Ирина Щепетинникова
Повышение эффективности управления дошкольным образованием в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Общая тема: Модель управления ДОУ
Адресная направленность: материал будет интересен руководителям ДОУ, заместителям по УВР/ВМР, старшим воспитателям, методистам, преподавателям.
Слайд 1. Для того, чтобы управленческая деятельность руководителя ДОУ была эффективной, она должна быть структурированной:
• Опираться на анализ образовательной ситуации, социальный запрос родителей;
• Носить преобразующий характер;
• Быть направленной на совершенствование профессиональных умений с целью качественного изменения педагогической деятельности;
• Объединять всех сотрудников.
Публикация «Повышение эффективности управления дошкольным образованием в ДОУ» размещена в разделах
Слайд 2. Управление ДОУ – это особая деятельность, в которой все субъекты обеспечивают организованность совместной деятельности и направленность в достижении образовательных целей и задач, а также целей развития образовательного учреждения.
Слайд 3. Большое значение приобретает организационная структура управления ДОУ. Организационная структура управления – это совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций. Организационная структура управления - это способ разделения управляющей системы на части и одновременно ее интеграции в целое.
Слайд 4. Для изучения и анализа системы управления, ее качества, влияния на нее руководителя можно использовать различные методики:
• Методика финских специалистов Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й. Х. («Управление по результатам», М., Прогресс, 1993);
Методика оценки эффективности управления образованием д. п. н., профессора Шалаева И. К., разработанная на основе мотивационного программно – целевого управления (МПЦУ, включающего в себя достоинства рационалистического и поведенческого направлений науки управления.
Слайд 5. Проверить себя можно по критериям оценки успешности руководителя (Методика «Управление по результатам»)
Факторы успешной деятельности:
• Умение создать результаты и желание много работать;
• Желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;
• Готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество;
• Искусство принимать быстрые решения;
• Способность сосредоточиваться на настоящем и будущем;
• Способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне, использовать их;
• Готовность к близким социальным взаимоотношениям;
• Готовность к общему руководству;
• Творческий подход к своей работе;
• Постоянное самосовершенствование и хорошая психическая и физическая форма;
• Умение правильно использовать свое время;
• Готовность к мотивированию себе и персонала;
• Готовность работать во главе хорошо подготовленного профессионального персонала;
• Готовность к политическому руководству;
• Международный кругозор.
Слайд 6. Оценка факторов эффективности деятельности.
Составляется таблица факторов успешной деятельности в области управления. Выбирается 5-7 важных. Нужно определить насколько умения и навыки соответствуют или не соответствуют факторам.
1. Важные факторы можно считать успешными в деятельности руководителя.
2. Оценка:
• соответствуют или нет;
• мои умения, навыки.
2.1. Соответствуют, как проявляются.
2.2. Не соответствуют, как проявляются.
(Оценка проводится не реже 1 раза в год)
Далее составляется план мероприятий, предусматривающий:
• Использование уже готовых предпосылок успеха
• Доработку других качеств.
Слайд 7. Модель деятельности ДОУ отражает реальные системы, включающие определенные параметры, количественные соотношения их функционирования. Применительно к процессам управления количественные характеристики должны позволять численно оценивать результаты управляющего действия. Согласно методики Шалаева И. К., для успешного управления и получения высоких результатов в управленческой деятельности руководителю необходимо иметь определенные качества.
Слайд 8. Востребованные качества руководителя ДОУ (с условными обозначениями):
• Самоактуализация (А)
• Личностные ценности руководителя: его идейность, убеждения, воля, трудолюбие, инициативность, организованность, человечность (И);
• Эрудиция и рост профессионализма, глубина и практичность ума, знания (Э);
• Организаторские способности и умение управлять собой, организаторские умения и навыки, умение читать человека, умение влиять на людей (О);
• Человечность и личные цели, общительность (Ч);
• Стиль управления и знание современных управленческих подходов (С);
• Управленческая эмпатия и рефлексия (Р).
Руководитель может выбрать рационалистическую или поведенческую технологию. Технологические параметры рассматриваются как интегративное образование рационалистического и поведенческого подходов и оптимально верный вариант.
Слайд 9. Последовательность управленческих функций отражена в схеме, где используются квалиметрические эталоны процесса управления:
тактический анализ (его определяют стратегический, т. е. психологическое состояние коллектива, и традиционный анализ учебно-воспитательного процесса, затем
построение целей, затем
разработка исполняющей программы, затем
тактическое планирование, затем
тактическая организация, затем
контроль тактический, затем
регулирование тактическое
(складывается из состаляющих, направленных на осуществление социально-психологической стратегии и управление учебно-воспитательным процессом)
Слайд 10. Для оценки качества управления можно использовать рейтинговые шкалы:
Самоаттестация ДОУ. В аттестационном рейтинге детского сада (АРД) рассматриваются:
• Психологическая готовность коллектива к профессиональному труду;
• Технологическая подготовленность коллектива к профессиональному труду;
• Состояние планирования учебно-вспомогательной работы;
• Повышение педагогического мастерства и его практическая реализация;
• Проявление нравственных качеств, соблюдение прав свободы воспитанников;
• Взаимодействие в коллективе (педагогическое сотрудничество);
• Организация труда и отдыха, укрепление здоровья (своего и воспитанников);
• Качество знаний, умений и навыков в соответствии с ФГОС.
Самоаттестация руководителя ДОУ. Складывается из суммы технологических параметров МПЦУ и аттестационного рейтинга учреждения (АРД). Критерии аттестационного рейтинга заведующего (АРЗ):
• Заведующий заслуживает поощрения;
• Заведующий заслуживает признания;
• Заведующий предупреждается о возможном освобождении от должности;
• Заведующий освобождается от должности по непригодности.
Слайд 11. Экспертиза ДОУ показала, что взаимоотношения в коллективе стабильные. Но некоторые молодые коллеги ввиду отсутствия внутренней мотивации не имеют критической самооценки. Для решения данной проблемы необходимо создать ситуации делегирования инициативы, объективной самооценки, установки.
Исследовательский подход призван служить целям повышения и оптимизации эффективности управления. Важно повышение обоснованности управленческих решений. Именно на исследовательской основе возможно принятие адекватного решения на основе оценки педагогической информации, доказательности выводов в соответствии с поставленной целью.
Слайд 12. Модель выпускника ДОУ
Модель выпускника ДОУ обеспечивает целенаправленность деятельности сотрудников ДОУ при формировании определенных качеств выпускника, а также позволяет обеспечивать преемственность «ДОУ – Школа», что повысит эффективность деятельности ДОУ.
Саморганизующаяся личность ребенка,
стремящаяся к обучению.
Сформированность познавательной активности.
Психические процессы:
речь, мышление;
память, внимание;
воображение;
восприятие;
произвольность психических процессов Качества личности
целеустремленность;
дисциплинированность;
самостоятельность;
доброта, милосердие;
отзывчивость
Ребенок 3-7 лет
Педагогическое воздействие
Слайд 13. Требования к руководителю ДОУ, необходимые для реализации эффективного подхода в управлении:
• Достаточная профессиональная компетентность;
• Знание сущности управляемых процессов, закономерности управления, психологических основ сотрудничества;
• Владение методами сбора, анализа и оценки информации о ходе и результатах управляемых процессов;
• Соблюдение принципов объективности и доказательности управленческой информации;
• Умение осуществлять системное видение педагогического процесса в целом;
• Умение выделять главное звено, воздействуя на него, выявлять влияние этого воздействия на связи, а значит, и на целое, в которое оно входит.
Слайд 14. Интеграция использования управленческих подходов, а не их автономное применение – принципиально новое решение. Как раз такой подход продемонстрирован в концепции мотивационного программно-целевого управления, что позволит решить проблему повышения уровня эффективности управления ДОУ.
Представленная презентация содержит ключевой опорный материал, может быть дополнена, обновлена, скорректирована по усмотрению.