Ольга Малиновская
Познавательно-речевое развитие детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Познавательно-речевое развитие детей старшего возраста»
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер. Многие педагогические коллективы используют интегрированные занятия, включающие в одну сюжетную линию (или тему) задачи и по развитию речи, и по формированию элементарных математических представлений, и по изобразительной деятельности. В таком подходе можно увидеть много положительного для развития подрастающего человека в плане целостного восприятия окружающего мира и общего развития речи. Но при этом, на наш взгляд, сужаются возможности полноценной подготовки ребенка по развитию речи.
Публикация «Познавательно-речевое развитие детей старшего возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В подготовительной к школе группе детей обучают творческому рассказыванию. Ребенок 7 года жизни вполне подготовлен к этому виду речевой деятельности: усложняется его мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники 6-7 лет обнаруживают способность к простому, логически аргументированному комбинированию представлений, образов.
Таким образом, творческое рассказывание соответствует возрастным возможностям старших дошкольников, отвечает их интересам. Предложение придумать рассказ, сказку дети обычно встречают радостно. Они переживают эмоциональный подъем, когда придумывают сами или слушают своих сверстников.
Рассказывание по сюжету усиливает и интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.
В подготовительной группе к школе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.
Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость.
Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, предъявляя детям новую картину, затем целенаправленно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов.
Модель работы с картиной как целостной системой
1. Выделение объектов, изображенных на картине.
2. Установление взаимосвязей различного уровня между объектами.
3. Представление объектов с точки зрения их восприятия различными анализаторами.
4. Описание изображенного средствами символической аналогии.
5. Представление объектов в рамках времени их существования.
6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.
Каждый ребенок может по-своему представить развитие действий, однако придумывание должно основываться на понимании логики этого действия. Вопросы на предположение необходимо сочетать с вопросами направляющими на точное и подробное описание изображенного на картине.
Таким образом следует применять методические приемы, вызывающие и поддерживающие проявление у детей инициативы.
При обучении рассказыванию используется разный изобразительный материал. Так на занятиях находят применение картины представленные сериями, - с изображением продолжающего действия. Дети, опираясь на последовательно демонстрируемые картины, учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. Для упражнений так же используется раздаточный материал. Например, предметные картинки, которые получает каждый ребенок.
Одним из важных заданий является составление по картинкам рассказов загадок. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в котором объект не назван, можно было отгадать, что именно нарисовано на картине. Если слушатель затрудняется решить эту задачу, ребенок по заданию педагога вносит в описание дополнения. Такие упражнения формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества.
Руководя процессом рассказывания, воспитатель обращает внимание на содержание изложения, на последовательность описания, на правильность речи рассказчика. Когда дети затрудняются передать словами задуманное, он, не нарушая хода их мыслей, подсказывает нужное слово или выражение; Если допущены грамматические или орфографические ошибки, речевым примером показывает, в какой грамматической форме употребляется слово и как правильно произнести его.
В подготовительной группе педагог продолжает учить детей рассказыванию по готовому плану. Вначале он сообщает тему рассказа, а затем знакомит с основными пунктами плана, смысловыми паузами и интонацией отделяет один вопрос от другого, подчеркивая в фразах опорные слова.
Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, который входит в общую систему занятий по развитию связанной речи.
При обучении творческому рассказыванию с помощью различных приемов интенсивно активизируется словарь детей. Педагог привлекает внимание дошкольников к тем точным выразительным словам, словосочетаниям, которые они могут использовать в своем повествовании. С этой целью на протяжении всего занятия, особенно в объяснительной его части он преднамеренно вводит в свою речь намеченный ранее словарный материал. Речевой образец побуждает детей произносить нужные словосочетания и фразы. Они быстро запоминают, акцентируют слова и стараются ввести их свой рассказ.
Задачи педагога – учить детей рассказыванию выразительно, образно, эмоционально, умело используя доступные художественные приемы