Ольга Долгова
«Посиделки — праздник русской души» (зимнее интегрированное развлечение в старшей группе).
▼ Скачать + Заказать документы
«Посиделки – праздник русской души»
(зимнее интегрированное развлечение музыкального руководителя и руководителя изостудии
в старшей группе).
Цель:
1. Развивать у детей интерес к русским народным традициям через воспитание любви к русским песням, играм, танцам, хороводам.
2. Прививать детям гордость за свою страну – Россию через приобщение детей к истокам народной культуры.
3. Закрепить у детей приемы росписи дымковской игрушки.
Оборудование:
Публикация «„Посиделки — праздник русской души“ (зимнее интегрированное развлечение в старшей группе),» размещена в разделах
- Зима. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Посиделки
- Старшая группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Предметы русской старины : печь, тканые половики, крынка, котелок, самовары, деревянные ложки.
- Пеньки, деревянные топоры, игрушка-лошадка, платочки.
- Нераскрашенные дымковские игрушки, кисточки, стаканчики, салфетки.
-Мультимедийная установка.
-Музыкальное сопровождение.
Зал оформлен под русскую горницу. В зале сидят гости.
На середину зала выходят хозяйки горницы.
Арина: Здравствуйте, гости дорогие. Я – тетушка Арина.
Евдокия: А я – тётушка Евдокия. Мы - хозяйки этой горницы. Мы рады приветствовать вас на наших посиделках.
Арина: Когда долгими зимними вечерами дел было мало, приходили в горницу красны девицы, да добры молодцы.
Эмоциональное вхождение в тему.
Под мелодию русской народной песни в зал хороводным шагом, держась за руки, входят дети в русских народных костюмах, садятся на стулья.
Арина: Народ собирается – посиделки начинаются! А какие же посиделки без матрешки? (показывает игрушку-матрешку) Ведь Матрешка – это душа и символ России.
Танец «Матрешечки» (исполняют девочки с платочками)
Арина: Позади трудовой день, поросята накормлены, коровы подоены, покушать приготовлено.
А как говорится - кончил дело – гуляй смело! Делу время – потехе час!
Собирались люди в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки-прибаутки услышать, добрым словом перемолвиться. А горница – это просторная старинная изба, комната. Давайте посмотрим, что есть в нашей горнице.
Дети рассматривают убранство горницы, говорят названия предметов, затем садятся на стулья.
Эмоциональная настройка на работу души. Издавна ведется: веселье и труд рядом живут! Поэтому, гости дорогие, пришли вы к нам в горницу каждый со своим делом. Мы делами попозже займемся. А где песня поется, там и трудиться веселее. Запевайте песню шуточную!
Хоровод «Как на тоненький ледок»
Арина: Ребята, а как вы думаете, куда Ваня поехал? (ответы детей) Да, он мог поехать и на ярмарку, и к нам, на посиделки. Но в этот раз он поехал в лес, за дровами. А для чего Ване нужны дрова? (печку топить). Правильно! Ну-ка, добры молодцы, выходите, дров нам наколите.
Русская народная песня «А я в лесе был, березку рубил» (поют мальчики)
Выставляются березовые пеньки, мальчики поют песню, имитируя колку дров.
Арина: Молодцы, ребята, много дров накололи, теперь в горнице тепло будет. Хорошо потрудились, теперь можно и поиграть. А чтобы наши гости не скучали, давайте пригласим их с нами поиграть.
Дети приглашают гостей принять участие в игре.
Игра «Золотые ворота»
Арина: Ну вот, и песни пели, и в игры играли, танцевали, а про дела-то не забыли?
Евдокия: В старину дети всегда были хорошими помощниками. Взрослые с любовью говорили про них «Мал, да удал», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка». А лентяев в народе не любили, смеялись над ними и так говорили: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Спишь, спишь – и отдохнуть некогда!». Но я-то знаю, что вы любите трудиться, рисовать и лепить.
Минута творчества.
Дети усаживаются за столы.
Евдокия: А вы знаете, что скоро в нашем селе будет ярмарка, а на ярмарке что делают? (ответы) Я вам предлагаю тоже продать наши игрушки, которые мы с вами слепили. А как вы считаете, эти игрушки уже готовы, их можно продать? (ответы) А мы с вами сейчас их распишем, они станут красивыми, и мы их обязательно продадим на ярмарке. И чтобы игрушки ваши быстро их надо расписать с душой, вложить в них кусочек своего доброго сердечка. Но перед тем, как вы начнете работать, предлагаю вам побывать в замечательном селе Дымка, где живет дымковская игрушка. У меня есть волшебное окно. С помощью этого окна мы увидим эти игрушки. Все готовы?
(показ игрушек с помощью мультимедийной установки)
Дети под руководством тетушки Евдокии расписывают игрушки.
Евдокия во время творческой работы разговаривает с детьми:
В старину мастера вкладывали всю душу в ту игрушку, которую мастерили, расписывали. И от настроения мастера зависело то, какая игрушка будет, принесет ли она счастье в дом. Ведь недаром говорят: «В добром сердце живут благородные дела».
Рефлексивный итог развлечения.
Дети с готовыми игрушками выходят на середину зала.
Евдокия: - Ребята, у нас с вами получились замечательные игрушки. С такими игрушками можно выходить на ярмарку. А чтобы на ярмарке привлечь внимание покупателей, мастера всегда рассказывали о своих игрушках. Давайте и мы с вами это сделаем сейчас, споем частушки о наших игрушках.
Дети:
1. У нас игрушки знатные,
Складные да ладные.
И о них сейчас
Поведем мы рассказ.
2. Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
3. Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост.
4. Наш барашек хорош,
На живого похож.
А расписаны бока
Как пестрый хвост у петуха.
5. За студеною водицей водоноска – молодица
Как лебедушка плывет, ведра красные несет.
6. Белоснежны, как березки.
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Арина: Хорошо вы, ребята, потрудились, Но и я не сидела, сложа руки. Пока вы делом занимались, я пирогов да булок напекла, в самоваре чай согрела. Приглашаю всех к столу.
Дети и гости садятся пить чай.
Евдокия: Невидимые нити общего дела и успеха связали сегодня взрослых и детей. Ребята, вам понравились наши посиделки? Стало теплее на душе? Мы с вами вместе пели, плясали, как вы считаете, мы стали ближе друг к другу. Давайте сейчас скажем друг другу добрые слова. Что бы вы хотели пожелать друг другу? (Ответы детей). Я думаю, что теперь мы будем еще лучше понимать друг друга, решать вместе проблемы, трудности.
Арина: Уважаемые гости, глядя на ваши и детские радостные и просветленные лица. Я думаю, что не забыты еще русские народные традиции, живет еще в нас русская душа, и наши дети будут соблюдать народные традиции и передавать их из поколения в поколение.
И хочется закончить нашу беседу словами Н. Заболоцкого.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
До новых встреч на наших задушевных посиделках, друзья!