МААМ-картинки

Потенциал семьи как основной фактор патриотического воспитания дошкольников

Татьяна Кузьмина
Потенциал семьи как основной фактор патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В процессе экономического и политического реформирования, существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – патриотическое воспитание.

Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины [2, с. 190].

Публикация «Потенциал семьи как основной фактор патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [4, с. 16]. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи патриотического воспитания дошкольников. Но, возможно ли воспитание чувств патриотизма лишь работой провидимой дошкольным учреждением?

Имея практический опыт, мы из года в год получаем плачевные результаты. Поэтому свою работу мы стремимся выстраивать совместно с родителями. Так как, моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи и, даже еще не осознаваясь, усваиваются как единственный возможный способ поведения.

Начинаем работу мы по воспитанию с самого близкого, родного, знакомого. Моя семья, мой дом, мой детский сад – вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом месте, в значительной мере зависит, каким вырастит ребенок. Только в тесном контакте с семьей можно решить проблемы патриотического воспитания.

Мы стремимся донести до родителей, что дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенок еще в дошкольном возрасте учится быть привязанным к чему-то, кому-то. Основой для этого, является воспитание привязанности к близким людям (маме, папе, бабушке, к нормам поведения в семье (празднование праздников). Это есть ознакомление с культурными традициями семьи воспитанника.

Совместно с родителями воспитанников мы развиваем у детей интерес и любовь к родному городу, формируем бережное отношение к природе и всему живому. Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном закладывает начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. При ознакомлении с историей малой родиной, организуем поисковую деятельность: дети расспрашивают своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Затем дети делятся со сверстниками своими знаниями, тем самым эмоционально побуждая других ребят.

В процессе воспитания у детей постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания к «родительском дому».

В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) детям прививаются такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Ребенок подводится к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

В продолжение данной работы мы знакомим детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие совместно с близкими ему людьми, играют огромную роль в становлении личности патриота.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека (семьи) и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания патриотических чувств.

Таким образом, патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с семьей. Потому что семья ребенка является ключевым звеном направления патриотического воспитания детей, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу.

Список литературы:

1. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». – М., 2003.

2. Краткий философский словарь. / Под редакцией А. П. Алексеева. Изд-во Проспект – М. ,2008.

3. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1999.

4. Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. ,2009.

5. Новицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : Линка-пресс, 2003.

Публикации по теме:

Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Заучивание стихотворения «Ромашки» с использованием мнемотехнологии.

«Я познаю мой Якутск». Фототерапия как средство патриотического воспитания дошкольников В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Консультация для воспитателей «Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников» Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников Отечественная история культуры детства не мыслится без богатств.

Мастер-класс «Региональная культура как потенциал духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» .

Мини-музей «Защитники Отечества» как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (слайд2) Актуальность: Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. И главная задача деятельности ДОУ - обеспечивать.

Праздник «Дня защитника Отечества» в детском саду как средство патриотического воспитания дошкольниковПраздник «Дня защитника Отечества» в детском саду как средство патриотического воспитания дошкольников Вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения был и остаётся актуальным на все времена. Маленькие граждане нашей страны – это.

Ознакомление с родословной как основа нравственно-патриотического воспитания дошкольниковОзнакомление с родословной как основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников Мы большое внимание уделяем работе с семьей. Каждый год проводим традиционную тематическую неделю «Моя родословная»: изучаем истории семей,.

Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания младших дошкольниковРусская народная сказка, как средство патриотического воспитания младших дошкольников Русские сказки – без сомнения заслуживают большего внимания: они память нашего уже давно минувшего, они хранилище русской народности.

Продуктивная деятельность как основной фактор развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста РМО №1: «Развитие творческого потенциала дошкольника через различные виды художественной деятельности» Тема выступления: «Продуктивная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Потенциал семьи как основной фактор патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 10 апреля 2018 в 15:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Потенциал семьи как основной фактор патриотического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузьмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД