Маргарита Страшко
Песочная терапия как метод успешного развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития детей с ОВЗ свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать детей, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития. Так с 2016 года педагог-психолог ГКУ СО «Большеглушицкий реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в своей работе использует песочную терапию.
Публикация «Песочная терапия как метод успешного развития ребёнка» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пескотерапия (sand-play) — игра с песком как способ развития ребенка. Особо нуждаются в такой терапии дети с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Игра с песком - это доступная и естественная для каждого ребенка форма деятельности. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.
Ещё одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребёнку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. А самое главное - приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Песочная терапия полезна, если у Вашего ребенка:
плохой сон, ночные кошмары;
плохо развита мелкая моторика;
истерики, непослушание, капризы;
логоневроз (заикание, задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
застенчивость, неуверенность в себе;
агрессия, тревожность;
нет взаимопонимания с родителями;
расстройства невротического характера;
психосоматические заболевания;
страх перед посещением школы, детского сада;
частая плаксивость (без повода);
ребенок пережил сильный стресс.
Индивидуальные и групповые занятия педагога-психолога по песочной терапия проводятся для обеспечения гармонизации психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
В чем отличие занятий по песочной терапии от обычной игры в песок и от простых занятий с психологом? Ребенок не просто играет в песок, а придерживается определенной программы занятий, которую индивидуально для каждого ребенка разрабатывает психолог с учетом запроса родителей и интереса ребенка. Занятия по песочной терапии при необходимости могут дополнительно включать в себя различные виды арт-терапии и сказкотерапии.
Для организации игр с песком можно использовать ракушки, камешки, мелкие игрушки, формочки и предметы. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории, причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки. Это интересно и на занятиях по песочной терапии Вашему ребенку никогда не будет скучно, и он всегда с желанием будет заниматься, что отлично скажется на результате.
При разработке и подготовке занятий учитываются все особенности развития ребенка, а не просто подобрана готовая программа.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- значительно возрастает интерес к занятиям;
-повышается мотивация общения;
- развиваются умения и навыки;
- дети чувствуют себя более успешными;
- пополняется и активизируется словарь;
- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие.
Родители могут присутствовать на занятии, а после занятия педагог-психолог ответит на вопросы и расскажет о процессе работы.
Обратившись в Большеглушицкий реабилитационный центр к педагогу-психологу, родители могут получить следующие услуги: диагностику психического развития ребенка, консультацию о способах и методах решения имеющейся проблемы, консультацию о курсах реабилитации и услугах центра.