Анна Афанасьева
Опыт работы «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Буратино»
Тема: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Воспитатель первой квалификационной категории:
Афанасьева А. А
Южноуральск, 2017г
Публикация «Опыт работы „Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Тема моего опыта работы : «Речевое развитие младших дошкольников через театрализованную деятельность».
В процессе моей работы над вопросом речевое развитие детей, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность способствует повышению речевого развития детей дошкольного возраста. Почему именно театрализованная деятельность?
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Речь детей становится более выразительной и грамотной.
В приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 115 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- указывается на необходимость развития творческой активности детей, обеспечивающий художественно-эстетическое развитие ребенка.
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
- формирование общей культуры личности ребенка, развитие их социально-нравственных, эстетических качеств.
Таким образом, актуальность работы определяется :
1. Требованиями ФГОС ДО
2. Потребностью общества в воспитании творческой личности, важную роль в котором играет ранее овладение ребенком родным языком, выразительностью речи, выразительными средствами (мимика, пантомимика, движения, интонация).
В начале моей работы были определены задачи.
Задачи:
1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
2. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.
3. Обогащать и активизировать словарь детей.
4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Были запланированы формы и методы работы.
Формы и методы работы :
1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
2. Игры драматизации.
3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
4. Развивающие игры.
5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.
7. Игры – превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения.
8. Упражнения на развитие детской пластики.
9. Пальчиковые игры для развития моторики рук.
10. Упражнения на развитие выразительной мимики.
11. Упражнения по этике во время драматизаций.
12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно. В группе были созданы необходимые условия для театрализованной деятельности. Оборудован уголок с разными видами театра (пальчиковый, настольный, театр игрушек (куклы би-ба-бо, театр масок). Оборудован «Тихий уголок», где ребенок может уединиться.
Моя работа с детьми по театрализованной деятельности состояла из следующих этапов:
- вводная беседа. Она настраивает детей на восприятие произведения;
- чтение литературного произведения. Очень важно выразительно прочитать (рассказать) текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц, помогая детям определить своё отношение к героям и событиям;
- беседа по содержанию и форме произведения. Первый вопрос может выявить представления детей о жанре, к которому принадлежит данное произведение.
- повторение чтение литературного текста. Перед чтением детям даётся установка слушать внимательно, запоминать содержание;
- пересказ произведения детьми. Это основной этап работы. Следить, чтобы предложения строились грамматически правильно, содержание текста излагалось последовательно и связно.
Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения», «Передай мяч соседу».
Пальчиковые игры: «Утречко», «Стирка белья», «Игра на дудочке», «Жили были зайчики», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.
Артикуляционную гимнастику я предлагала для обучения детей средствам речевой выразительности я : «Надуваем шар», «Игра на дудочке», «Лошадка», «Чистим зубки», «Обидки». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, требовательно).
Для развития дикции применяла скороговорки, потешки, стихи.
С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:
1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть пластикой и мимикой.
Для развития пластической выразительности я предлагала детям:
1. Пройти по мостику через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Изобразить прогулку трёх зайцев, но так, чтобы все зайцы вели себя и действовали по-разному.
Большой интерес дети проявляли к упражнениям на развитие выразительной мимики:
1. «Солёный чай».
2. «Ем лимон».
3. «Сердитый дедушка».
4. «Лампочка потухла, зажглась».
5. «Грязная бумажка».
6. «Тепло – холодно».
7. «Рассердились на драчуна».
8. «Обиделись».
9. «Мне грустно».
10. «Мне весело».
Предлагала детям разыграть маленькие сценки. «Юные артисты»
Заключительная диагностика показала, что после проведенной мною работы, малыши, ранее плохо владевшие речью, стали активнее говорить со взрослыми, охотнее общались со сверстниками. А по свидетельству родителей дети дома рассказывают знакомые стихи и потешки, любят рассматривать книги с картинками, пересказывая полюбившиеся сказки.
Но на этом я не останавливаюсь и планирую перспективы:
- продолжать изучение данной темы, используя нестандартные подходы в организации театрализованной деятельности.
- организовать открытый просмотр для родителей занятий с использованием театрализованных игр.
- разработать и описать модель обновления предметно-развивающей среды в соответствии содержания данной темы.