Казакова Екатерина Николаевна
Педагогическое просвещение родителей дошкольников как компонент воспитательного потенциала семьи
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ
Казакова Е. Н.
Влияние родителей и воспитателей на воспитание дошкольников. Воспитательный потенциал семьи, его компоненты.
Ключевые слова: воспитание, развитие, дети дошкольного возраста, воспитательный потенциал, педагогическое просвещение.
Публикация «Педагогическое просвещение родителей дошкольников как компонент воспитательного потенциала семьи» размещена в разделах
В обязанности педагога дошкольного образования входит работа не только с детьми, но и с родителями, потому что воспитательный потенциал семьи – основной фактор воспитания дошкольника. Большинство родителей допускают серьезные ошибки в воспитании, потому что не знают как то или иное действие может влиять на становление личности. И начинают обращаться к специалистам уже с ярко выраженными последствиями. Их можно было бы избежать, если бы молодые родители знали, что:
1. Многие мультики, которые транслируют по телевизору, категорически нельзя показывать детям.
2. Слова родителей очень сильно влияют на ребенка, даже если родители не придали значение сказанному.
3. Игрушки тоже необходимо выбирать с умом, потому что некоторые из них могут только навредить психике (вампиры, монстры и т. д.)
Воспитатели и практические психологи ведут психопрофилактическую работу с родителями в ДОУ в различных формах, которая нацелена на изменение воспитательного потенциала семьи.
Воспитательный (педагогический) потенциал семьи – это «особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка».
Воспитательный потенциал семьи состоит из четырех компонентов :
• Биологический (наследственное состояние психики человека);
• Психологический (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития);
• Экономический (уровень доходов в семье, наличие жилья и др.);
• Социальный (принадлежность семьи к определенной этнической группе, социальный статус, образование родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития).
Исходя из этого определения условно можно выделить 2 группы семей:
• Семьи с высоким воспитательным потенциалом, в которых воспитание детей является базовой ценностью, присутствует принятие ребенка как личности и позитивное отношение ребенка к родителям и родителям как семейной чете.
• Семьи с низким воспитательным потенциалом, в которых родительство не является базовой ценностью. В таких семьях нарушены родительско-детские взаимоотношения, связи с социумом, искажена воспитательная структура, следствием чего становится детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, девиантно – делинквентное поведение и дезадаптация детей и подростков.
Понимая, что такое воспитательный потенциал семьи, можно определить и пути его повышения.
Педагогическое просвещение — одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями).
Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представленны единой системой, предусматривающие ознакомление родителей с основами теоретических знаний.
Формы педагогического просвещения :
Традиционные
• Родительские собрания — распространенная форма работы с родителями. Собрание проводится один раз в месяц. Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это дисциплинирует родителей и даёт понять, что ДОУ целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.
• Лекции — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
• Вечера вопросов и ответов — одна из форм воспитания, которую проводят преподаватели по различным вопросам воспитания и обучения детей.
• Дни открытых дверей — возможность познакомить родителей с учебной и воспитательной деятельностью ДОУ. Благодаря этому мероприятию родители увидят работу ребенка.
Нетрадиционные
• деловые игры
• регламентированные дискуссии
• обмен родительским опытом.
Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий:
• знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т. п.);
• личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером;
• педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания.
Родители обращаются за советами к психологу или воспитателю для решения последствий неправильного воспитания, когда ребенок начинает вести себя агрессивно, отстраняется от родителей, перестает слушаться, капризничает и т. д.
Если бы существовали педагогические курсы для будущих родителей, то большинство ошибок можно было бы избежать. Родители, прошедшие такие курсы знали бы:
-типы семейного воспитания, от выбора которого зависит характер взаимоотношений между родителями и ребенком;
-особенности возрастного развития детей (физического, психического развития и влияние их на поведение детей);
-нормы развития физических, психических и умственных способностей;
-влияние чрезмерного просмотра телевизора, игры на компьютере на психику ребенка;
-какие действия, по направлению к ребенку, губительно сказываются на нем;
-как можно предотвратить наркотическую, никотиновую, алкогольную зависимости;
-как помочь ребенку при переходе на следующие возрастные ступени.
Таких вопросов может быть много и ответы на них от специалистов необходимы родителям.
На практике, когда у родителей возникает один из подобных вопросов, они обращаются к другим родителям, к помощи интернет ресурсов, к литературе, которая продается в магазинах. Несомненно, в каждом из источников можно найти ответы, но будут ли они положительно сказываться именно в этой ситуации, никто не может дать гарантии. Тем более, человек без педагогического образования, не может отличить полезные источники знаний от неполезных.
Без просвещения родителей нельзя обойтись. Дошкольное учреждение не может так сильно повлиять на становление личности ребенка, как семья.
Педагогический ликбез необходим молодым родителям. Существует огромное количество методических пособий, книг, в которых описывается процесс воспитания, но книге нельзя задать вопросы, потому что каждый человек индивидуален, ситуации в семьях индивидуальны и нельзя дать универсальные советы, которые смогут подойти всем.
Педагогическое просвещение является неотъемлемой частью воспитательного потенциала семьи. Во-первых, родители узнают больше об особенностях ребенка, соответственно уделяют больше внимания воспитанию и развитию ребенка. Во-вторых, знание особенностей развития детей помогает не допускать ошибок. В-третьих, определить уровень воспитательного потенциала семьи и изменить его.
Список литературы:
Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с. — (Руководство практического психолога)
Букина И. И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // Материалы научно-практической конференции. - Оренбург, 2003. - 321 с.
Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М. : Мысль, 1993. - 274 с.