Светлана Сибирцева
Консультация по речевому развитию «Постановка и автоматизация звука [Ш]»
▼ Скачать +Заказ
При произнесении каждого звука язык и губы принимают определенное положение. Если же органы артикуляции в момент проговаривания находятся в неправильном положении то звук искажается
Правильная Артикуляция звука Ш :
Губы незначительно выдвинуты вперед, сложены в форме круга.
Кончик языка поднимается к бугорочкам за верхними зубами, но не упирается в него. Должна остаться щель для прохождения воздуха.
Язык чашеобразно выгибается, боковыми краями прижимается к внутренним сторонам верхних зубов. Голосовые связки остаются расслабленными.
Публикация «Консультация по речевому развитию „Постановка и автоматизация звука [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Если ребенок ходит к логопеду, обязательно закрепление всех навыков полученных на занятиях дома! А родителям, изучающим, как ребенку поставить звук Ш самостоятельно в домашних условиях, нужно учитывать, что занятия должны быть регулярными и лучше все-таки проконсультироваться со специалистом, чтобы не упустить важных моментов.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука Ш.
Первый и обязательный этап логопедического занятия – артикуляционная гимнастика. Она необходима для формирования правильного артикуляционного уклада, о котором я говорила выше.
Артикуляционная гимнастика на звук Ш может включать следующие упражнения:
Бегемотики: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета 5, потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
Лягушки: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5, затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Слон: сомкнутые губы вытянуть вперед. Удерживать губы в таком положении до счета 5, затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Вкусное варенье: широким языком облизнуть верхнюю губу одним движением сверху вниз.
Блинчики: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет до 5-10.
Чашечка: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Парус: язык в форме «Чашечки» поднять к верхним зубам – кончик к бугоркам за верхними передними зубами, края прижаты к верхним боковым зубам. бугорочкам за верхними передними зубами
Окошечко: выполнить упражнение «слоник». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы.
Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.
Мимическая гимнастика.
Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.
Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:
Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
Изображение любых смешных рожиц.
Чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно для сопровождения упражнений использовать стишки и рассказы. В этом будет двойная польза – развитие мимики и тренировка памяти.
Дыхательная гимнастика.
Выполняется после артикуляционной гимнастики. Рекомендуются следующие игровые логопедические упражнения для постановки звука Ш :
Фокус: сдуть ватку с носа через высунутый язык в форме чашечки.
Постановка звука Ш возможна несколькими способами:
- По подражанию. Такой вариант возможен если у ребенка правильно сформирован фонематический слух, нет нарушений в тонусе артикуляционных мышц и достаточная сила выдоха, тогда он может воспроизвести звук по показу, сидя перед зеркалом рядом с логопедом.