Абаза Светлана
«Путешествие в зимний парк». Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
– формирование экологической культуры.
Задачи:
– закрепить знания детей про особенности приспособления растений и птиц к изменениям в природе с приходом холодного времени года – зимы;
– ознакомить с объектами живой природы (деревья, цветы и птицы);
– научить видеть изменения, что происходят в природе зимой;
– развивать умения находить признаки приспособления растений к природным условиям;
– закрепить знания о садовых цветах, деревьях, зимующих птицах;
– формировать основы экологической культуры;
– развивать коммуникативные навыки;
– воспитывать заботливое отношение к миру природы.
Материал: орешки для белочки, кормушка для птиц, хлебные крошки, зёрна, семечки, снежная дорожка, экологические знаки, иллюстрации: зимующие птицы, цветы, деревья, картинка с изображением белочки, три мольберта, дидактическая игра «Кто, где живёт».
Предварительная работа: наблюдение во время прогулок за постоянными объектами – деревья, цветник, птицы; рассматривание иллюстраций зимы; чтение художественных произведений о зиме.
1. Организационный момент.
Воспитатель сообщает о путешествии в зимний парк.
Дети, сегодня утром я увидела очень красивую снежинку, она оказалась волшебной. Воспитатель показывает снежинку. Вот она. Снежинка просит отправиться с ней в путешествие в зимний парк.
Но для начала она просит ответить на её вопросы:
– Какое сейчас время года?
– Какая погода бывает зимой?
– Назовите зимние месяцы.
– Кто может рассказать стихотворение о зиме?
Теперь можно отправиться в путешествие со Снежинкой.
Выясняют, как лучше протоптать снежную дорожку, чтобы не потревожить
представителей живой природы.
Воспитатель выставляет дорожку, на которой есть снежные следы. Дети идут по ней след в след.
2. Основная часть. Остановка «Сонные цветы».
Дети останавливаются возле клумбы и вспоминают, какие цветы росли на клумбе летом (ромашка, петуния, календула, розы, хризантемы, ирисы,
астры, георгины).
Воспитатель объясняет, что цветы зимой спят, укрывшись пушистым снегом.
А как осенью многолетние цветы подготавливают к зиме – насыпают землю
к стеблям цветов. А как мы будем защищать цветы от холода зимой?
(подсыпать снег на клумбу под цветы).
Воспитатель просит детей показать экологические знаки.
Далее Снежинка предлагает отправиться в путешествие, только нужно усовершенствовать протоптанную дорожку, таким образом, чтобы она стала шире, передвигаясь в обратном направлении приставным шагом (дети ставят ступни поперёк дорожки).
3. Остановка «Зимующие птицы»
Дети рассматривают и называют птиц (воробей, сорока, дятел, синица, голубь, ворона, снегирь).
– Почему птицам зимой нужна наша помощь?
Воспитатель обращает внимание на кормушку.
– Чем можно кормить птиц?
(хлебные крошки, семечки, зёрнышки)
Воспитатель предлагает покормить птичку в кормушке.
– Как мы должны ещё помогать птицам?
(делать кормушки)
Воспитатель просит детей показать нужные экологические знаки.
Физкультминутка «Здравствуй зимушка-зима»
Здравствуй зимушка-зима!
(наклон вперёд, свести руки на груди)
Что в подарок принесла?
(развести руки в стороны)
Белый снег пушистый,
(присели, трогают, гладят воображаемый снег)
Иней серебристый
(руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,
(имитируют катание)
И на ёлку огоньки
(фонарики)
Затем Снежинка предлагает детям отправиться далее в путешествие. Но дорожку теперь нужно протоптать по-другому. Двигаться нужно «паровозиком» (каждый ребёнок кладёт руки на пояс того, кто стоит впереди).
3. Остановка «Деревья в снегу»
Дети останавливаются возле деревьев, рассматривают ствол, ветки.
Называют деревья (берёза, дуб, рябина)
– Почему деревья без листьев?
– Кто кушает ягоды рябины зимой?
– С кем можно сравнить берёзку?
– Что делают деревья зимой?
– Что вы увидели на ветках?
– Что вырастает из почек весной?
– Что будет, если веточки деревьев поставить в банку с водой в комнате? Почему?
Воспитатель читает загадку
Что же это за девица
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт
И в иголках круглый год
И зимой и летом
В платьице одета.
(Ёлка)
– Как называется это дерево?
– Есть ли у ёлки листочки?
– Какого цвета иголки у ёлки?
– Какого цвета были иголки у ёлки осенью?
– Изменился ли их цвет?
– В каком лесу нет листьев? (у хвойном)
Дети возле ёлки находят корзинку с орехами.
Воспитатель читает загадку.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Воспитатель показывает картинку с белкой.
Так вот для кого была приготовлена корзинка с орехами.
Дети, а как мы должны ухаживать за деревьями летом?
– Поливать.
– Не ломать ветки.
– Не разводить костры.
Воспитатель просит детей показать экологические знаки.
Далее детям пришло время возвращаться в детский сад.
Снежинка прощается с детьми, потому, что в группе тепло и она может растаять. А чтобы она быстро улетела, нужно на неё подуть. В подарок Снежинка дарит дидактическую игру «Кто, где живёт».
А возвращаться мы будем по дорожке прыжками с продвижением вперёд.
4. Остановка «Детский сад»
Дети выполняют задание, которое дала Снежинка.
Складывают картинки:
«Домашние животные»
«Дикие животные»
«Животные Африки»
«Птицы»
«Водные обитатели»
5. Итог занятия.
– Про кого мы сегодня побеспокоились?
– Что нового узнали?