Наталья Мухамбетова
Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром «В прошлое куклы» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления с историей возникновения куклы.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие.
Формы организации детей: подгрупповая.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познакомить с историей создания куклы;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром „В прошлое куклы“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы, понимать назначение куклы, закрепить умение определять материал (дерево, ткань, пластмасса).
Развивающие задачи:
Развивать речь детей, умения поддерживать беседу.
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважительное отношение к предметам, созданным руками человека.
Словарная работа: обогащение словарного запаса детей словами деревянная, тряпичная, пластмассовая.
Предварительная работа :
Беседа о назначении и разнообразии игрушек;
Составление рассказов «Моя любимая кукла»;
Сюжетно – ролевая игра «Дом»;
Чтение рассказа И. Рюминой «Куклы наших бабушек»;
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран
Демонстрационный материалы:
ИКТ- презентация слайдов
Куклы из разных материалов
Аудио запись
Место проведения: игровая комната
Методы:
Игровые – экскурсия, физминутка, дидактическая игра
Словесный – беседа, художественное слово
Наглядные –презентация слайдов
Ход непрерывное непосредственно образовательной деятельности
Приветственное слово: ребята стоят в кругу
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
А теперь повернитесь к нашим гостям, подарите улыбку и хорошего настроения (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям).
1. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть? (да); Какие у вас любимые игрушки? (машинки, куклы, посуда)
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем историю возникновения одной игрушки, а вот какой? Вы узнаете отгадав загадку:
Ей косички заплетаем
И в колясочке катаем
Спать кладем и кормим в срок –
Про кого прочла стишок? (кукла).
(У каждого предмета есть своя история)
Воспитатель: Куклы тоже имеют свою историю. Куклы раньше были совсем другие. На Руси во время игры куклу называли ласково «Живуля», что значит «дитя», «ребенок». Первая кукла была похожа на обыкновенную палочку, у нее не было ни рук, ни ног (слайд 1). Грустно было играть с ней. Как называлась первая кукла?
Дети: Живуля
Воспитатель: Прошло немного времени, и люди научились делать куклу из соломы (стригушка). Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уже потом скручивали, связывали и украшали. Вот такая получилось кукла (слайд 2 соломенной куклы). Она была лучше деревянной. У нее была голова, руки и ноги.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, с соломенной куклой играть было интересно?
Дети: Да
Воспитатель: А почему? Соломенная кукла оказалась не практичной - солома высыхала, ломалась.
Воспитатель: Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (оберег) (Слайд 3). Куклу-оберег наряжали, но никогда ей, ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить. Ребята, почему называют кукла-оберег?
Дети: она из ткани и оберегает дом.
Воспитатель: Как вы думаете, называлась такая кукла без лица?
Дети: безликая.
Воспитатель: Время шло стали создаваться фабрики, на которых стали шить кукол из ткани с глазами, руками (слайд 4). Дети могли производить действия с ними: укладывать их спать в люльку, петь им колыбельные.
Воспитатель: Тряпичная кукла быстро пачкалась, ее нельзя было раздеть, одеть, искупать. Пока дети играли в тряпичную куклу, взрослые думали над тем, как сделать куклу, которая бы не рвалась и которую можно купать. Её решили сделать из пластмассы и резины (показ куклы). Нарядив в красивые одежды по одежде можно легко узнать кукол-мальчиков и кукол девочек (слайд 6). А также стали изготавливать разнообразных других кукол. Детям эти куклы очень понравились. Такие куклы есть у вас дома, в детском саду. Вы с ними играете каждый день. Что то наша кукла загрустила, устала, давайте уложим нашу куклу спать и споем ей колыбельную:
«Баю, баю, баюшок,
Кладу Катю на пушок,
На пуховую кровать,
Будет Катя крепко спать.
Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок».
Воспитатель: Вы, наверное, тоже засиделись, давайте немножко разомнемся, только помните, что кукла спит и выполняем все без шума, проговаривая слова в пол голоса.
Физминутка «Кукла»
Я хожу, хожу, хожу,
(ходьба с высоким подниманием колен)
Вдруг я куклу разбужу!
(полуприседание, удержание позы)
Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать.
(потягивание на носочках)
Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.
(руки на поясе, ходьба на носочках
Проговаривание шепотом).
Дидактическая игра «Какая кукла» (приложение 1)
Карточка-схема
кукла сделана из глины. Какая кукла? Ребенок отвечает: кукла «глиняная»
Кукла из дерева – деревянная,
Кукла из соломы – соломенная,
Кукла из ткани, тряпочек – тряпичная…
Кукла из пластмассы- пластмассовая,
Кукла из резины-резиновая
Кукла из фарфора-фарфоровая
Кукла из бумаги- бумажная
Кукла из ваты - ватная
Воспитатель: Я приглашаю вас на выставку кукол прошлого и настоящего. Мы сможем с вами потрогать, поиграть с нашими куклами. Посмотрите и скажите, дети, чем интересна это выставка?
Дети: куклы разных времен
Воспитатель: Какими куклами играли дети в прошлом?
Дети: тряпичными, деревянными
Воспитатель: Какие современные куклы мы видим на выставке?
Дети: барби, беби бон
Воспитатель: В наше время уже появились куклы говорящие, они умеют плакать, сами двигаются таких кукол, называют «Беби Боны», а еще есть «Барби». Она умеет двигать головой, сгибать руки в локтях, ноги в коленях; фигурка тонкая, личико миловидное – этим она привлекательна. На выставке есть куклы, которые вы принесли из дома. Кто хочет рассказать о своей кукле?
Составления рассказа по плану:
1. Как зовут куклу?
2. Кто подарил?
3. На какой праздник?
4. Как выглядит?
5. Как ты с ней играешь?
Давайте создадим свою выставку в группе. Вы будете рассказывать нам о своих куклах, но куклы должны быть не сломаны, эстетично выглядеть. Она учит видеть красоту, восхищаться предметами, представленными на выставке.
Рефлексия: Понравилось вам сегодня наше занятие? Вам было интересно узнать о прошлом и настоящем куклы? А
что вы узнали? Чтобы вы еще хотели бы узнать? Как ласково на Руси называли первую куклу? Чем отличаются куклы современные от прошлых? (Современные куклы изготовлены из пластмассы, а куклы из прошлого, из соломы и ткани).
Посмотрите, какая удивительная коробочка с куклами «Желаницами». Это кукла исполняет желания. Перед тем как загадать желание, не забудьте сделать куколке подарок: привязать ленточку. После этого поставьте куколку Желанницу перед зеркалом и скажите: «Посмотри, какая ты красавица! Исполни мое желание!» Желание, разумеется, никому говорить нельзя.
Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, и я хочу подарить каждому такую куклу.