Людмила Веренич
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Домашние животные и их детеныши»
▼ Скачать + Заказать документы
"Домашние животные. Кошка"
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Задачи. Обобщить первоначальных сведений о домашних животных. Выявить признаки кошки с котенком как домашних животных, как зверей. Выяснить, как моется кошка.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Домашние животные и их детеныши“» размещена в разделах
- Домашние животные и их детеныши
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Развивать умение рассматривать картину, подвести детей к пониманию того, что художник не просто изображает природу, животных, а передает свои чувства через состояние природы.
Развивать слуховое и зрительное восприятие; логическое, образное мышление,
внимание. Развивать мелкою и общую моторику. Обогащать словарный запас по теме «Домашние животные».
Воспитать у детей удовольствие от общения с домашними животными.
Предварительная работа: дать детям задание понаблюдать за кошкой (дома или у знакомых, уточнить особенности ее поведения: тихо ходит, легко вспрыгивает на высокие предметы, как просит еду, когда она мурлыкает, а когда мяукает, как ест твердую пищу, как лакает жидкость.
Методы и приемы:
практические – физкультминутка, опыт, игровое упражнение
наглядные – презентация
словесные – загадки, беседы
Материалы и оборудование: Презентация «Домашние животные». Пилка для ногтей, простой карандаш, ватный диск.
Ход НОД:
1-й слайд
1. Организационный момент
Игровое упражнение «Круг друзей»
- Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим соседу в глаза и подарим самую добрую улыбку.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг - прикладываем руки к груди
И ты мой друг. - кладем руки на плечи соседу
Встанем мы все вместе в круг. - поворачиваются в круг лицом
Крепко за руки возьмемся! – берутся за руки
И друг другу улыбнемся. – улыбаются поворачивая голову вправо-влево.
Дети садятся полукругом перед экраном.
2. Введение в тему
- О ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Воспитатель загадывает загадки. Дети говорят отгадки животных.
2 -й слайд
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком! (Кошка)
Идет мохнатая,
Идет бородатая,
Рожками помахивает
Бородкой потряхивает,
Копытами постукивает. (Коза)
Сер, но не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осел)
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок (Свинья)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова)
Четыре ноги, пятый хвост,
Шестая грива. (Конь)
Шубу дважды в год снимает,
Кто под шубою гуляет (Овца)
Горбатый мост
На четырех столбах стоит. (Верблюд)
Все картинки с изображением животных появляются на экране.
3. Повторение ранее изученного материала
- И так, сегодня речь пойдет о животных. А как называются животные, о которых заботиться человек? (Домашние животные)
- Почему? (Потому что они живут рядом с человеком).
- Где живут? Рядом в комнате? (Каждый в своем домике)
- Верно, у каждого животного есть свой домик.
3-й слайд
- Собака – живет в конуре (будке)
-Кошка – с нами в комнате.
- Корова, свинья, лошадь и т. д. – в сарае, для каждого там есть своя комната (хлев)
- Какую пользу приносят домашние животные?
4-й слайд
Собака? (Охраняет дом.)
5-й слайд
- Корова? (Дает молоко и мясо)
6-й слайд
- Баран? (Дает шерсть и мясо)
7-й слайд
- Лошадь? (Катает людей и перевозит тяжелые грузы)
8-й слайд
- Кошка? (Ловит мышей)
9-й слайд
- У кого из домашних животных есть рога? Отвечайте полным ответом. (Рога есть у коровы, козы, барана)
- У кого есть пятачок? (Пятачок есть у свиньи)
- У кого хвост крючком? (Хвост крючком у свиньи)
- У кого есть копыта? (Копыта есть у лошади, коровы, козы, барана, свиньи)
- Человек держит животных, а чем же он их кормит?
10-й слайд
Что любит кошка? (Молоко, мясо, рыбу)
- Что любит собака? (Косточку, мясо, хлеб)
- Лошадь? (Сено, траву, овёс…)
- Кто еще любит сено, траву, зерно… (Корова, коза, свинья, овца)
- Как по-другому можно назвать корм животных? (Еда, пища)
- Ребята, а как мы кушем? Чем? (Мы едим ложкой)
- Животные тоже кушают, но по-особенному. Как кушает кошка? Собака? (Лакают язычком)
- Покажите мне, как кошка и собака лакают язычком (упражнение для языка). Давайте высунем «широкий» язык изо рта. Поднимем кончик языка вверх «чашечкой» и спрячем язык в рот.
- А корова? Лошадь? (Жуют)
- Давайте попробуем изобразить, как корова и лошадка жуют травку (упражнение для жевательно-артикуляционных мышц). Это очень просто! Представьте себе, что жуете жвачку.
Дети начинают изображать жевание.
- Ребятки, а как вы думаете, чем питается теленок? Он же еще совсем маленький и не может кушать травку, как его мама-корова. (Он сосет у коровы молоко)
- Давайте попробуем изобразить, как теленок сосет молоко (упражнение для языка) Откройте рот, губы в улыбке. Широкий кончик языка подведите под верхнюю губу и со щелканьем откройте рот.
11-й слайд
- Все животные рождают детенышей и заботятся о них. Детеныши большинства животных рождаются беспомощными, а некоторые еще и слепыми.
Игровое упражнение «Доскажи словечко»
Жил – был маленький щенок
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
А взрослая … собака
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал … конем.
Бык, могучий великан,
В детстве был… теленком
Толстый увалень баран
Был маленьким … ягненком
4. Физкультминутка
«Стадо»
Мы вчера играли в стадо, - дети идут по кругу, взявшись за руки
И рычать нам было надо.
Мы рычали: «Р-р-р» - встали, сделали «коготки» из пальчиков
И мычали «Му!» - сделали «рожки»
По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!» - встали на четвереньки
Не слыхали замечаний - дети идут по кругу, взявшись за руки
Анны Николаевны.
А она сказала строго: - останавливаются
- Что за шум такой у вас? - слова воспитателя
Я детей видала много –
Таких вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ. – стоят в круге
- Никаких детей тут нет! - поворачивают голову из стороны в сторону
Мы не Пети и не Вовы – - загибают пальцы
Мы собаки - встали на четвереньки
И коровы, - сделали «рожки»
А она в ответ: - встали
- Да что вы? - слова воспитателя, дети идут по кругу друг за другом
Ладно, если вы коровы,
Я тогда – пастух.
И прошу иметь в виду:
Я коров домой веду.
А. Барто
5. Исследовательская деятельность
Картина «Кошка во дворе»
Отгадайте, о ком мы продолжим беседу:
Она не рычит, а урчит, ходит тихо и не лает, крыльев нет, а легко прыгает на забор, такая пушистая, мягкая! (Дети отгадывают.)
В случае затруднения предложить еще загадку:
Молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)
12-й слайд
- Кошки - домашние животные. Они живут вместе с хозяином, не боятся его, приносят пользу. Хозяин любит их, ухаживает за ними. Кошка умна и независима, с нею надо считаться и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Она умеет ловить мышей ночью в темноте - этого не могут делать другие животные. Кошка очень чистоплотна, она тщательно ухаживает за собой, подолгу вылизывает шерстку, лапки. Кошка красива и грациозна, мы любим ее за эти качества. Посмотрите на картину.
Вопросы по картине:
- Что изображено на картине (лужайка, корзина, кошка с котятами, бабочка)
- Что делает кошка (Лежит, смотрит, наблюдает)
- За кем она наблюдает (За бабочкой)
- Чем заняты котята? Что делает котенок слева от кошки? (Смотрит на кошку)
- Что делает котенок справа от кошки (Смотрит вверх на котенка, который сидит в корзине)
- Почему? (Потому что он трогает его лапкой)
- О чем рассказывает кошка котятам (О бабочке, что её можно поймать и съесть)
- Внимательно ли слушают кошку котята? Расскажите о каждом котенке. Один котенок слушает внимательно, а котенок который сидит в корзине играет и отвлекает другого котенка. Они кошку не слушают)
- Как вы думаете, поймает кошка бабочку?
- Как кошки охотятся? (Они сидят в засаде и поджидают мышку, а потом прыгают и хватают её.)
- Ребята, можно ли назвать кошку хищником? (Дети поясняют, почему кошки хищники)
13-й слайд
- Верно, кошка - хищник, она может ловить и поедать мышей. К этому она хорошо приспособлена: может тихо ходить, подкрадываться, благодаря подушечкам на лапках; хорошо видит в темноте, поэтому днем, на свету, зрачки у нее маленькие, а в темноте очень большие. Может делать быстрый прыжок-нападение и острыми когтями удерживает зверька. Ее когти всегда прячутся в подушечках, поэтому не тупятся во время ходьбы и остаются острыми. И еще - кошка чистая, не имеет запаха, может подолгу сидеть в засаде, мыши не могут ее обнаружить.
14-й слайд
Анимация «Кошка»
- Смотри, сейчас сюда придет живая кошка. Она очень красива, но пуглива и осторожна - это помещение ей совсем незнакомо. Пожалуйста, не пугай ее.
- Давайте тихонько назовем ее действия.
15-24-й слайд
Обратить внимание детей на красоту животного, его грациозные движения, умение ходить бесшумно, чистоплотность кошки, с каким усердием кошка умывается, чистит шерсть.
25-й слайд
6. Опыт. Как кошка язычком чистит себе шерстку
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
-Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
И еще мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
- Ребята, хотите узнать, как кошка языком чистит шерсть?
- Это мы можем выяснить с помощью опыта:
Потрите грифель карандаша о палец, пока на пальце не появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите палец и пилку. Потрите пилку о ватный тампон. Осмотрите пилку и тампон.
- Пилка снимает с пальца след от карандаша и отдельные волокна ваты с тампона. Почему?
- Потому что у пилки шершавая поверхность. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет. Кошка вылизывает свою шерсть и таким образом чистит ее. Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нем расположены жесткие бугорки, особенно заметные в середине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке. Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с нее пыль, грязь и выпавшие волоски.
Работа с тактильными дощечками:
- Ребята, а сейчас вы с закрытыми глазами выберите дощечки, на ощупь, которые напоминают вам кошку или котят.
-Ребята, почему вы выбрали эти дощечки? (На ощупь, эта дощечка колючая. Она напоминает мне когти кошки! Эта дощечка мягкая, как шерстка у котенка.)
26-й слайд
7. Итог.
-Ну, вот и все. Ребята, о ком мы сегодня говорили?
- Что вы узнали о домашних животных?
- Для чего их заводят люди?
- Мы много узнали о кошках, увидели, что может она делать. Ну-ка, покажите, какие лапки у кошки. Как она выпускает коготки?
- Что можно сказать о глазах, о носе, лапках? (Глаза хорошо видят, даже ночью, нос чувствует запахи, кошка ловко прыгать, быстро бегать, бесшумно ходит, она настоящий хищник)