Ирина Мироновская
Повышение эффективности коррекционной работы с детьми ОВЗ в соответствии с ФГОС посредством применения ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Для различных областей познания создается множество простых и сложных компьютерных программ. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Для детей дошкольного возраста существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, которые можно применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Среди компьютерных программ особое место занимают специализированные компьютерные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Повышение эффективности коррекционной работы с детьми ОВЗ в соответствии с ФГОС посредством применения ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Из года в год наблюдается рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Часто речь детей старшего дошкольного возраста остается маловыразительной, бедной, наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Эти нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу, поэтому развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном возрасте.
Эффективность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья зависит во многом от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучая специальную литературу видно, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения компьютерных технологий в коррекционный процесс.
Компьютер, является современным инструментом для обработки информации и служить мощным техническим средством обучения, играя роль помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Психологи отмечают, что чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше будет психологический барьер между ним и техникой, у ребенка практически нет страха перед ней, потому что компьютер привлекателен для детей, как новая игрушка.
Положительное общение детей с компьютером начинается с тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности компьютерных игр.
Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. В специализированных компьютерных программах для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но обобщить представление о всех похожих предметах или ситуациях, этим у него развиваются важные операции мышления как обобщение и классификация.
Ребенок, играя на компьютере начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей, поэтому у детей начинает развиваться знаковая функция сознания - понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это реальные вещи и картинки, схемы, слова или числа и т. д.
В процессе занятий на компьютерах у детей улучшаются память и внимание. Ребенок в раннем возрасте обладает непроизвольным вниманием, он не может осознанно стараться запомнить тот или иной материал, а если материал является ярким и значимым, то он непроизвольно обращает на него внимание. В этом случаи компьютер просто незаменим, он передает информацию в привлекательной форме для ребенка, ускоряя запоминание и содержания, делая его осмысленным и долговременным.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение для развития интеллекта и развития их моторики. От самых простых до сложных компьютерных игр, дети учатся нажимать пальцами на определенные клавиши, развивая мелкую моторику мускулатуры рук. Ученые заметили, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, чем внимательнее мы всматриваемся глазами в то, над чем работаем, тем больше участков мозга включается в работу, потому что формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.
Общение у детей с компьютером вызывает живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и учебная. Этот интерес лежит в основе формирования важных структур: познавательная мотивация, произвольные память и внимание, поэтому эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Преодолевая трудности в компьютерных играх, дети учатся контролировать выполнение действий и оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Компьютер помогает развить интеллектуальные способности ребенка и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщая ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая его отношение к окружающему миру.
Интерактивные игры разработаны с учетом всех требований ФГОС. Специализированные компьютерные технологии для детей с нарушением речи: логопедическая программа "Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно» адресованы специалистам - логопедам и дефектологам детских учреждений, но могут использоваться и для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованными в исправлении и развитии речи своих детей. Работая с специализированной программой надо составить индивидуальный план для каждого ребенка, выбрать соответствующие ему упражнения, контролировать правильность их выполнения ребенком и дозировать необходимую нагрузку.
Интеллект ребенка вплотную связан с уровнем развития речи, чем раньше ребенок научится правильно воспринимать и анализировать звуки речи, тем быстрее будут развиваться его интеллектуальные способности. В дошкольном и младшем школьном возрасте активно развивается способность общаться. Уверенная и непринужденная речь, умение свободно выражать мысли и чувства поможет ребенку адаптироваться в детском коллективе, придаст уверенности в себе и позволит избежать многих психологических трудностей и проблем в общении. В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, но не всегда при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог. Это позволяет эффективно в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного возраста.
Современные технические устройства, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи.
Список используемой литературы:
1. Алексеев В. Д., Давыдов Н. А., Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования компьютера М. : ВПА, 2019г.
2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Издательство Москва 2018г.
3. Белобородова Е. Г., Горвиц Ю. М., Любимова М. М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей младшего возраста- М. : МИФИ, 2019г.
4. Выгодский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 2018г.
5. Волкова Л. С. Логопедия. М., 2020г.
6. Дробышев Ю. А., Ерлыченко С. Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логических задач// Информационные технологии в образовании. М. : МИФИ, 2019г.
7. Жукова П. С., Мастюкова Р. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2019г.
8. Кривошеев А. О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии - 2019 г. ,