Получи документы

Консультация «Понимание речи. Как определить нарушение понимания речи у ребенка»

Кучукова Анастасия Сергеевна
Консультация «Понимание речи. Как определить нарушение понимания речи у ребенка»
▼ Скачать +Заказ

Сегодня нарушение понимания речи у детей младшего и среднего дошкольного возраста является актуальной проблемой. Ребенок с нарушенным пониманием речи не может адекватно вступать в коммуникацию со сверстниками и взрослыми: он не может вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них, выполнять инструкции. Такому ребенку очень сложно адаптироваться среди сверстников: он не понимает, как с ними общаться, он, как правило, играет один, сам по себе, выбирает однотипные игры, нарушает правила поведения в группе.

Публикация «Консультация „Понимание речи, Как определить нарушение понимания речи у ребенка“» размещена в разделах

Чтобы определить, есть ли у ребенка нарушение понимания речи, нужно сначала познакомиться с онтогенезом накопления имперссивного словаря.

1 уровень понимания речи – нулевой – характерен для детей до 1,5-2-х месяцев жизни. Они не реагируют на внешние шумы, у них отсутствует ориентировочный рефлекс, они не различают никаких звуков, не могут определить по голосу маму. Ребенок до двух месяцев жизни никак не реагирует на речь.

2 уровень понимания речи – ситуативный – характерен для детей с 2-3-х месяцев до 1-1,5 лет. Ситуативный уровень понимания речи появляется у ребенка одновременно с комплексом оживления: ребенок начинает узнавать тембр голоса мамы и папы, понимать их интонацию, он отличает голоса людей от неречевых шумов. К году ситуативный уровень понимания речи достигает своего максимума: ребенок уже знает и различает множество неречевых шумов, он знает несколько существительных и глаголов, которые часто используются в его жизни. Ребенок на ситуативном уровне понимания речи может выполнять простейшие инструкции с жестовой или зрительной подсказкой.

3 уровень понимания речи – номинативный – характерен для детей возраста от 1 до 2-х лет. Согласно нормам речевого развития, к одному году ребенок должен называть несколько простых слов. Номинативный уровень понимания речи характеризуется обильным накоплением словаря существительных: у ребенка появляется указательный жест, он показывает пальцем на предметы и родитель их называет, с этим связано преобладание существительных над глаголами и другими частями речи в импрессивном словаре ребенка.

4 уровень понимания речи – предикативный – характерен для возраста 2-3-х лет. Переход на предикативный уровень речи связан с появлением простой фразовой речи у ребенка. Для появления фразы у ребенка в импрессивном словаре должно быть достаточное количество глаголов, ведь практически любая фраза включает в себя глагол. Также ребенок 2-3-х лет может похвастаться пониманием значений некоторых прилагательных и наречий, что к трем годам позволяет развивать фразовую речь до 3-4 слов. На данном уровне понимания речи ребенок понимает значение простых предлогов, понимает вопросы косвенных падежей.

5 уровень понимания речи – расчлененный – характерен для детей возраста от 4-4,5 лет. На этом уровне понимания речи ребенок способен понимать речь в полном объеме.

Согласно нормам понимания речи, приведенным выше, можно подобрать задания на выявление нарушений понимания речи. Ниже приведены задания для детей разных возрастов. Обязательное условие при проведение диагностики понимания речи : взрослый не использует зрительную и жестовую подсказку, при произнесении инструкции взрослый смотри в глаза ребенку, а после следит за действиями ребенка, не смотрит и не показывает картинку-ответ.

Оборудование: 10 картинок с хорошо знакомыми предметами (кошка, мяч, машинка, кубики, собака и др., цветные фишки.

Ребенок 1-1, 5 лет: где киса? Где мячик? Ребенок должен показать указательным пальцем заданную картинку.

Ребенок 1, 5-2-х лет: закрой мишку. Закрой кубики. Ребенок должен взять фишку и закрыть картинку с заданным предметом.

Ребенок 2-2, 5 лет: закрой мишку красным (при условии, что ребенок знает основные цвета). Закрой мишку и шапку.

При любом отклонении в выполнении инструкции рекомендуется посещение специалиста для более глубокой проверки понимания речи.

Почему может быть нарушено понимание речи?

Понимание речи всегда нарушается ввиду поражения центральной или периферической нервной системы.

1 причина – снижение физического слуха. Проверка слуха у ребенка при рождении, ровно как и реакция ребенка на включение мультиков не является показателем отсутствия нарушений слуха у ребенка.

2 причина – нарушение фонематического восприятия, когда ребенок неправильно слышит речевые и / или неречевые звуки, вследствие этого у него нарушается понимание речи.

3 причина – наличие психиатрических нарушений у детей, таких как расстройство аутистического спектра, умственная отсталость, детская шизофрения и др.

4 причина – сенсорная алалия. Это нарушение, когда у ребенка не формируется связь между звуковой оболочкой слова и его значением.

5 причина – снижение слухового внимания. Это не является нарушением понимания речи, однако эти сходные нарушения можно перепутать. При снижении слухового внимания ребенок не дослушивает инструкцию, не вслушивается в нее, как правило, данное нарушение характерно для детей с СДВГ.

Основной маркер нарушения понимания речи – если ребенок не откликается на собственное имя. Реакция на собственное имя начинается формироваться уже с 6-ти месяцев. В 1 год ребенок точно должен откликаться, поворачиваться при произнесении его имени.

Если у вас возникли какие-либо подозрения на нарушение понимания речи у ребенка – необходимо обратиться к специалисту!

Публикации по теме:

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

«Право ребенка на дом, семью, любовь и понимание». Информационный проект для детей подготовительной к школе группы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания.

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Развитие речи ребенка (из опыта работы) Развитие речи ребёнка - важнейшая задача воспитателя, что значит развивать речь ребёнка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в тоже.

Консультация для логопедов «Технологии, способствующие развитию речи ребенка» Технологии, позволяющие развивать речь ребенка, именно - игровые технологии. Так как именно в игровой форме мы доносим информацию до ребенка.

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка» "Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им". Г. Гегель. Когда наступает пора определения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Понимание речи. Как определить нарушение понимания речи у ребенка»
Опубликовано: 21 ноября 2023 в 06:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Понимание речи. Как определить нарушение понимания речи у ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Кучукова Анастасия Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД