Жанна Денисова
Подвижные игры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Свободу действий ребёнок реализует в подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры. Глубокий смысл подвижных игр- в их полноценной роли в физической и духовной жизни, значение в истории и культуре каждого народа.
Недопустимо заставлять детей сидеть без движения. Подвижные игры способствуют увеличению двигательной активности детей, что очень актуально в наше время. Мы включаем подвижные игры в интегрированные виды совместной деятельности детей и воспитателей. Тематика игр разнообразна и позволяет подобрать игры любой направленности и для любого возраста.
Публикация «Подвижные игры дошкольников» размещена в разделах
Значение подвижных игр.
Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм- он упражняется в различных движениях. При этом активизируется дыхание, обменные процессы организма. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
В процессе игры происходит упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, формирования быстроты, выносливости, силы, координации движений.
Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании: дети познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией. В процессе игры активизируются память, представления, развивается мышление, воображения. Дети запоминают правила, осознанно действуют в сложившейся обстановке. Подвижные игры нередко сопровождаются стихами, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них развиваются его фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.
Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъёмом, радостью, ощущением свободы.
Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по разному способствующих развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную значимость. Играм типа «Ловишки» присущ творческих характер, основанный на азарте, точном выполнении правил. Убегая, догоняя, увертываясь дети максимально мобилизируют умственные и физические силы, при этом они самостоятельновыбирают способы. Обеспечивающие результативность игровых действий.
Игры, требующие придумывания движений или мгновенногопрекращения действий по сигналу побуждают к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений).
В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.
Игры малой подвижности стабилизируют дыхание и частоту сердечных сокращений. Чаще всего это хороводные игры. В этот раздел включены игры на развитие ритмичности, когда дети идут под ритм легко запоминающегосяречетатива.
Игры с бегом развивают выносливость, дыхательную и сердечно – сосудистую системы ребёнка, быстроту ответной реакции на сигнал.
Игры с прыжками – самые нагрузочные, так как прыжки дают максимальную работу лёгким,, сердцу и мышцам. Обязательно давайте детям отдохнуть каждые 20-30 секунд.
Игры с мячом и на ловкость- развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, позволяет избавится от мышечного напряжения, вызывает удовольствие. А удовольствие, по мнению Лоуэна, - это свобода телодвижения от мышечного напряжения. Особое внимание обратите на технику безопасности. метание проводите в противоположную от окон сторону. Пресекайте попытки детей замахиваться предметами друг в друга.
Игры на равновесие важны для сохранения правильной осанки.
Игры с лазаньем и ползаньем направлены на развитие координации движений. Укрепляют мышцы плечевого пояса, снимают вертикальную нагрузку с позвоночника.
Игры - забавы используют в работе с маленькими детьми( «Ладушки»)
Сюжетные подвижные игры содержат интересные игровые задания, отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенок воплощается в образ, изображая кошку, зайчика.
Игры – эстафеты, игры с элементами соревнований- закрепляют двигательные навыки. Особенно требуют от педагога правильного руководства: объективно оценивать достижения ребёнка по отношению к самому себе
Каждый человек хотя бы раз в жизни играл в подвижные игры. Догонялки, прятки, вышибалы, игра в снежки. Это далеко не полный список игр, без которых не может обойтись детство. Ведь дети – непоседливый народ,им всегда нужно идти вперёд. И в этом случае подвижные игры просто необходимы.
Сегодня игра во многом приобретает существенные изменения. Это не только компьютерные и видеоигры. Детям нужно играть, учиться взаимодействовать, тогда они превратятся в взрослых, способных помогать друг другу.
Новый стандарт дошкольного образования ориентирован на играющего дошкольника- всё обучение нужно строить через игру. Требования ФГОС направлены на недопущение учебно- дисциплинарной модели в детских садах. Приоритетом в образовательном процессе должно быть не одностороннее влияние на ребёнка, а развивающее взаимодействие дошкольника со сверстниками и взрослыми.
В процессе подготовки к игре педагог:
-предварительно разучивает движения как имитационные, так и физические упражнения.
-чтение художественных произведений, наблюдения, беседы, просмотр видеофильмов и т. д.
- подготовка атрибутов
- продумывает способы сбора детей
В процессе игры педагог :
-объясняет правила игры или условия соревнования
-объединяет в группы или команды, учитывая физическое развитие и индивидуальные особенности детей.
- формирует правильную оценку, доброжелательные отношения, дружбу, взаимовыручку, учит преодолевать трудности.
- распределяет роли
-контролирует выполнение правил, анализирует нарушения
- варианты игр, их усложнения
-следит за осанкой детей при выполнении упражнений на равновесие, за лёгкими прыжками на носках и мягким приземлением.
Решение задач, поставленных ФГОС, возможно только при тесном взаимодействии с семьёй и при её поддержке. Понимание взрослыми
(педагогами и родителями) своей тесной взаимообусловленности как целостного единства, признание в лице друг друга не конкурента, а партнёра, и конкретные практические действия в этом направлении дают положительные результаты.
Подвижные игры развивают предприимчивость, изобретательность, умение сконцентрироваться и быстро принимать нужное решение, ловкость, быстроту, выносливость
Дошкольный возраст должен быть радостным воспоминанием для каждого ребёнка. Принудительный труд-чтение, письмо, счёт-все это придёт в своё время.