Ирина Пожуева
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось
ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский
Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–7 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственному исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий. Благоприятный микроклимат, поддержание повышенного интереса детей к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования, наблюдений, а также создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей – все это благотворно действует на развитие познавательных способностей детей.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Таким методом и является экспериментирование. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
С целью развития детского экспериментирования мною в группе были созданы центры экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, которые постоянно пополняются новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.
Основным оборудованием являются:
- Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
- Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.
- Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
- Красители: гуашь, акварельные краски и др.
Тщательно продуманы условия для хранения всего практического материала: весь материал расположила в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей. Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми.
Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки; микроскопы, приобретена для детей форма лаборанта: фартуки колпачки, маски.
Для закрепления и систематизации знаний детей мною в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии. В уголках размещены дидактические игры, разнообразные карты, атласы, глобус - что позволяет детям путешествовать.
В группе организовала мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные коллекции: ракушки, камни, шишки, пуговицы, коллекции меняются, тематика коллекций зависит от интересов детей. Для поддержания интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности систематически проводятся различные опыты и наблюдения, познавательные беседы. Во время совместного экспериментирования с детьми ставлю цель, совместно с ними определяем этапы работы, делаем выводы.
Познавательно - исследовательская деятельность пронизывает все сферы образовательной деятельности. Проведение экспериментов продолжается и во время наблюдений на прогулках. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего товарища.
Связь экспериментирования с рисованием двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. При зарисовке результатов эксперимента, предлагаю ребятам еще раз вспомнить и зарисовать этапы эксперимента, его последовательность.
Экспериментирование связано музыкальным и физическим воспитанием. Дети погружаются в звуки природы, играют в подвижные игры – это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию положительных эмоций.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, взвешивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей к неживой, живой природе в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей я провела анкетирование для родителей «Ребенок и эксперимент». По результатам запросов родителей организовала консультационный день на тему: «Экспериментальная деятельность дома». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагаются родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей созданы картотеки опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Консультации для родителей, рекомендации, буклеты и памятки способствуют проявлению интереса и становлению их активными участниками в исследовательской деятельности. Разработала материалы на темы: «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Мокрые опыты» и другие.
В процессе работы с детьми по экспериментальной деятельности, можно отметить динамику развития: навыки экспериментирования в группе, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами. Воспитанники самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, запомнили элементарные правила проведения опытов (технику безопасности при проведении экспериментов). При проведении экспериментов дети стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам. Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается.
Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Свою статью я хотела бы закончить словами всеми известного Льва Семёновича Выготского
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал,
чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Литература:
1 Батова, И. С. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Лето. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). ФГОС ДО / И. С. Батова. - М. : Учитель, 2018. - 481 c.
2 Батова, И. С. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Осень. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). ФГОС ДО / М. : Учитель, 2018. - 637 c.
3 Вахрушев, А. А. Здравствуй, мир! Методические рекомендации к образовательной программе познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста / А. А. Вахрушев. - М. : Баласс, 2016. - 125 c.
4 Гальцова, Е. А. Культурно-досуговая деятельность детей 5-6 лет. Сказочные эстафеты. Познавательно-игровые инсценировки. - М. : Учитель, 2015. - 176 c.