Виктория Пшеничная
Подвижные игры как основной компонент развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры как основной компонент развития дошкольников.
Активный отдых детей может быть самым разнообразным. Возможно применение различных средств двигательной активности на занятиях по физической культуре. Однако, как показала практика, наиболее эффективна образовательная деятельность, в основу которой положены подвижные игры.
Чем это можно объяснить?
Публикация «Подвижные игры как основной компонент развития дошкольников» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Игры в отличие от строго регламентированных движений всегда связаны с инициативой в решении двигательных задач и протекают в основном с эмоциональным подъемом, стимулирующим двигательную активность и отодвигающим возникновение утомления.
В процессе игры существенно повышается кровоснабжение утомленного мозга детей, усиливается дыхание, улучшается функциональная деятельность организма в целом, что способствует улучшению организма к подготовки последующего занятия.
Важнейший результат игры — радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижных игр они больше, чем другие средства, отвечают задачам физической культуры.
Итак, подвижные игры — наиболее предпочтительное средство проведения физкультуры в детском саду. Но, как известно, игры бывают разные : по воздействию на организм, педагогической направленности и другим признакам. Поэтому важно правильно подбирать их в определенной последовательности и уяснить методику проведения.
К занятиям по физической культуре предъявляются следующие требования: организованное их начало, постепенное нарастание физиологической нагрузки и снижение ее в конце занятия.
Практика проведения таких занятий и специальные исследования позволили определить следующие требования, предъявляемые к подбираемым играм:
все упражнения в играх должны соответствовать анатомо-физиологическим и психологическим особенностям детей, быть простыми по содержанию, доступными и вызывать интерес у детей;
физическая и психологическая нагрузка в играх, функциональные сдвиги должны соответствовать нормальной физиологической кривой
(постепенное нарастание нагрузки и приближение ее в конце к исходным величинам);
не рекомендуется проводить остроконфликтные игры, вызывающие
слишком большой игровой азарт;
следует включать и такие игры, в которых предусмотрена возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию (аттракционные игры, конкурсы, поединки).
Прежде всего воспитатель объявляет название игры, напоминает ее правила. Это напоминание должно быть ясным, точным и немного словным, так как дошкольники не обладают необходимой выдержкой и хотят как можно быстрее начать играть. Во время объяснения игры у ребят значительно учащается пульс. Очевидно; слушая рассказ воспитателя, дети уже мысленно участвуют в игре, выполняют движения и стремятся достичь цели.
Рекомендуется использовать знакомые детям игры, чтобы не терять времени на объяснение. Если все же приходится давать новую игру, целесообразно после короткого объяснения сути опробовать ее, чтобы выяснить, насколько хорошо все поняли. Затем следует внести поправки и по всем правилам провести игру до соответствующего результата.
Важно во время игры поощрять хорошие поступки и осуждать отрицательные.
Воспитатель должен в процессе игры дозировать физическую нагрузку, учитывая подготовленность детей, размеры площадки, длительность игры, характер упражнений, входящих в нее, количество повторений и интервалы отдыха между ними.
Как это делается, покажем на примере игры «Совушка».
Игра по своим правилам и содержанию упражнений (бег, прыжки) довольно проста. Поэтому ее можно предложить сравнительно слабо физически развитым детям средней группы.
Величина нагрузки в этой игре будет зависеть от двух факторов: а) длительности игры;
б) интервалов между командами «День наступает, все оживает!» и «Ночь наступает, все замирает — сова вылетает!». Размеры площадки в данной игре существенно не отражаются на величине нагрузки. А в играх типа «Бездомный заяц», эстафетах различного характера размеры площадки являются решающим фактором в определении нагрузки.
Варьируя величину задания (длину бега, прыжков и т. п., длительность игры и интервалы между повторениями, воспитатель может сознательно уменьшать или увеличивать физическую нагрузку.
Следует поощрять и самостоятельные, спонтанно возникающие подвижные игры детей, отвечающие требованиям подвижной игр. Если при этой игре не потребуется прямое руководство ею, то воспитатель должен наблюдать за игрой, иначе интерес у детей пропадет, и игра быстро прекратится.
При рекомендации детям очередных игр желательно избегать предложений типа «Сегодня вы будете играть в.». Лучше использовать товарищескую форму общения, учитывая интерес играющих, предлагать детям игры на выбор. Например, «В какую игру вы хотите поиграть сегодня?», или «Давайте поиграем в игру.», или «Знаете ли вы игру. Давайте сегодня попробуем ее провести» и т. п.
Можно использовать игротеку. В удобном месте установить небольшой ящик с мелким игровым инвентарем, который раздать играющим.