Папки-передвижки

Конспект непосредственной непрерывной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Буква Й» в подготовительной группе

Ирина Михайлова
Конспект непосредственной непрерывной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Буква Й» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Звук [j], буква Й.

Цель: познакомить детей со звуком [j], буквой Й.

Задачи:

- Закреплять понятия гласного и согласного звука, учить детей дифференцировать согласные звуки по твёрдости, мягкости, формировать умение делать полный звуко-буквенный анализ слова, развивать навык чтения слогов и слов, активизировать в речи наречия, формировать умение составлять и распространять предложения на наглядной основе с применением схем, закрепить технику безопасности при работе с иголкой.

- Развивать фонематический слух, мышление, внимание, память,

пространственные представления, мелкую моторику.

- Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание выслушать товарища.

Предварительная работа с детьми: повторение правил техники безопасности

при работе с иголкой, рассматривание различных видов пуговиц,

пришивание пуговиц.

Предварительная работа с родителями: повторение слоговой структуры

слова, повторение правила о количестве гласных звуков и слогов в слове,

изготовление шкатулки для пуговиц в группу, составление коллекции

пуговиц для музея пуговиц.

Оборудование: настенная магнитная доска с магнитами, картинка с

изображением пуговицы, плоскостные изображения почтовых ящиков

красного, синего и зелёного цвета, 8 предметных картинок, шкатулка с

пуговицами, игольница с иголкой и ниткой, карточки - схемы по технике

безопасности работы с иголкой, курточка для куклы, карточки-символы для

характеристики звука, настенная касса букв, схема предложения, схема

мягкости звука й, мяч, изображение буквы й, слоговые таблицы,

стилизованное изображение зайца.

Раздаточный материал: на каждого ребенка индивидуальная касса букв с

вкладышами, карточки-символы для характеристики звука, схема

предложения, звуковая линейка для определения позиции звука, тарелочка с

пуговицами, индивидуальное зеркало для наблюдения за артикуляцией звука.

Конспект НОД

1. Организационный момент. (1мин.)

Методические рекомендации: проводится для активизации внимания и

мотивации детей к познавательной деятельности.

Воспитатель: К нам в гости пришла Пуговка, она принесла нам интересные

задания и игры. (Воспитатель размещает на информационном поле картинку

с изображением Пуговки (приложение, рис. 1).

2. Дидактическая игра «Почта». (Повторение основных характеристик звука(1мин.)

Методические рекомендации: проводится для дифференциации гласных и

согласных звуков, дифференциации согласных звуков по твёрдости-

мягкости.

На доске воспитатель размещает плоскостные изображения трёх почтовых

ящиков красного, синего и зелёного цветов. (Дети по очереди выходят к доске, берут картинку (письмо, называют

картинку, выделяют первый звук :н. р., Мак – в слове мак первый звук М, он

согласный, твёрдый. Кладём его в синий ящик.

Если первый звук в слове гласный, прикрепляют картинку под красный

ящик. Если первый звук согласный твёрдый, картинку размещает под синим

ящиком. Если первый звук согласный мягкий, картинка крепится под

зелёный ящик.

Картинки для игры: Утюг, Абрикос, Шишка, Мак, Колокольчик, Листик,

Мишка, Кит

Воспитатель: Пуговка предлагает разнести почту. Если слово начинается с гласного звука, кладём письмо в красный ящик, если слово начинается с твёрдого согласного звука, кладём письмо в синий ящик, если слово начинается с мягкого согласного звука, кладём письмо в зелёный ящик.

3. Создание образовательной педагогической ситуации. (Ознакомление с новым материалом(5мин.)

Методические рекомендации: проводится для осознанного произнесения звука, выделения его из ряда других звуков, правильного его артикулирования.

Выделение звука [j]. Звук [j] выделяется из слова «ой», сначала воспитатель громко произносит слово «ой», выделяя голосом последний звук, утрируя его.

Дети называют последний звук в этом слове -[j]. Для наблюдения за

артикуляцией звука, дети произносят это слово, глядя на себя в

индивидуальное зеркало. Под руководством воспитателя проходит

характеристика звука [j] с использованием карточек- символов. Данная работа дублируется ребёнком у доски с карточками- символами.

Воспитатель: У куклы Маришки оторвалась пуговица. Чем мы можем ей

помочь?

Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель берет иглу с ниткой и начинает пришивать пуговицу,

вскрикивает «Ой-й-й!». Что же случилось?

Дети: Вы укололись.

Воспитатель: Какие же правила нужно соблюдать, чтобы не пораниться при работе с иглой?

Дети рассказывают правила безопасности, опираясь на карточки- схемы

- Иголки хранятся в игольнице.

- При использовании иголка должна быть с ниткой.

- Нельзя брать иголку в рот.

- Нельзя закалывать иголку в одежду.

Воспитатель: Какое слово я произнесла, когда, уколовшись, вскрикнула?

Дети: Ой!

Воспитатель: Какой последний звук в этом слове?

Дети: [j]

Воспитатель: Произнесите этот звук, глядя в зеркало. Гласный он или

согласный? Почему?

Дети: Звук [j] согласный, потому, что во рту есть преграда для воздуха, его

нельзя петь.

На столах и доске дети выкладывают карточку-символ согласного звука (рот перечеркнут –петь нельзя этот звук)

Воспитатель: Звук [j] звонкий или глухой?

Дети прикладывают ладонь к горлу и произносят звук [j]. Горлышко

вибрирует.

Дети: Этот звук звонкий, потому, что горлышко «звенит».

На столах и доске дети выкладывают карточку-символ звонкого звука (колокольчик)

Воспитатель: Звук [j] мягкий или твёрдый?

Дети: Этот звук мягкий.

На столах и доске дети выкладывают карточку-символ мягкого звука

(подушка мягкая)

Воспитатель: Дайте характеристику звука [j].

Дети: Звук [j] согласный, звонкий, мягкий.

Воспитатель: Карточкой какого цвета его обозначим?

Дети: Обозначим его карточкой зелёного цвета.

На столах и на доске дети выкладывают зелёную карточку

Воспитатель: Звук [j] особенный, он всегда мягкий.

4. Дидактическая игра «Не проворонь» (1мин.)

Методические рекомендации: игра проводится для развития слухового восприятия, фонематического слуха. Воспитатель называет слова,утрированно выделяя голосом звук [j] дети хлопают в ладоши, когда слышат звук.

Слова даются со звуком [j] только в позиции в середине или в конце слова!

Слова для игры: лаЙка, лиса, игрок, соловеЙ, автобус, троллеЙбус, маЙка, кошка, чаЙ.

5. Дидактическая игра «Где живёт звук?» (1мин.)

Методические рекомендации: Игра проводится для формирования умения

определять позицию звука в слове. В игре используются звуковые линейки

Воспитатель произносит слова, утрированно выделяя голосом звук [j]. В игре используются слова с позицией звука [j] в середине и в конце слова! На индивидуальных звуковых линейках дети показывают позицию звука [j] в слове. Работа дублируется ребёнком у доски с комментариями: «В слове сильный звук Й находится в конце слова»

Слова для игры: сильныЙ, шаЙба, маЙ, линеЙка, хоккеЙ.

6. Физминутка. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (2мин.)

Методические рекомендации: физминутка проводится для смены вида деятельности, обеспечения двигательной активности ребенка, а так же способствует развитию словарного запаса, умения подбора слов, противоположных по смыслу (антонимов). Дети становятся в круг, воспитатель кидает ребёнку мяч и называет наречие. Ребёнок, кидая мяч воспитателю, называет наречие, противоположное по смыслу. Например:холодно - тепло.

Слова для игры: холодно, тяжело, мягко, темно, хорошо, весело, умно.

7. Знакомство с буквой Й. (2мин.)

Методические рекомендации: для осознанного восприятия образа буквы Й

были использованы различные приемы сенсорного развития: зрительный

анализ, тактильные ощущения, создание образа буквы из нетрадиционных

материалов, прописывание буквы в воздухе и на поверхности стола

(развитие пространственных представлений).

Воспитатель: Какой буквой обозначается звук [j], найдите эту букву?

Дети находят в настенной кассе букву Й.

Воспитатель: Это буква Й

На доске размещается крупное изображение буквы Й

Воспитатель: На что похожа буква Й?

Дети высказывают варианты ответа.

Воспитатель: Из скольких элементов состоит буква Й? Какие это элементы?

Дети: Буква Й состоит из четырёх элементов: палочка, палочка, перекладина наискосок, галочка наверху.

Воспитатель: Давайте напишем эту букву в воздухе для великана! Начинаем писать букву слева направо. Поднимите левую руку, обратите внимание на зрительные ориентиры.

Воспитатель показывает написание буквы в воздухе, дети повторяют за ним с проговариванием: палочка сверху вниз, еще одна палочка сверху вниз, перекладина наискосок, сверху галочка. Затем дети пишут букву Й пальцем на столе, на спине у соседа, выкладывают ее из пуговиц.

8. Чтение слоговых таблиц. (Этап закрепления изученного материала.) (2мин.)

Методические рекомендации: проводится для формирования послогового навыка чтения, профилактики дислексии.

Чтение слоговых таблиц используется фронтально (дети читают хором) и индивидуально (ребёнок выходит к доске и читает вслух, остальные отслеживают на месте).

9. Звукобуквенный анализ. (4мин.)

Методические рекомендации: звукобуквенный анализ проводится с целью предупреждения нарушений письменной речи. Для проведения анализа используются карточки- символы трёх цветов (красный- гласный звук, синий- согласный твёрдый звук, зелёный- согласный мягкий звук

Дети последовательно выделяют звуки в слове, дают характеристику

каждого звука, обозначая соответствующей карточкой- символом и

выставляют карточки на вкладышах индивидуальных касс, затем подводят

итоги, подсчитывая количество звуков в слове, количество слогов,

количество гласных и согласных звуков. Следующим этапом анализа

является обозначение звуков буквами, выкладывание буквы под

изображением каждого звука, чтение слова. Работа дублируется на доске

ребёнком (при затруднении помощь оказывает воспитатель). Важно:

контролировать правильное расположение карточек и букв (слева направо,

буквы под карточками, обозначающими звуки).

Воспитатель: Пуговка предлагает нам сделать анализ слова «май». Что такое

май?

АЙ ОЙ

ЭЙ ЫЙ

УЙ ЫЙ

ДАЙ

МОЙ

Дети: Май- это весенний месяц.

Воспитатель: Какой первый звук в слове «май»?

Дети: Первый звук [м].

Воспитатель: Звук [м] гласный или согласный?

Дети: Звук [м] согласный.

Воспитатель: Он твёрдый или мягкий?

Дети: Он твёрдый.

Воспитатель: Карточкой какого цвета обозначим звук [м]?

Дети: Звук [м] обозначим карточкой синего цвета.

Воспитатель: Как выкладываем карточки? (слева направо).

Воспитатель контролирует правильное расположение карточек на доске и в индивидуальных кассах.

Воспитатель: Назовите следующий звук.

Дети: Следующий звук [а].

Воспитатель: Звук [а] гласный или согласный?

Дети: Звук [а] гласный.

Воспитатель: Карточкой какого цвета обозначим звук [а]?

Дети: Звук [а] обозначим красной карточкой.

Воспитатель: Какой последний звук в слове «май»?

Дети: Последний звук [j].

Воспитатель: Звук [j] гласный или согласный?

Дети: Звук [j] согласный.

Воспитатель: Он твёрдый или мягкий?

Дети: Он мягкий.

Воспитатель: Карточкой какого цвета обозначим звук [j]?

Дети: Звук [j] обозначим зелёным цветом.

Воспитатель: Чем интересен звук [j]?

Воспитатель показывает схему (Приложение, рис. 8)

Повторяем: звук [j] всегда мягкий, он никогда не бывает твердым!

Дети: Звук [j] всегда мягкий.

Воспитатель: Сколько звуков в слове «май»?

Дети: В слове «май» 3 звука, 1 гласный и 2 согласных.

Воспитатель: Сколько слогов в слове «май»?

Дети: В слове «май» один слог, потому, что там 1 гласный звук.

Воспитатель: Какой буквой обозначим звук [м]?

Дети: Звук [м] обозначим буквой М

Воспитатель: Положите букву М под карточку, обозначающую звук [м].

Какой буквой обозначим звук [а]?

Дети: Звук [а] обозначим буквой А.

Воспитатель: Положите букву А под карточку, обозначающую звук [а].

Какой буквой обозначим звук [j]?

Дети: Звук [j] обозначим буквой Й.

Воспитатель: Положите букву Й под, обозначающую звук [j]. Сколько букв в

слове «май»? Прочитайте слово: МАЙ

10. Дидактическая игра «Живые картинки». (Работа над предложением(4мин.)

Методические рекомендации: проводится для формирования умения составлять предложения по демонстрируемому действию из трех слов.

Один ребёнок имитирует пришивание пуговицы, остальные дети

составляют предложение. Например: Маша пришивает пуговицу.

Дети считают слова в предложении, составляют схему

11. Итог

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:"ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ"М" ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б»Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б» Цель: ознакомление детей с твердым звуком [б] и мягким звуком [б’], с буквой «Б». Задачи: Развивать у детей умения выделять, различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной непрерывной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Буква Й» в подготовительной группе
Опубликовано: 13 января 2025 в 22:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной непрерывной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Буква Й» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Михайлова (УИ 1364845) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД