Кучукова Анастасия Сергеевна
Консультация «Понимание речи. Как определить нарушение понимания речи у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня нарушение понимания речи у детей младшего и среднего дошкольного возраста является актуальной проблемой. Ребенок с нарушенным пониманием речи не может адекватно вступать в коммуникацию со сверстниками и взрослыми: он не может вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них, выполнять инструкции. Такому ребенку очень сложно адаптироваться среди сверстников: он не понимает, как с ними общаться, он, как правило, играет один, сам по себе, выбирает однотипные игры, нарушает правила поведения в группе.
Публикация «Консультация „Понимание речи, Как определить нарушение понимания речи у ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Чтобы определить, есть ли у ребенка нарушение понимания речи, нужно сначала познакомиться с онтогенезом накопления имперссивного словаря.
1 уровень понимания речи – нулевой – характерен для детей до 1,5-2-х месяцев жизни. Они не реагируют на внешние шумы, у них отсутствует ориентировочный рефлекс, они не различают никаких звуков, не могут определить по голосу маму. Ребенок до двух месяцев жизни никак не реагирует на речь.
2 уровень понимания речи – ситуативный – характерен для детей с 2-3-х месяцев до 1-1,5 лет. Ситуативный уровень понимания речи появляется у ребенка одновременно с комплексом оживления: ребенок начинает узнавать тембр голоса мамы и папы, понимать их интонацию, он отличает голоса людей от неречевых шумов. К году ситуативный уровень понимания речи достигает своего максимума: ребенок уже знает и различает множество неречевых шумов, он знает несколько существительных и глаголов, которые часто используются в его жизни. Ребенок на ситуативном уровне понимания речи может выполнять простейшие инструкции с жестовой или зрительной подсказкой.
3 уровень понимания речи – номинативный – характерен для детей возраста от 1 до 2-х лет. Согласно нормам речевого развития, к одному году ребенок должен называть несколько простых слов. Номинативный уровень понимания речи характеризуется обильным накоплением словаря существительных: у ребенка появляется указательный жест, он показывает пальцем на предметы и родитель их называет, с этим связано преобладание существительных над глаголами и другими частями речи в импрессивном словаре ребенка.
4 уровень понимания речи – предикативный – характерен для возраста 2-3-х лет. Переход на предикативный уровень речи связан с появлением простой фразовой речи у ребенка. Для появления фразы у ребенка в импрессивном словаре должно быть достаточное количество глаголов, ведь практически любая фраза включает в себя глагол. Также ребенок 2-3-х лет может похвастаться пониманием значений некоторых прилагательных и наречий, что к трем годам позволяет развивать фразовую речь до 3-4 слов. На данном уровне понимания речи ребенок понимает значение простых предлогов, понимает вопросы косвенных падежей.
5 уровень понимания речи – расчлененный – характерен для детей возраста от 4-4,5 лет. На этом уровне понимания речи ребенок способен понимать речь в полном объеме.
Согласно нормам понимания речи, приведенным выше, можно подобрать задания на выявление нарушений понимания речи. Ниже приведены задания для детей разных возрастов. Обязательное условие при проведение диагностики понимания речи : взрослый не использует зрительную и жестовую подсказку, при произнесении инструкции взрослый смотри в глаза ребенку, а после следит за действиями ребенка, не смотрит и не показывает картинку-ответ.
Оборудование: 10 картинок с хорошо знакомыми предметами (кошка, мяч, машинка, кубики, собака и др., цветные фишки.
Ребенок 1-1, 5 лет: где киса? Где мячик? Ребенок должен показать указательным пальцем заданную картинку.
Ребенок 1, 5-2-х лет: закрой мишку. Закрой кубики. Ребенок должен взять фишку и закрыть картинку с заданным предметом.
Ребенок 2-2, 5 лет: закрой мишку красным (при условии, что ребенок знает основные цвета). Закрой мишку и шапку.
При любом отклонении в выполнении инструкции рекомендуется посещение специалиста для более глубокой проверки понимания речи.
Почему может быть нарушено понимание речи?
Понимание речи всегда нарушается ввиду поражения центральной или периферической нервной системы.
1 причина – снижение физического слуха. Проверка слуха у ребенка при рождении, ровно как и реакция ребенка на включение мультиков не является показателем отсутствия нарушений слуха у ребенка.
2 причина – нарушение фонематического восприятия, когда ребенок неправильно слышит речевые и / или неречевые звуки, вследствие этого у него нарушается понимание речи.
3 причина – наличие психиатрических нарушений у детей, таких как расстройство аутистического спектра, умственная отсталость, детская шизофрения и др.
4 причина – сенсорная алалия. Это нарушение, когда у ребенка не формируется связь между звуковой оболочкой слова и его значением.
5 причина – снижение слухового внимания. Это не является нарушением понимания речи, однако эти сходные нарушения можно перепутать. При снижении слухового внимания ребенок не дослушивает инструкцию, не вслушивается в нее, как правило, данное нарушение характерно для детей с СДВГ.
Основной маркер нарушения понимания речи – если ребенок не откликается на собственное имя. Реакция на собственное имя начинается формироваться уже с 6-ти месяцев. В 1 год ребенок точно должен откликаться, поворачиваться при произнесении его имени.
Если у вас возникли какие-либо подозрения на нарушение понимания речи у ребенка – необходимо обратиться к специалисту!