Прасковья Ефимова
Развитие физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр коренных народов Якутии
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ. [/b]
Публикация «Развитие физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр коренных народов Якутии» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика Саха. Якутия
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Якутские игры
- Темочки
Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств ребенка.
Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра. Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье.
Таким образом, возникла острая необходимость развития физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр коренных народов Якутии.
Цель моей работы: выявление воздействия подвижных игр коренных народов Якутии на развитие физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста.
задачи:
-Изучить и проанализировать литературу о роли подвижных игр и упражнений в физическом развитии мальчиков;
-рассмотреть гендерное развитие мальчиков;
-проанализировать результаты исследования уровня развития физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста;
-разработать систему мероприятий, направленных на развитие физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста.
В развитии двигательной деятельности ребенка дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Е. А. Аркин определяет подвижную игру как мощное и незаменимое средство воспитания ребенка, основной рычаг дошкольного воспитания.. Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу легких, способствуют насыщению организма ребенка кислородом, повышению общего жизненного тонуса. В жизни более старших бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, песенки, считалки.
Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор. использование всего богатства эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов, заключенных в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего воспитания.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию. Я думаю, наилучшее время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям – это возраст до 6 лет. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.
На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.
Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаются его духом. используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. В играх с зачинами присутствуют диалоги, характеризующие персонажей и их действия. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.
Структура занятий содержит в себя следующие компоненты.
1) Беседа. Перед объявлением названия игры проводится беседа, актуализирующая приобретенные знания школьников о национальной культуре коренных народов республики на предыдущих занятиях. После того, как прозвучит название игры, проводится беседа, касающаяся того аспекта культуры, которому посвящена игра.
2) Изготовление атрибута для игры. Возможны изготовления не сложных атрибутов для предстоящей игры самими детьми.
3) Проведение игры.
4) Творческие задания. Для закрепления полученных знаний можно провести такие виды творческих работ как составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ дошкольников и родителей.
По окончанию каждой темы проводится итоговое занятие-творчество, где обобщаются и систематизируются полученные знания о национальной культуре определенного народа. Это могут быть и тесты-рисунки, и народные праздники, или игры, видоизмененные самими детьми.
Цель проведения народной игры всегда имеет три аспекта:
1) познавательный (приобщить детей к национальной культуре, расширить круг знаний школьников о традициях, обычаях, укладе жизни народов Севера);
2) развивающий (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога);
3) воспитательный (развивать способность к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию).
Воспитание всесторонне развитой личности было и остаётся первостепенной задачей для работников дошкольных учреждений и общества в целом. А гармонизация развития личности требует обязательной опоры на традиционно-народные истоки.
В начале исследования мы сформулировали следующие задачи:
- определить уровень развития физических качеств и навыков мальчиков старшего дошкольного возраста;
- выявить условия физического развития мальчиков вне детского сада;
-проанализировать состояния здоровья мальчиков старшего дошкольного возраста.
Для достижения этих задач использовали следующие методы:
- выполнение серии заданий на выявление уровня развития физических качеств и навыков у мальчиков старшего дошкольного возраста;
- анкетирование родителей;
- анализ состояния здоровья мальчиков.
На первом этапе для определения уровня развития физических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость) у мальчиков старшего дошкольного возраста была использована комплексная программа нормативов «Кэнчээри».
Исходя из полученных результатов диагностики уровня развития физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, нами разработана система мероприятий по развитию физических качеств. Для этого были поставлены следующие задачи:
- организовать медико-педагогический контроль ДОУ;
- обеспечить необходимую двигательную активность в течение всего дня;
- ознакомить родителей с работой по развитию физических качеств, проводимых с мальчиками в ДОУ.
Чтобы обеспечить полноценное развитие мы использовали комплексный подход. Для реализации поставленных задач работа была проведена в следующих направлениях:
1. Поэтапное проведение мероприятий с использованием подвижных игр коренных народов Якутии, направленных на развитие физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста.
2. Обеспечение организованного медико-педагогического контроля.
3. Совместная работа ДОУ с родителями.
Нами был составлен план мероприятий на год по развитию физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр коренных народов Якутии (таблица 2). Подвижные игры коренных народов Якутии проводились для мальчиков экспериментальной группы один раз в неделю.
План по развитию физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр коренных народов Якутии
месяц Работа с детьми Работа с родителями и воспитателями
сентябрь Мониторинг по развитию физических качеств у мальчиков.
Обследование детей с медицинским работником. - анкетирование
- выступление на педагогическом совете по теме: «Гендерное воспитание в старшей дошкольном возрасте.»
октябрь Игра на меткость «Ловкий оленевод»-(эвенкийская игра)
Игра с бегом «Волк и олени» (якутская игра)
Игра с бегом «Жмурки» (якутская народная игра) -выступление на родительском собрании.
-изготовление атрибутов для игры
ноябрь Игра с бегом «Ястреб и утки» (эвенкийская игра)
Игра на меткость «Охота на волка» (якутская игра)
Игра на силу и на выносливость «Петушиные бои» (якутская народная игра) -беседа с родителями
- изготовление атрибутов для игры
декабрь Игра на силу и выносливость «Перетягивание палки» (якутская народная игра)
Игра с бегом «Оленьи бега» (эвенская игра) спортивное развлечение с папами.
январь Игра с бегом «Бег с капканом» (якутская игра)
Игра на силу и на выносливость «Бой лосей»
Игра с бегом «Ловля оленей» (эвенская игра) - консультации для родителей.
февраль Игра с бегом «Гонки на оленях» (эвенкийская игра)
Игра на меткость «Охота на куропаток» (якутская игра)
Игра на меткость «Зайцы и собаки» (якутская игра) Изготовление масок для игры.
Развлечение для пап.
март Игра с бегом «Урони полено» (якутская народная игра)
Игра на меткость «Стрельба в цель с кружением» Консультация для родителей.
апрель Игры с прыжками «Тройной прыжок» (якутская игра)
Игра с бегом «Гонки на собачьих упряжках»
Игра с бегом - «Берегись охотника» Привлечение и помощь отцов.
май Прыжки с места
прыжки куобах, кылыы, ыстана Мониторинг по развитию физических качеств у мальчиков.
Обследование детей с медицинским работником. Привлечение отцов.
Родительское собрание по результатом мониторинга.
Важное условие успешности игровой деятельности – понимание содержания и правил игры. Обучение их можно дополнить показом отдельных приемов и действий. Обучение детей целесообразно начинать из простых, некомандных игр, потом перейти к переходным и завершить сложными – командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности к изученным раньше. Это поможет закрепить привычки и умения. Для решения определенных задач, поставленных перед игрой, необходимо провести подготовку. Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их индивидуальные особенности, развитие и физическую подготовленность.
Для развития физических качеств нами были подобраны подвижные игры коренных народов Якутии для мальчиков старшего дошкольного возраста. Вначале как разминка проводятся имитационно-подражательные движения, направленные на развитие основных видов движений у мальчиков. Например, имитация образа мышки, лошадки, птицы, медведя и т. д. В основной части были использованы подвижных игр коренных народов Якутии, например такие, как «Стой олень», «Охота на оленей», «Зайцы и собаки», «Льдинка, ветер и мороз», «Тройной прыжок, «Гонка на собачьих упряжках», (Ухо-локтевая ходьба, «Тюленьи бега», «Волки и олени», «Охота на куропаток», «Оленьи упряжки». Использование народных подвижных игр, спортивных упражнений – кылыы, куобах, ыстана и др. Они являются прекрасным средством физического развития и по праву вошли в систему спортивных игр и соревнований. Нормативы по этим играм даются в зависимости от возраста детей и их физических возможностей. Начинать надо с меньшого количества меток и расстояния между ними, затем постепенно увеличивать расстояние между метками и количество их до 12. Фольклор позволяет разнообразить процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития дыхательно-творческой инициативы детей. Якутские национальные подвижные игры имеют давнее историческое происхождение. Они отражают быт, культуру народа, его трудовую деятельность и окружающую природу. Есть игры, отражающие охоту, коневодство, скотоводство и т. д. Включались такие игры как «Волк и жеребята», «Жмурки», «Игра на перетягивание», «Один лишний», «Пень и бычок», «Бег за невестой», «Водопой из проруби», «Бег завязанными ногами», «Атах тэпсиитэ», «Упрямые бычки», «Петушиный бой», «Перетягивание палки» и другие
Регулярно проводимый медико-педагогический контроль за формированием двигательных навыков и развитие физических качеств у детей с использованием подвижных игр коренных народов Якутии, тесный контакт с родителями помогли повысить физическое развитие детей. Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста повышается, если мы создадим организационно-педагогические условия для проведения подвижных игр коренных народов Якутии.
• Разработанная система специальных игр и упражнений должна соответствовать возрастным и гендерным особенностям детей, чтобы им было интересно и увлекательно. Поощряя активность каждого ребенка мы развиваем его стремление заниматься еще и еще.
• Ориентация в работе на степень подвижности детей позволяет наиболее полно удовлетворить их двигательные потребности, способствует лучшему усвоению движений и формированию высокой физической подготовленности.
• Правильно выбирать игры и упражнения для группы с учетом уровня развития большинства детей.
• Для творческого развития детей иметь современную аппаратуру, спортивные снаряды, пособия и игрушки.