Зухра Муратовна Файзуллина
Развлечение «Посиделки в деревеньке Потешкино» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение в старшей группе на тему «Посиделки в деревеньке Потешкино»
Цель:Развитие коммуникативного общения с использованием народного фольклора.
Задачи:
• Образовательные:
o Дать детям представление о русских народных традициях, поверьях, фольклоре (музыка).
o Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно, дружелюбно в обществе детей и взрослых (социализация).
Темочки:
- Посиделки
- Потешки для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
o Совершенствовать выразительность стихотворений, частушек, песен прозаической речи (коммуникация).
o Познакомить детей с традициями русского народа – посиделками (художественная литература).
o Формировать умение обращаться за помощью к взрослым (безопасность).
• Развивающие :
o Развивать полученные навыки общения в игровых ситуациях
o Развивать речевую активность, художественное восприятие и эстетический вкус.
o Пробуждать детей к инсценированию песен и хороводов.
o Совершенствовать двигательную активность детей (физическая культура).
• Воспитывающие:
o Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям
o Воспитание культурно- гигиенических навыков (здоровье).
Предварительная работа с детьми:
o Чтение русских народных и авторских сказок «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко» и книги Т. Александровой «Домовенок Кузя».
o Отгадывание загадок, заучивание потешек, пословиц, поговорок, дразнилок,закличек.
o Дидактические игры: «Угадай, кем я буду», «Добавь словечко», «Я начну, а ты продолжи», «Назови лишнее слово», «Кто что делает?»
o Хороводные игры: «Груша», «Ручеек», «Галя по садочку ходила», «Яшка», «Молодой воробей», «Где мы были?» и другие.
o Беседы о народных промыслах, о старине.
o Занятия «Моя Россия», «В гостях у Марьюшки и Иванушки», «Весела была беседа»
o Театрализованная деятельность: обыгрывание потешек, стихов, отрывков из сказок.
Материал и оборудование:
1. Группа оформлена в виде русской горницы: стол с самоваром, бутафорские пироги, посуда. Стены украшены яркими полупалками, печь, веник, половинки.
2. Скамейки, музыкальные инструменты (ложки, гармошка, бубенцы, балалайка)
3. Клубочки яркой шерсти.
4. Платок, фуражка, полоска для игры.
5. Корзинка: (для инсценировки) в ней курочка, уточка, барашек, коровка.
6. Обереги для взрослых и детей, шкатулка.
7. Русские народные костюмы для детей и ведущего: костюм для Домовёнка.
8. Для «подарка» : бусы, платок.
Словарная работа:
Активизация словаря: посиделки, оберег, садовёнок, домовой, печка, лапоть, ленивый, радивый, доможил, батанушка, жилище.
Индивидуальная работа:
o Развивать эмоциональную отзывчивость у Айгизара, Киры, Алии.
o Закрепить ролевое взаимодействие с Маратом.
Методические приемы:
Художественное слово. Беседа. Показ. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Вопрос – ответ. Игра. Введение литературного героя.
В группу входит ведущий (воспитатель, кланяется низко в пояс, здоровается.
-На завалинке, в светелке
Или бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль на светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод!
И играли как! В горелки!
В Фанты! Да игры хороши!
Словом, эти посиделки были праздником души!
- Приглашаю и я вас на посиделки
Воспитатель отходит от гостей к себе в дом.
Садится на лавку.
- Ох и вечер больно долог
Насчитаю сорок елок
То на лавке посижу, то в окошко погляжу.
Позову-ка я своих ребят на посиделки,
Эй, девчонки – веселушки, озорные хохотушки!
Эй, ребята – молодцы,
Озорные удальцы!
Приходите поплясать
Долгий вечер скоротать!
Дети заходят в группу, кланяются в пояс гостям, здороваются.
Дети:
1. Спасибо, хозяюшка, что позвала нас в гости.
2. В избу твою жаркую мы пришли с подарками ( Преподносят подарки: бусы, платок, украшения. Она благодарит)
Воспитатель:
-Гость во двор – хозяину радость.
-Кого почитают – того и величают.
-Ну что ж красному гостю – красное место.
-Дети присаживайтесь. Посидим рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель: В старину долгими зимними вечерами или после летнего трудового дня, когда огороды вскопаны да вспаханы, собирался народ на посиделки, где пряли, вязали, вышивали, обязательно пели любимые песни, частушки, дразнилки, шутки-прибаутки. Так веселей было трудиться, быстрее и незаметнее проходил вечер, да и работа спорилась. Издавна ведё тся: «Веселье и труд рядом живут». Запевай песню шуточную – прибауточную!
Дети исполняют песню (русскую народную)
В старину долгими зимними вечерами или после летнего трудового дня, когда огороды вскопаны да вспаханы, собирался народ на посиделки, где пряли, вязали, вышивали, обязательно пели любимые песни, частушки, дразнилки, шутки-прибаутки. Так веселей было трудиться, быстрее и незаметнее проходил вечер, да и работа спорилась. Издавна ведё тся: «Веселье и труд рядом живут». Запевай песню шуточную - прибауточную!
Дети исполняют песню (русскую народную)
Воспитатель: А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц (игра «Смотайнитку в клубок») - Ведь «С детства не научишься - всю жизнь намучишься». Выходите девочки.
-Как музыка начинает играть
Надо ниточку в клубочек смотать.
А как закончит музыка играть -
Хватит ниточку мотать.
Понятно задание, начнём соревнование.
-Вот мы и показали нагим мальчикам своё мастерство да умение. Вот какие клубочки большие, да тяжёлые.
-А вы, молодцы, что призадумались, закручинились? Вижу, вижу, вам тоже поиграть захотелось. А не организовать ли нам оркестр?
Раздаёт (бубенцы, погремушки, гармонь, шумовые инструменты).
-В нашем оркестре всего понемножку
Звенит колокольчик, запела гармошка,
Даже играют и бубен, и ложки.
В нашем оркестре всего понемножку.
Молодцы, ребята, повеселили девочек.
(Спрашивает у детей)
- Ди-ди-ди, ди-ди-ди!
А вы Галю видели?
Дети отвечают:
-Заглянули в огород,
Лебеду там Галя рвёт!
-Пошла Галя в огород,
Во зелёный огород,
Сорвала лапушок
Да под самый корешок,
Сшила Галя сарафан,
И наряден, и не - ткан.
Воспитатель:
«Галюшка, нарядись,
Всем ребяткам покажись.
Галюшка, попляши,
Свои ножки покажи!»
Выходит Галя, кланяется. Хоровод «Галя по садочку ходила»
Галя: (мама) Где песня льётся, там легче живётся!
Ведущая: «Запевай песню шуточную, прибауточную» (частушки)
Мальчики и девочки встают друг напротив друга в две шеренги: мальчики идут к девочкам поют вместе: отходят назад.
1. «Девочки – беляночки. Где вы набелилися?»
Девочки идут вперед: поют
-Мы вчера коров доили молоком умылися!» (отходят назад)
2. «Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь:
«На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь»
3. На горе стоит телега
Слезы капают с дуги
Под горой стоит корова
Надевают сапоги.
4. «Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас,
Повезу свою подружку
Все соседям напоказ.
5. «У меня на сарафане
Косолапы петухи
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи»
6. «Поглядите-ка, ребята,
Что на крыше делается:
Воробей в рожок играет,
За солому держится»
7. «По деревне я пошла,
Ванечку увидела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела».
После частушки выходит Ваня
-Кто это обо мне так поет и не плакал я вовсе, на ярмарке был. Выходите-ка девочки, поговорим.
Игра – инсценировка «Где был Иванушка?»
А сейчас мы отдохнем и потешки вам прочтем.
На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две девушки – красавицы
Смотрят и смеются
Ха-ха-ха; ха-ха-ха!
Нам не жалко петуха!
***
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
-То-то хорошенький
-То-то пригоженький:
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком
Нос пятачком!
***
Скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил
Коромысло носил.
Да неловко ступил,
Он неловко ступил
Сапожок водой залил.
На пенек сел дроздок,
Хочет скинуть сапожок.
Только скинул другой
Зацепил ведро с водой.
Покатилось ведро,
Все кругом залило
Испугался дроздок
И пустился на утек.
Скок-поскок,
Скок-поскок,
Без сапог бежит дроздок.
(Слышен стук, бренчание: из-за печи показывается ребенок в холщовой рубахе – «Домовой»)
Домовой:Ишь, какие прыткий! Соломинка вам в нос! (чихает) Я, можно сказать, век здесь живу. Дом, можно сказать, на мне, домовом Кузе, держится и никаких там тебе колокольчиков, бубенчиков, гармошек. Аони явились – да с песнями, да с инструментами! Где, спрашивается, справедливость? Одним – все, а другим ничего? Соломинка вам в нос!
Воспитатель: «Не ругайся на ребят, у тебя имя интереснее, красивое – Кузя! Почему тебя так назвали? Кузя!
Домовенок: Я и сам не знаю, почему меня так зовут, но имя мне тоже нравится.
Дети, может вы знаете, почему мне так зовут Кузя!
Дети: Кузя – это уменьшительное от имени Кузьма. Ты еще маленький, поэтому Кузя, а вырастешь и станешь Кузьмой.
Домовой: Вот здорово! А я даже не знал!
Воспитатель: Только, какой же ты домовенок, если в детском саду живешь?
Ты, наверное, – садовенок?
Домовенок: Ой, мне нравится. Садовенок!
А что вы еще обо мне знаете. Как еще меня можно назвать? Что я должен делать?
Воспитатель: А вы, мои хорошие, знаете, кто такие домовые? Откуда они взялись?
-В старину была легенда о том, как неверующих людей наказывали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, горы и дома. Кто в момент наказания был дома, сделался домовым, в горах – горным духом, в лесу – лесовиком.
Воспитатель: Правильно. А что делает домовой, чем он занимается?
- Домовой защищает от всего плохого дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми, злыми людьми.
Воспитатель: Да, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живёт домовой?
-Он любит жить на печке, или за печкой в лапте, или в бане.
Воспитатель: Молодцы! Вы такие умные!
А я вот знаю, что домовые такие же разные как и люди. Каждый хозяин зовёт своего домового по-своему. У нас русских - дедко, хозяин, а как ещё?
-Доможил, батанушка. Если он маленький - домовенок.
Ребё нок: У башкир домового называют - ойэяхе (уйэясе)
У татар - Ой эйэхе.
Мы слышали, что вы, домовята и жилища оберегаете. Это правда?
Домовой: Правда! Правда! Мне помогают обереги. С давних времён люди свои дома украшали, оберегали из природного материала.
Воспитатель: Правильно. Кукуруза оберегает здоровье детей, перец защищает от ссор в семье, чеснок и лук отгоняет нечистую силу, горох и фасоль, бобы - чтобы в доме всегда был достаток, ягоды рябины, шиповника оберегают девичью красоту, молодость. А что такое оберег, дети?
Дети: Это предмет, оберегающий, охраняющий от чего-то злого, нехорошего.
Домовенок: В деревнях хозяева оберегают свои дома. В домен ест лазейки для плохих людей и нечистой силы - это окна и двери. Для защиты от этой силы, их украшали наличниками и ставнями.
Воспитатель: В стародавние времена люди считали, что вышивка на одежде и у русских, и у башкир не только была украшением, но и оберегом. Вышивка и украшение на рукавах рубашки оберегали руки от порезов, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на верхней части сарафана оберегали сердце и лёгкие, чтобы человек не болел.
Воспитатель: Совсем забыла: разбудили мы домовёнка, а развеселить забыли : поиграй с нами, Кузя!
Игра «Молодой воробей»
Кузя: Молодцы! Повеселили вы меня, продолжайте свои посиделки, а я пойду посплю за печку. Ой, чуть не забыл. За ваши знания и умения я дарю вам волшебную шкатулку, в ней лежат обереги. Возьмите каждый по оберегу, подарите их гостям и себе оставьте.
Они будут охранять вас от всего плохого. До свидания!
Воспитатель: Спасибо, Кузя!
Ну а какие посиделки без чаепития? Поговорка всех к столу.
«Выпьешь чашку - забудешь тоску»