Альбина Ринатовна
«Письмо Королевы Математики». Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарно математических представлений
Задачи:
Образовательные:
закрепить счет в пределах 5, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?» («Какой?»)
продолжать знакомить с целым и частями;
закрепить умение умения делить целое на две, четыре части путем складывания и разрезания;
называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целое больше чем часть, часть меньше целого;
Публикация «„Письмо Королевы Математики“, Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
закрепить представление о последовательности частей суток, дней недели, времён года, о знаниях геометрических фигур;
совершенствовать умение детей определять пространственные отношения (слева, справа, между);
Развивающие:
развивать логическое мышление, память, внимание;
Воспитательные:
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации
Словарная работа: целое, части, половина, 1/4 часть.
Предварительная работа: дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами; индивидуальная работа; разучивание физкультминутки: «Огонь, вода, земля, небо».
Средства реализации:
письмо, конверты пяти цветов (красный, желтый, коричневый, голубой, зеленый); иллюстрации «Огонь, вода, небо, земля», «бубна», числовые фигуры до 5 (карточки на каждого ребенка); цветной квадрат, ножницы, бубен.
Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент, показ, объяснение, вопросы к детям (коллективные и индивидуальные, игровые упражнения, физминутка, рефлексия.
Организованная образовательная деятельность:
(дети стоят полукругом на ковре)
Воспитатель:
Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй вся моя Земля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя!
В: Дети, сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо от Королевы всех наук - Математики. Наверное, она хочет пригласить нас в свое королевство. Тихонько садитесь на свои места, а я прочитаю вам письмо : «Дорогие, дети! Пишет, хорошо знакомая вам, Королева Математики! Ваш воспитатель писала мне, что вы успешно справляетесь с моими заданиями. Вот и теперь я отсылаю вам цветные конверты с заданиями. Если вы правильно выполните все задания, то в следующий раз я приглашу вас в свое королевство. До свидания! Ваша Королева Математики!»
В. : Дети, вы хотите выполнить задания Королевы Математики?
Дети: Да.
В. : Тогда нужно сказать волшебные слова, чтобы всё у нас получилось:
уши слушают – и все слышат,
глаза смотрят – и все видят,
ноги не мешают, руки помогают,
а голова хорошо думает.
Выкладываю 5 цветных конвертов: коричневый, голубой, жёлтый, красный, зелёный.
В: Дети, давайте посчитаем конверты слева направо.
Дети: один, два, три, четыре пять. В: Сколько конвертов?
Дети: пять
В: Роксана, какого цвета третий по счёту конверт?
Д: жёлтый (индивидуальный ответ).
В: Рузиль какой конверт стоит между жёлтым и зелёным?
Дети: красный (индивидуальный ответ).
В: А теперь мы откроем конверт, который стоит перед голубым. Какой?
Дети: коричневый (индивидуальный ответ).
(открываю конверт, с цветными квадратами)
В: Дети, Королева Математики предлагает нам превратиться в волшебников и поэкспериментировать с цветными квадратами. Сядьте прямо, ноги поставьте вместе, перед работой разогреем наши пальчики:
Раз, два, три, четыре,
Кто живёт в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять –
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья.
(на счёт выполняются хлопки, далее поглаживание пальцев – массаж).
В: Королева Математики предлагает нам сделать из большого квадрата два прямоугольника. Подумайте, как это сделать?
Дети: Надо сложить квадрат пополам и получится два прямоугольника (индивидуальные ответы 3-4)
В: Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые?
Дети: Нужно совмещать края. Чтобы уголки подружились друг с другом (индивидуальные ответы -3)
В: Складывать надо точно, чтобы стороны и углы совпали. Линию сгиба хорошо проглаживаем на столе. Развернули наш квадрат. Вот мы получили два прямоугольника. Сейчас мы будем работать с ножницами. Вспомним правила безопасности.
Дети: ножницами нельзя размахивать, подносить близко к глазам, направлять лезвие вверх, на соседа, после окончания работы убрать в корзиночку.
В: Теперь по линии середины разрезаем наш квадрат на равные части.
В: Возьмите в руку прямоугольник. Как вы думаете, как называется эта часть?
Дети: Половина квадрата (индивидуальные ответы – 2-3).
В: Если мы возьмём две половинки, как вы думаете, что у нас получится?
Дети: Целый квадрат (индивидуальные ответы)
В: Что больше – половина квадрата или целый квадрат?
Дети: Целый квадрат больше, чем половина квадрата (индивидуальные ответы)
В: А теперь давайте превратим наш прямоугольник в два маленьких квадрата. Подумайте, как это сделать?
Дети. Нужно прямоугольник сложить пополам короткими сторонами и получиться два квадрата (индивидуальные ответы – 2-3).
(Во время ответов детей воспитатель обращает внимание на то, чтобы они отвечали полными предложениями на поставленные вопросы).
В: А теперь разрезаем наши прямоугольники по линии сгиба и положим ножницы в корзинку, они нам больше не понадобятся.
В: Сколько получилось частей?
Д: 4
В: Равны ли эти части?
Д: Да
В: Возьмите в руки маленький квадрат. Это будет 1/4 часть большого квадрата. Какая часть большого квадрата получилась?
Дети: получилась 1/4 часть большого квадрата (индивидуальные ответы).
В: Если мы возьмём в руки два маленьких квадрата, у нас получится….
Дети: Половина квадрата.
В: А если мы сложим четыре маленьких квадрата, то мы получим…
Дети: Целый большой квадрат (хоровой и индивидуальные ответы – 2-3).
В: Сравните, что больше – 1/4 часть квадрата или половина квадрата?
Дети: половина квадрата больше, чем 1/4 часть квадрата.
В. : Дети, положите свои квадраты в корзинки, а после занятия вы из ваших разноцветных маленьких квадратов выложите цветной ковёр для Королевы Математики.
В: Сколько у нас конвертов осталось?
Дети: Четыре (хоровой ответ).
В: А теперь мы откроем конверт, который стоит справа от голубого конверта. Какой?
Дети. Мы откроем жёлтый конверт (индивидуальный ответ).
Воспитатель открывает конверт, а там цветная иллюстрация на которой изображены: огонь, вода, земля, небо.
В: Дети, Королева Математики предлагает нам немного отдохнуть и поиграть.
Игра: «Огонь, вода, земля, небо».
(При слове «Небо» - руки вверх, «Вода» - перед собой, «Земля» - руки вниз, «Огонь» - руки за спину. Сначала дети выполняют движения вместе с воспитателем, затем он их начинает путать.)
В: Тихо садитесь, продолжим занятие. Сколько у нас теперь осталось конвертов?
Дети: Три (хоровой ответ).
В: Сейчас мы возьмём конверт не голубой и не зелёный. Какой?
Дети: Мы возьмём красный конверт (индивидуальный ответ)
Воспитатель открывает конверт.
В: Дети, нам королева Математики предлагает поиграть в игру «Верно – неверно». Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой:
- утром солнышко встает?
- по утрам нужно делать зарядку?
- днем ярко светит луна?
- утром дети идут в детский сад?
- ночью люди обедают?
- вечером вся семья собирается дома?
- в неделе 7 дней?
- за понедельником следует среда?
- после субботы идет воскресение?
- перед пятницей стоит четверг?
- всего 5 времен года?
- весна наступает после лета?
-на одной руке 5 пальцев?
-у треугольника 4 угла?
-день рождения 2 раза в году?
В: Сколько теперь у нас осталось конвертов?
Дети. Два (хоровой ответ)
В: Сейчас мы откроем голубой конверт. Что же здесь изображено?
Дети: Листок с заданием
В: Верно. Перед тем, как приступить к заданию, нашим глазкам нужно отдохнуть
«Глазкам нужно отдохнуть» (дети закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть» (глубокий вдох, глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут» (глаза открыты, движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо» (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (глаза распахнуты, на лице широкая улыбка)
(Дети проговаривают слова стихотворения, выполняют соответствующие движения рукой, а глазами следят за этими движениями).
И так, слушаем задание. Нарисуйте фигуры которые я буду называть. Будьте внимательны, расстояние между фигурами 1 клетка.
В: Тарелка, дверь, крыша дома, кубик, огурец. Какие получились фигуры, назовите.
Дети: круг, прямоугольник, треугольник, овал (хоровой и индивидуальные ответы 2-3)
В: Как их можно назвать одним словом?
Дети: геометрические фигуры
В: С этим заданием мы тоже справились.
Физминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
В: Хорошо отдохнули, садитесь на свои места. Остался зелёный конверт. Как вы думаете, как про него можно сказать, какой он по счету?
Дети: пятый, последний (хоровые и индивидуальные ответы).
В: Там лежит цветная иллюстрация «бубна». Я буду стучать в бубен, вы будите считать звуки закрытыми глазами. Затем открываете глаза, находите нужную карточку и поднимаете вверх
Игра «Числовые фигуры» (карточки)
Итог: Что мы с вами сегодня делали?
Дети: делили квадрат на части; играли в игры «Огонь, небо, вода, земля», «Верно – не верно», «Числовые фигуры». Сейчас каждый спросите у себя: «Справился (лась) ли я сегодня с заданиями, или я испытал (а) какие-то трудности?» (ответы детей).
В: На этом занятие окончено, спасибо за вашу активную работу.