слабое.
Дети, давайте с вами немного отдохнем и сделаем разминку.
Тихо все, ребята, встали,
Руки дружно вверх подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо, все садись.
Орлан - белохвост
Самый крупный пернатый хищник нашей страны. Эту птицу называют ещё «морской орёл» (похож на орла и селится рядом с водоёмом). Перья орлана имеют несколько цветов и оттенков: черный, серый, тёмно и светло-коричневый, хвост – белый, желтоватая голова и шея На Конце перья похожи на растопыренные пальцы. Жёлтый клюв очень крепкий, загнут на конце и похож на крючок. Лапы – с острыми, загнутыми когтями, чтобы хорошо хватать и удерживать добычу у поверхности воды.
Это довольно крупная птица размером примерно с гуся, но с характерными для цапель длинными ногами, длинным прямым клювом и длинной шеей, при полете изгибающейся буквой «S». В целом окраска оперения соответствует названию. Несмотря на крупные размеры и нескладность телосложения, весит цапля весит мало. Подклювье и ноги имеют желтоватый оттенок.
Цапля — околоводная птица, большую часть времени проводящая на мелководье. Прилет этих птиц ранний (март — начало апреля, приходится на время «вскрытия» рек, таяния льда по берегам стоячих водоемов. Отлет происходит в октябре — ноябре.
Заключительная часть
Ну вот и закончилась наша экскурсия, наступила пора попрощаться с этим удивительным местом. Но мы сюда ещё не раз вернёмся, а также вы сможете посетить музей с вашими родителями. А сейчас мы поиграем в очень интересную игру, которая называется «Найди лишнее»
Что такое музейные экспонаты? Кто такой экскурсовод? Почему наш городской музей называется краеведческий? (ответы детей).