Рассказова Ольга Валентиновна
Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром Тема: «Почему наступает зима»? Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
по ознакомлению дошкольников
с окружающим миром
Тема : «Почему наступает зима»?
Старшая группа работающая по адаптированной программе
Образовательная область: Познавательно-речевое развитие
Интеграция с другими образовательными областями:
Коммуникацией – беседа, пальчиковые гимнастики «Снежок», д/и «Где снежинки»;
Художественным творчеством – знакомство с техникой «Фотокопия»;
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром Тема: „Почему наступает зима“? Старшая группа» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Здоровье - пальчиковые гимнастики «Снежок», «Где снежинки?»;
Физическая культура – физминутка «Я мороза не боюсь!»;
Познание – игра «В автобусе».
Музыкальное развитие - прослушивания музыкальной композиции «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского).
Программные задачи:
• Образовательные:
-Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
-Закреплять навыки количественного счета в пределах десяти.
- Формировать навык отсчитывания заданного количества предметов из большего количества.
-Опытно-экспериментальным путем дать детям понять, что вода прозрачная (сквозь нее все видно, но ее можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной (сквозь нее ничего не видно). Из такой воды можно сделать цветные льдинки, разлив ее по формочкам.
-Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.
- Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции. («Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского).
- Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования «Фотокопией»
Развивающие:
-Развивать умения участвовать в диалоге.
-Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
-Развивать мелкую и общую моторики.
• Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх.
• Воспитательные: - Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Предшествующая работа:
-Утренние беседы с детьми о зимних приметах.
-Наблюдения во время прогулок.
-Разучивание стихотворений, пальчиковых гимнастик, о зиме. Загадывание загадок.
-Чтение русской народной сказки «Снегурочка»; сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»;
Материалы и оборудование:
Оранжевый жилет для кондуктора, катушки разноцветных билетов, кошелёк с картонными монетками достоинством в десять рублей и 1рубль.
Видеозапись «Почему наступает зима?», мультимедийная установка.
Для дидактической игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для экспериментирования: баночки с водой, цветная гуашь, кисточки (для каждого ребёнка, пуговицы, шарики и другие мелкие предметы, формочки для льдинок; для рисования: белая бумага, синяя гуашь, мягкие губки; музыкальная композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, аудиозапись «Шум автобуса»
Используемая литература:
1. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима». Москва, ООО «Издательство Скрипторий 2003.
2. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 и с 5 до 6 лет).
3. Источник из интернета https://ped-kopilka.ru/blogs/samoilova-svetlana/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-s-detmi-starshei-grupy-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-mirom-prishla-zima-sneg-i-radost-prinesla.html
Ход ООД:
1. Организационный момент. Игра «В автобусе».
(Педагог сообщает о начале занятия и приглашает их к себе. На нем оранжевый жилет кондуктора. На груди висят катушки разноцветных билетов. Он раздаёт детям пластмассовые монетки достоинством в десять рублей.)
Педагог.
Кондукторам езда везде.
С большою сумкой кожанной
Ему всегда, ему весь день
В трамваях ездить можно.
-Большие и дети,
Берите билетик,
Билеты разные,
Бери любые – зеленые,
Красные и голубые.
В. Маяковский
Сегодня мы отправимся в путешествие на автобусе. Но перед поездкой возьмите у меня, из кошелька одну монету – достоинством 10 рублей. Будьте очень внимательны, в кошельке разные монеты. Для того чтобы отправиться в путь, каждый из мальчиков должен отсчитать и оторвать себе десять белых билета и заплатить мне за это одну монету – десять рублей. А девочки должны отсчитать и оторвать себе десять розовых билета и заплатить мне за это одну монету – десять рублей.
(Дети по очереди подходят к педагогу, отсчитывают и отрывают заданное количество билетов, а потом отсчитывают и отдают педагогу нужное количество монет и под шум автобуса двигаются по группе).
2. Игра «Фотокопия»
Педагог. Вот мы приехали в фотоателье.
(Педагог приглашает детей к столу).
Тему сегодняшнего занятия вам поможет определить вот такая большая фотография. На этом столе разложены: краска – проявитель синего цвета, мягкие губки и снимок белого цвета. Я попрошу вас подойти и взять по одной губке, опустить её в краску-проявитель, а затем нанести на снимок. Что бы снимок хорошо проявился, нужно не оставлять белых пятен.
(Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Дети наносят на бумагу краску, после вытирают руки влажными салфетками).
А теперь посмотрите, что у нас получилось? Правильно, фотоиллюстрация с изображением зимней природы. Как вы думаете, о чём же мы сегодня будем говорить? Правильно, о зиме, о том времени года, которое наступило не так давно. А как вы догадались, что на иллюстрации изображена зима? Какие приметы зимы отчётливо видны на этой картинке?
Дети с помощью воспитателя обобщают основные приметы зимы:
• Понижается температура воздуха
• Идет снег
• Реки, озера, другие водоёмы покрываются льдом
• День становится короче, а ночь длиннее
3. Физминутка «Я мороза не боюсь!».
Я мороза не боюсь! (грозят пальцем)
С ним я крепко подружусь! (ладони скреплены)
Подойдет ко мне мороз. (ходьба на месте)
Тронет руку, тронет нос (показывают)
Значит, надо не зевать:
Бегать, прыгать и скакать! (прыжки на месте).
4. Показ видео «Почему наступает зима»?
Педагог. Почему наступает зима? Нашу планету можно разделить на полушария. У Земли есть земная ось, наклоненная под определённым углом по отношению к Солнцу. Именно это вызывает смену времё н года: в том полушарии, которое наклонено к Солнцу, стоит лето, а противоположном – зима.
(Педагог наглядно демонстрирует эту модель)
Т. е наша планета, в зимнее время года наиболее удалена от Солнца, и получает меньше солнечных лучей, а следовательно, тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.
5. Речь с движением «Снежок»
Педагог. Мы с вами уже не можем представить зимы без снега. А сколько радостных и веселых игр, забав подарило это время года. Давайте вспомним одну из них.
Давай, дружок, (Дети идут по кругу друг за
смелей, дружок, другом, изображая, что
Кати по снегу свой снежок. катят перед собой снежок.)
Он превратится Останавливаются, «рисуют»
в толстый ком, (двумя руками ком.)
И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трёх
кругов разного размера.)
Его улыбка так светла! (Показывают на лице улыбку.)
Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, прикрывают
голову ладошкой, показывают нос,
встают прямо, держат
воображаемую метлу.)
Но солнце припечёт слегка - (Медленно приседают.)
Увы! – и нет снеговика. (Пожимают плечами,
разводят руками.)
6. Опытно - экспериментальная деятельность.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел? (Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Слышал я, что вы здесь говорите о зиме, о снеге, о снежинках. Посмотрите, что я вам принес.
Незнайка приглашает детей за большой стол. Выкладывает на стол банки, наполовину наполненные водой.
Дети рассматривают воду и убеждаются, что через воду все видно. Затем Незнайка в каждую банку бросает мелкие предметы (пуговицы, шарики и т. д., предлагает рассмотреть их сбоку и сверху, объясняет, почему их хорошо видно.
Перемещает банки, чтобы дети рассмотрели разные предметы. Уточняет - вода прозрачная, не имеет запаха, но ее можно сделать цветной, если добавить в нее краску. Дети набирают разную краску кисточками и растворяют ее в банках с водой.
Каждую банку дети рассматривают, любуются красивой водой, называют цвет. Затем Незнайка обращает внимание на то, что предметы в банках «исчезли», их не видно. Поясняет: цветная вода стала непрозрачной, через нее ничего не видно, из такой воды можно сделать цветные льдинки. Незнайка разливает воду по формочкам.
Незнайка: Ребята, а что нужно сделать, чтобы вода в формочках замерзла? (поставить на мороз или в холодильник) Во что превратится вода? (в лед). В следующий раз я покажу вам, что у нас получилось. А сейчас мне пора. До свидания!
7. Дидактическая игра «Где снежинки?»
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку мне искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима :
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.
8. Итог
Педагог. И так, ребята, мы с вами уже говорили, что одна из основных примет зимы – с неба падает снег. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь?
Нам пора отправляться в обратный путь. Возьмите из кошелька один рубль, и оторвите один зелёный билет.
(Под шум автобуса дети возвращаются в детский сад)
Педагог:
- Вам понравилось наше путешествие?
-Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
- Мне тоже очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Надеюсь, в
дальнейшем вы тоже будете стараться.
-Что вы сегодня узнали интересного?