татьяна рябова
Приобщение детей старшего возраста к русской культуре через тряпичную куклу
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка и реализация проекта для детей старшего дошкольного возраста "Куклы из бабушкиного сундука"
Мы живё м в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте – движется вперед по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют и познают мир. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим русским народным сказкам, играм, им на смену приходят мультфильмы, игры Запада. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, прививать любовь и доброе отношение к труду человека, сделавшего их.
Публикация «Приобщение детей старшего возраста к русской культуре через тряпичную куклу» размещена в разделах
В любой стране мира чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. В России, прежде всего перед педагогами-воспитателями, стоит задача – помочь детям и их родителям в освоении традиций и обычаев предков. Одним из приемлемых путей является детская традиционная игра и игрушка. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».
Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства приобщения детей дошкольного возраста к родной культуре занимались многие педагоги (Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина и др.). Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Русская народная игрушка считается одним из эффективных средств воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Народная игрушка рождалась из потребности ребенка познать мир, из активного стремления овладеть окружающим, творчески его изменять. Поэтому окружающая жизнь, быт и труд семьи, подражание взрослым являлось основным содержанием игрушки.
Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства.
В народной кукле нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость. Кукла была интересна и детям и взрослым. В нее играл не только ребенок, но она часто служила и взрослым (куклы-обереги).
Самые вдохновенные творцы кукол – дети: кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.
Традиционные русские куклы несут в себе черты индивидуальности. Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, они имеют элементы, отличающие их от других игрушек. В первую очередь кукла – это изображение человека, например, простейшее изображение женщины. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы.
Народные куклы являются частью традиционной деткой культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное их отличие от современных игрушек
С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры нами был разработан и реализован МБДОУ детский сад 71 г. Пензы проект «Куклы из бабушкиного сундука».
В ходе реализации проекта нами были проведены следующие мероприятия:
беседа «Русская народная игрушка»;
изготовление кукол Пеленашка, Мартинички;
консультации с родителями: «Народная кукла в игре современных детей».
В результате реализации проекта по знакомству с народными куклами уровень знаний о родной культуре у всех детей значительно повысился. Дети стали больше знать о народных куклах, материалах, из которых их делали, об обычаях и традициях их применения. Кроме того, дети научились самостоятельно изготавливать народные куклы.
В результате мы пришли к выводу о том, что проведение с детьми специальных мероприятий по знакомству с народными куклами значительно повысило уровень сформированности знаний о данных игрушках, а, следовательно, можно говорить о приобщении дошкольников к родной культуре.
Таким образом, проведение целенаправленной работы с использованием народных кукол заметно повышает уровень сформированности знаний детей дошкольного возраста о родной кукле, приобщая тем самым к родной культуре.