Евгения Борщ
Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе
(2017-2018 уч. год)
Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы осуществлялась по программе детского сада «От рождения до школы» под редакцией Е. Н Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой, разработанной на основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Публикация «Итоги работы по самообразованию „Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Самообразование, саморазвитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» август 2018
В организованной развивающей предметно-пространственной среде нашей группы были предоставлены каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде. Предметно-пространственная развивающая среда организована в соответствии с требованиями программы, с учетом ведущего вида детской деятельности - игры, соответствует возрастным особенностям детей 6-7 лет и темам недельных проектов, обеспечивая возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Под предметно – развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
1. Содержательно-насыщенной, развивающей;
2. Трансформируемой;
3. Полифункциональной;
4. Вариативной;
5. Доступной;
6. Безопасной;
7. Здоровьесберегающей;
8. Эстетически-привлекательной. Стараясь, соблюдать все необходимое: освобождая центральную часть группы, мною были предоставлены максимальные условия для двигательной активности тридцати детей и возможности их выбора. Насыщенность среды группы соответствовала возрастным особенностям детей: имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, обеспечивая детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон - «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги-детские журналы, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.) Все предметы вполне доступны детям, расположены на должном уровне. С учетом того, что ребенок находится в детском саду целый день, были созданы оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Для этого, изучая принципы построения развивающей среды в ДОУ и особенностей детей 6-7 лет, организованы и развивающие уголки. В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Художественно-эстетическое развитие;
5. Физическое развитие.
Пространство групповой комнаты было организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития):
•уголки безопасности; «речевого развития»;
•книжный уголок;
•уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;
•уголок «уединения»;
•уголок для сюжетно - ролевых игр;
•уголок «ряжения»;
•уголок настольно - печатных, математических игр, сенсорики, моторики;
•уголок природы и экспериментирования с водой и песком;
•спортивный уголок;
•уголок «детского творчества»: для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования);
•уголок конструктивно-модельной деятельности;
•«Мини-музеи»
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, по недельным проектам.
Уголок ПДД; пожарной безопасности. Изготовлены своими руками макеты по ПДД; знаки дорожные; подобраны дидактические игры в соответствии с тематикой.
Для всестороннего развития несколько уголков удачно объединила в одной зоне:
Уголок «Речевого развития». Воспитание интереса, любви к чтению.
Предназначен для развития всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.
Книжный уголок:
•книги, детские журналы (по почте выписывали родители, подобранные по возрасту и по текущей теме;
•портреты писателей и поэтов;
•сюжетные картинки;
•настольно-печатные игры по развитию речи.
Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:
Музыкальное развитие способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учились воспроизводить простейшие мелодии на различных музыкальных детских инструментах.
•кукольный театр;
•настольный театр ("Гуси -лебеди", "Теремок", "Три медведя", "Зимовье", "Заюшкина избушка", и т. д.)
•театр ложек;
•настольные игры из серии «Играем в сказку»;
•пальчиковый театр "Колобок";
•музыкальные инструменты;
•диски-флешка с музыкой и сказками;
•декорации и ширма;
•портреты великих композиторов, писателей (слайд-шоу по ТВ);
•картотека музыкальных и театрализованных игр.
Уголок «Уединения». Оборудовано уютное место для отдыха.
Это уголок уединения и релаксации. Предметное наполнение уголка включает в себя "мягкие кресла" и низкий столик. Здесь ребята отдыхали и уединялись, чтобы порой изменить свои грустные настроения. (Дидактическая игра «Театр Эмоций», фото семейные, мягкие игрушки, клубочки и т. д.)
Уголок «Сюжетно - ролевых игр». Игровая зона оснащена двусторонней ширмой, которую можно было использовать как в игре «Больничка», так и «На сцене» или «В театре»; атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Мебель «Кухня», «Парикмахерская», кроватка для «детской комнаты» в игровой зоне всегда функциональны, легко трансформируются, что позволяет варьировать пространство зоны. Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с тематическими наборами фигурок-персонажей и предметами оперирования. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные, чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте. Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещены в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих).
Уголок «Ряжения» способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления, воображение и желание перевоплощаться.
Были подобраны подходящие костюмы и головные уборы для использования в играх.
Уголок «Природы и экспериментирования». Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры. Расположение непосредственно у окна. Проведение простейших опытов, развитие мышления детей, любознательность, познавательной активности. В уголке природы помещены краеведческие материалы (фотографии родного края-поселка Тюльган, гербарии растений, типичных для нашего района)
•календарь природы, где дети умело определяли дни недели, месяцы, время года, явления природные;
•картотеки прогулок, опытов, экспериментирования;
•альбом «Наши комнатные растения»;
•настольно-печатные игры по экологии (Ботаническое лото, лото растений и животных, Во саду ли в огороде, Времена года);
•домино (фрукты, овощи, животные и т. д.);
•пазлы; таблицы; мини лаборатории.
Уголок «Спортивный». Цель: развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применялось в подвижных играх в группе и на улице, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей: мячи большие, средние, маленькие, флажки, кегли с шарами, обручи, кольцеброс, скакалки, «Дорожки здоровья», картотеки подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.
Благодаря родителям, подготовили своими руками оборудование (биты, рюхи) для подвижной русской народной игры «Городки».
Уголок «Детского творчества». Цель: развитие интереса к ИЗО деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Здесь дети обычно проводили много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. Работы детей размещали в группе на доске творчества «Наш вернисаж».
Уголок «Конструктивно-модельной деятельности».
Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру:
•конструктор разных размеров, форм и материалов;
•схемы построек;
•мозаики разных форм и размеров;
•бумага для оригами;
•природный материал.
Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.
Уголок «Дежурства». Для формирования умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность совместно с родителями обновили (сшили) фартуки и косынки для детей.
Уголок совместного творчества детей.
В группе-фойе вместе с ребятами размещали различные поделки, сделанные родителями с детьми для участия в конкурсах-выставках по тематическим недельным проектам.
Уголок «Информационно – просветительский для родителей»
Размещен в раздевалке, где предоставлена была необходимая информация о ДОУ, сетка занятий и прочее, консультации и советы родителям.
Уголок «Патриотического воспитания» отражает приоритетное направление развития детского сада, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, округа, поселка.
Уголок математического развития: настольно-печатные игры «Развиваем внимание» «Сложи картинку», «Учимся сравнивать» и др. ; логические кубы; логика и цифры; игры с цифрами и числами; с геометрическими фигурами; сложи узор; цветное лото; головоломка «Шестиугольник»; выкладываем дорожки; логические цепочки и др
Выводы: Развивающая предметно-пространственная среда группы соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (частично) в соответствии со спецификой Программы. Также подготовлены необходимые материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в играх. Таким образом, считаю, что, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда нашей группы стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.