Ирина Михайлова
Конспект непосредственной непрерывной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Буква Й» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук [j], буква Й.
Цель: познакомить детей со звуком [j], буквой Й.
Задачи:
- Закреплять понятия гласного и согласного звука, учить детей дифференцировать согласные звуки по твёрдости, мягкости, формировать умение делать полный звуко-буквенный анализ слова, развивать навык чтения слогов и слов, активизировать в речи наречия, формировать умение составлять и распространять предложения на наглядной основе с применением схем, закрепить технику безопасности при работе с иголкой.
- Развивать фонематический слух, мышление, внимание, память,
пространственные представления, мелкую моторику.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание выслушать товарища.
Предварительная работа с детьми: повторение правил техники безопасности
при работе с иголкой, рассматривание различных видов пуговиц,
пришивание пуговиц.
Предварительная работа с родителями: повторение слоговой структуры
слова, повторение правила о количестве гласных звуков и слогов в слове,
изготовление шкатулки для пуговиц в группу, составление коллекции
пуговиц для музея пуговиц.
Оборудование: настенная магнитная доска с магнитами, картинка с
изображением пуговицы, плоскостные изображения почтовых ящиков
красного, синего и зелёного цвета, 8 предметных картинок, шкатулка с
пуговицами, игольница с иголкой и ниткой, карточки - схемы по технике
безопасности работы с иголкой, курточка для куклы, карточки-символы для
характеристики звука, настенная касса букв, схема предложения, схема
мягкости звука й, мяч, изображение буквы й, слоговые таблицы,
стилизованное изображение зайца.
Раздаточный материал: на каждого ребенка индивидуальная касса букв с
вкладышами, карточки-символы для характеристики звука, схема
предложения, звуковая линейка для определения позиции звука, тарелочка с
пуговицами, индивидуальное зеркало для наблюдения за артикуляцией звука.
Конспект НОД
1. Организационный момент. (1мин.)
Методические рекомендации: проводится для активизации внимания и
мотивации детей к познавательной деятельности.
Воспитатель: К нам в гости пришла Пуговка, она принесла нам интересные
задания и игры. (Воспитатель размещает на информационном поле картинку
с изображением Пуговки (приложение, рис. 1).
2. Дидактическая игра «Почта». (Повторение основных характеристик звука(1мин.)
Методические рекомендации: проводится для дифференциации гласных и
согласных звуков, дифференциации согласных звуков по твёрдости-
мягкости.
На доске воспитатель размещает плоскостные изображения трёх почтовых
ящиков красного, синего и зелёного цветов. (Дети по очереди выходят к доске, берут картинку (письмо, называют
картинку, выделяют первый звук :н. р., Мак – в слове мак первый звук М, он
согласный, твёрдый. Кладём его в синий ящик.
Если первый звук в слове гласный, прикрепляют картинку под красный
ящик. Если первый звук согласный твёрдый, картинку размещает под синим
ящиком. Если первый звук согласный мягкий, картинка крепится под
зелёный ящик.
Картинки для игры: Утюг, Абрикос, Шишка, Мак, Колокольчик, Листик,
Мишка, Кит
Воспитатель: Пуговка предлагает разнести почту. Если слово начинается с гласного звука, кладём письмо в красный ящик, если слово начинается с твёрдого согласного звука, кладём письмо в синий ящик, если слово начинается с мягкого согласного звука, кладём письмо в зелёный ящик.
3. Создание образовательной педагогической ситуации. (Ознакомление с новым материалом(5мин.)
Методические рекомендации: проводится для осознанного произнесения звука, выделения его из ряда других звуков, правильного его артикулирования.
Выделение звука [j]. Звук [j] выделяется из слова «ой», сначала воспитатель громко произносит слово «ой», выделяя голосом последний звук, утрируя его.
Дети называют последний звук в этом слове -[j]. Для наблюдения за
артикуляцией звука, дети произносят это слово, глядя на себя в
индивидуальное зеркало. Под руководством воспитателя проходит
характеристика звука [j] с использованием карточек- символов. Данная работа дублируется ребёнком у доски с карточками- символами.
Воспитатель: У куклы Маришки оторвалась пуговица. Чем мы можем ей
помочь?
Дети предлагают свои варианты.
Воспитатель берет иглу с ниткой и начинает пришивать пуговицу,
вскрикивает «Ой-й-й!». Что же случилось?
Дети: Вы укололись.
Воспитатель: Какие же правила нужно соблюдать, чтобы не пораниться при работе с иглой?
Дети рассказывают правила безопасности, опираясь на карточки- схемы
- Иголки хранятся в игольнице.
- При использовании иголка должна быть с ниткой.
- Нельзя брать иголку в рот.
- Нельзя закалывать иголку в одежду.
Воспитатель: Какое слово я произнесла, когда, уколовшись, вскрикнула?
Дети: Ой!
Воспитатель: Какой последний звук в этом слове?
Дети: [j]
Воспитатель: Произнесите этот звук, глядя в зеркало. Гласный он или
согласный? Почему?
Дети: Звук [j] согласный, потому, что во рту есть преграда для воздуха, его
нельзя петь.
На столах и доске дети выкладывают карточку-символ согласного звука (рот перечеркнут –петь нельзя этот звук)
Воспитатель: Звук [j] звонкий или глухой?
Дети прикладывают ладонь к горлу и произносят звук [j]. Горлышко
вибрирует.
Дети: Этот звук звонкий, потому, что горлышко «звенит».
На столах и доске дети выкладывают карточку-символ звонкого звука (колокольчик)
Воспитатель: Звук [j] мягкий или твёрдый?
Дети: Этот звук мягкий.
На столах и доске дети выкладывают карточку-символ мягкого звука
(подушка мягкая)
Воспитатель: Дайте характеристику звука [j].
Дети: Звук [j] согласный, звонкий, мягкий.
Воспитатель: Карточкой какого цвета его обозначим?
Дети: Обозначим его карточкой зелёного цвета.
На столах и на доске дети выкладывают зелёную карточку
Воспитатель: Звук [j] особенный, он всегда мягкий.
4. Дидактическая игра «Не проворонь» (1мин.)
Методические рекомендации: игра проводится для развития слухового восприятия, фонематического слуха. Воспитатель называет слова,утрированно выделяя голосом звук [j] дети хлопают в ладоши, когда слышат звук.
Слова даются со звуком [j] только в позиции в середине или в конце слова!
Слова для игры: лаЙка, лиса, игрок, соловеЙ, автобус, троллеЙбус, маЙка, кошка, чаЙ.
5. Дидактическая игра «Где живёт звук?» (1мин.)
Методические рекомендации: Игра проводится для формирования умения
определять позицию звука в слове. В игре используются звуковые линейки
Воспитатель произносит слова, утрированно выделяя голосом звук [j]. В игре используются слова с позицией звука [j] в середине и в конце слова! На индивидуальных звуковых линейках дети показывают позицию звука [j] в слове. Работа дублируется ребёнком у доски с комментариями: «В слове сильный звук Й находится в конце слова»
Слова для игры: сильныЙ, шаЙба, маЙ, линеЙка, хоккеЙ.
6. Физминутка. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (2мин.)
Методические рекомендации: физминутка проводится для смены вида деятельности, обеспечения двигательной активности ребенка, а так же способствует развитию словарного запаса, умения подбора слов, противоположных по смыслу (антонимов). Дети становятся в круг, воспитатель кидает ребёнку мяч и называет наречие. Ребёнок, кидая мяч воспитателю, называет наречие, противоположное по смыслу. Например:холодно - тепло.
Слова для игры: холодно, тяжело, мягко, темно, хорошо, весело, умно.
7. Знакомство с буквой Й. (2мин.)
Методические рекомендации: для осознанного восприятия образа буквы Й
были использованы различные приемы сенсорного развития: зрительный
анализ, тактильные ощущения, создание образа буквы из нетрадиционных
материалов, прописывание буквы в воздухе и на поверхности стола
(развитие пространственных представлений).
Воспитатель: Какой буквой обозначается звук [j], найдите эту букву?
Дети находят в настенной кассе букву Й.
Воспитатель: Это буква Й
На доске размещается крупное изображение буквы Й
Воспитатель: На что похожа буква Й?
Дети высказывают варианты ответа.
Воспитатель: Из скольких элементов состоит буква Й? Какие это элементы?
Дети: Буква Й состоит из четырёх элементов: палочка, палочка, перекладина наискосок, галочка наверху.
Воспитатель: Давайте напишем эту букву в воздухе для великана! Начинаем писать букву слева направо. Поднимите левую руку, обратите внимание на зрительные ориентиры.
Воспитатель показывает написание буквы в воздухе, дети повторяют за ним с проговариванием: палочка сверху вниз, еще одна палочка сверху вниз, перекладина наискосок, сверху галочка. Затем дети пишут букву Й пальцем на столе, на спине у соседа, выкладывают ее из пуговиц.
8. Чтение слоговых таблиц. (Этап закрепления изученного материала.) (2мин.)
Методические рекомендации: проводится для формирования послогового навыка чтения, профилактики дислексии.
Чтение слоговых таблиц используется фронтально (дети читают хором) и индивидуально (ребёнок выходит к доске и читает вслух, остальные отслеживают на месте).
9. Звукобуквенный анализ. (4мин.)
Методические рекомендации: звукобуквенный анализ проводится с целью предупреждения нарушений письменной речи. Для проведения анализа используются карточки- символы трёх цветов (красный- гласный звук, синий- согласный твёрдый звук, зелёный- согласный мягкий звук
Дети последовательно выделяют звуки в слове, дают характеристику
каждого звука, обозначая соответствующей карточкой- символом и
выставляют карточки на вкладышах индивидуальных касс, затем подводят
итоги, подсчитывая количество звуков в слове, количество слогов,
количество гласных и согласных звуков. Следующим этапом анализа
является обозначение звуков буквами, выкладывание буквы под
изображением каждого звука, чтение слова. Работа дублируется на доске
ребёнком (при затруднении помощь оказывает воспитатель). Важно:
контролировать правильное расположение карточек и букв (слева направо,
буквы под карточками, обозначающими звуки).
Воспитатель: Пуговка предлагает нам сделать анализ слова «май». Что такое
май?
АЙ ОЙ
ЭЙ ЫЙ
УЙ ЫЙ
ДАЙ
МОЙ
Дети: Май- это весенний месяц.
Воспитатель: Какой первый звук в слове «май»?
Дети: Первый звук [м].
Воспитатель: Звук [м] гласный или согласный?
Дети: Звук [м] согласный.
Воспитатель: Он твёрдый или мягкий?
Дети: Он твёрдый.
Воспитатель: Карточкой какого цвета обозначим звук [м]?
Дети: Звук [м] обозначим карточкой синего цвета.
Воспитатель: Как выкладываем карточки? (слева направо).
Воспитатель контролирует правильное расположение карточек на доске и в индивидуальных кассах.
Воспитатель: Назовите следующий звук.
Дети: Следующий звук [а].
Воспитатель: Звук [а] гласный или согласный?
Дети: Звук [а] гласный.
Воспитатель: Карточкой какого цвета обозначим звук [а]?
Дети: Звук [а] обозначим красной карточкой.
Воспитатель: Какой последний звук в слове «май»?
Дети: Последний звук [j].
Воспитатель: Звук [j] гласный или согласный?
Дети: Звук [j] согласный.
Воспитатель: Он твёрдый или мягкий?
Дети: Он мягкий.
Воспитатель: Карточкой какого цвета обозначим звук [j]?
Дети: Звук [j] обозначим зелёным цветом.
Воспитатель: Чем интересен звук [j]?
Воспитатель показывает схему (Приложение, рис. 8)
Повторяем: звук [j] всегда мягкий, он никогда не бывает твердым!
Дети: Звук [j] всегда мягкий.
Воспитатель: Сколько звуков в слове «май»?
Дети: В слове «май» 3 звука, 1 гласный и 2 согласных.
Воспитатель: Сколько слогов в слове «май»?
Дети: В слове «май» один слог, потому, что там 1 гласный звук.
Воспитатель: Какой буквой обозначим звук [м]?
Дети: Звук [м] обозначим буквой М
Воспитатель: Положите букву М под карточку, обозначающую звук [м].
Какой буквой обозначим звук [а]?
Дети: Звук [а] обозначим буквой А.
Воспитатель: Положите букву А под карточку, обозначающую звук [а].
Какой буквой обозначим звук [j]?
Дети: Звук [j] обозначим буквой Й.
Воспитатель: Положите букву Й под, обозначающую звук [j]. Сколько букв в
слове «май»? Прочитайте слово: МАЙ
10. Дидактическая игра «Живые картинки». (Работа над предложением(4мин.)
Методические рекомендации: проводится для формирования умения составлять предложения по демонстрируемому действию из трех слов.
Один ребёнок имитирует пришивание пуговицы, остальные дети
составляют предложение. Например: Маша пришивает пуговицу.
Дети считают слова в предложении, составляют схему
11. Итог