Шелудянкина Ольга
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды музыкальной деятельности традиционны – это слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, творчество. И каждый из этих видов способствует познавательно-речевому развитию детей.
Публикация «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности, давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, мышление, воображение, расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного). Пение способствует развитию речи детей за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны, это – звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика.
Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Добиваясь чёткой и ясной дикции, Я учу детей отчётливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю челюсть. Детям нужно понять, что плохая, вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, на звукообразование и чистоту интонации и, наоборот, ясно произнесённое слово способствует выразительному исполнению песни. С этой целью на занятиях используются русские народные попевки, прибаутки.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравиться отгадывать слова и фразы, которые я произношу одними губами. Этот приём мобилизует внимание детей и побуждает их к более чёткому произношению слов.
В работе над дыханием надо следить за тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца, «не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами, и правильно их располагали при пропевании гласных. Для развития дыхания полезно также, пропевание или произнесение на выдохе гласных звуков, отдельных слогов (например, да, та, ля, фраз, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду в лесок»). Такие упражнения сопровождаются движением руки сверху вниз. Мы с детьми на занятиях поем детскую песенку «Едет кошка», (сначала поднимаясь поступенно с до первой октавы до си и возвращаясь поступенно вниз к первоначальной до первой октавы) сопровождая пение движением рук сначала снизу вверх, а затем сверху вниз. При этом одновременно идёт работа над дыханием, над дикцией, формирует звуковысотный слух.
Дидактические игры, дидактические упражнения и задания способствуют развитию фонематического слуха.
Развитию слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков помогают музыкально-дидактические игры «На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй, как я», «Музыкальные молоточки», а также музыкально-дидактические игры с пением, распевки, например, «Птенчики», «В лесу», «Угадай по голосу», Е. Тиличеевой.
Когда дети на занятии поют попевку «Бубенчики», Е. Тиличеевой они различают три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии. Можно предложить детям по характеру музыки определить, где «мышки», а где «мишки», и изобразить движения, соответствующие данному образу. «Между музыкальным и фонематическим слухом параллели нет, но хороший музыкальный слух является хорошим подспорьем в развитии фонематического слуха. Дети с хорошим музыкальным слухом больше внимания проявляют к фонемам» (Н. А. Чевелёва).
Произносительная сторона речи обладает определённой окраской: как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определённая звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому, музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха оказывают косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т. е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей.
На музыкальных занятиях я широко использую музыкально-речевые игры. С их помощью у детей успешно развиваются подражание речи взрослого, речевая активность и коммуникативная функция речи. Использование таких игр и игровых упражнений значительно повышает развивающих эффект занятий. Вот некоторые из них: «Идёт Мишка» - расширение словарного запаса прилагательных, знакомство с выразительными имитационными движениями. «Комар», «Жук», - автоматизация изолированного произнесения звука «з», «ж», «Моя мама» - развитие навыков диалога; отработка изменения существительных и местоимений по падежам, а также умение употреблять прилагательные в сравнительной степени и др.
Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Дети, знакомясь с различными музыкальными произведениями, выражают свои чувства и эмоции словами.
С помощью умело проведенной беседы можно не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, и, конечно же, обогатить словарный запас детей.
Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Весёлая музыка может быть и торжественной, праздничной, и нежной, танцевальной. А грустная – и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, трагической. Торжественная музыка окрашена радостью, светом, но бывает ведь и торжественная скорбь.
Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально – эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи.
Вспомним замечательные слова В. А. Сухомлинскоко: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке».
Тихо, тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны, речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг,
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Незнакомые слова разъясняются: решительная-смелая, тревожная – беспокойная. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику музыкального произведения, сходного по настроению, происходит очень быстро.
Игра на детских музыкальных инструментах, ещё один вид деятельности, который способствует познавательно – речевому развитию детей.
• Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребёнку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.
• Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на металлофонах, колокольчиках, пианино, развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триола, дудочка) в индивидуальных занятиях.
• Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?», «Музыкальное лото», «Отгадай инструмент и сыграй, как я», «Музыкальный дрмик».
• Развитие координации пения с движением пальце рук (ребёнок поёт и «играет» на неозвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности.
Музыкально-ритмические движения.
Для разучивания элементов танца можно использовать четверостишия, например:
Ковырялочка, дробь.
Каблучками я стучу,
Пляску русскую учу,
Пляска русская моя
Замечательная.
В. Дьякова.
Козлик
Вышел козлик погулять,
Стал он прыгать и скакать.
Козлик ножками стучит,
По козлиному кричит:
«Бе -е-е-е»
Метелочка.
Как у наших, у ворот
Дворник улицу метет.
Дворник улицу метет,
Все соринки подметет.
Е. Соковнина
Веревочка.
Я скачу, скачу, скачу
И веревочку кручу.
Ты, веревочка, крутись,
Пляска русская, учись.
В. Дьякова.
Полуприсядка, присядка.
Сяду- встану, сяду – встану,
И как мячик поскачу.
Приседать я не устану,
Я танцором стать хочу.
В. Дьякова.
Качалочка.
Качалочка качается,
А Саша улыбается.
Е. Соковнина.