Папки-передвижки

Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста

Лариса Донских
Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цели и задачи:

- Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

- Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Публикация «Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

- Игра ребенка – символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.

Принципы:

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию.

Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.

Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- у воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям;

- воспитанники чувствуют себя более успешными;

- на занятиях нет места монотонности и скуке.

Важные принципы:

Добровольность. Ребенок играет по своему желанию.

Активность ведущего взрослого. Взрослый в роли организатора, и непосредственного участника игры в образе какого-либо персонажа. Однако, активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка.

Предупреждение открытых конфликтов между детьми. Взрослому необходимо быть внимательным и проявлять терпение, чтоб не было агрессивных проявлений в поведении детей. Управлять игровой ситуацией, быть настойчивым – справляться с трудностями и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях.

Безоценочность. В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей.

Безопасность. Существует строгий запрет на то, чтобы дети причиняли боль друг другу, для чего необходима организация свободного и удобного игрового пространства и отсутствие в помещении мебели, которая могла привести к травмам.

Действия с песком в системе пескотерапиию

Действия с песком можно условно разделить на 3 этапа, выполняемые на поверхности сухого и мокрого песка:

1. Совершенствование определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

2. Проникновение в толщу песка, рытьё ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;

3. Организация сюжетов, создание композиций.

Первые действия на занятиях

Вводный инструктаж. Перед началом ознакомления с новым видом деятельности необходимо заинтересовать ребенка, вызывая у него желание к дальнейшему сотрудничеству. Для этого можно придумать любой образ в виде Песочной Феи или Сыпучего Человечка. Следующий шаг – ознакомление с правилами визита к сказочному персонажу. Необходимо объяснить малышу, что нельзя небрежно относится к песчинкам. Следовательно, запрещается выбрасывать их за пределы песочницы или брать в рот.

Знакомство с песком. Сперва необходимо попросить ребенка высказать свои эмоции после первого контакта с песком. Он должен сказать, каким почувствовал данное сыпучее вещество и что ощущал при этом соприкосновении. Затем можно поиграть в ручеек, выводя на песке плавные линии. После первого знакомства с описываемым уникальным материалом можно попробовать его на прочность. Для этого необходимо сжать его в кулак, а затем высыпать его обратно в песочницу. Следом стоит начать знакомство в слепую, при котором ребенку предлагается закрыть глаза. После этого взрослый должен начать сыпать песок на пальчики своего подопечного. Задача детей во время описываемого действия со стороны взрослых – определить и озвучить пальчик, куда попало описываемое вещество.

Дождик против агрессии. Особенно тревожным и конфликтным детям пойдет на пользу данное упражнение. При этом ребенку нужно сыпать песок сначала на ладошки в ладошку, а потом и саму емкость для подобных занятий.

Ассоциация с животными. Каждый ребенок должен представить себе, как передвигается определенный зверь. При этом нужно имитировать на песке эти перемещения, стараясь добиться во время выполнения упражнения максимальной достоверности.

Нельзя:

Противопоказания к использованию песочной терапии :

- повышенной возбудимостью;

- невроз навязчивых состояний;

- невроз эпилепсия или шизофрения;

- высокий уровень тревожности;

- астма или аллергия на пыль или мелкие частицы;

- кожные заболевания и порезы на руках;

- легочные заболевания

Пошаговая организация игрового процесса

- Первый шаг – демонстрация песочницы;

- Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок («Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»);

- Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке;

- Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия;

- Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода. Завершая работу в песочнице, воспитанники разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полку стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

Песок и др. для песочницы

В песочнице можно использовать кварцевый песок маркировки «кварцевый песок 0,1 – 0,3». Это достаточно мелкие частицы. Более подходящий песок для песочной терапии песок для шиншиллы.

Для мелкого песка можно иметь пульверизатор с водой, чтобы орошать песок. Кроме этого можно использовать речной или морской песок с более крупными частицами. Песок бывает разного оттенка – от светлого до темного. Желательно иметь песочницы с разным песком.

Песок может быть цветным. В работе используется как сухой так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь ёмкость с водой.

В отдельных случаях для работы с песком можно использовать также и ватман, у которого загибаются края и он превращается в импровизированную песочницу. На плотной бумаге можно сделать песочные картины. Для этого делается эскиз картины, затем покрывается клеем ПВА, а далее насыпают песок. Песок сцепляется клеем. Застывает. Где – то через сутки песок можно покрасить гуашью.

Еще один вариант для песочных картин – использование песочницы со специальным экраном и подсветкой. В настоящее время изготавливают различные модификации светового стола для рисования песком (песочная анимация, с различной подсветкой.

Атрибуты

Основным атрибутом является поднос, выкрашенный изнутри голубой краской (символизирует небо и воду) и заполненный затем песком. На расположенных рядом с ящиком полках находится большое количество миниатюрных предметов, которые используют при создании песочной композиции.

Набор игрового оборудования

- персонаж – посредник (Песочная Фея, Песочный король, Песочный жук)

- лопатки, грабельки, широкие кисточки, сита, воронки, мыльница, валики с дырочками, рейка для выравнивания поверхности песка, «песочный карандаш», карандаши с резиновыми наконечниками, резиновый мячик с острыми шипами на поверхности, магнитные фигурки)

- набор тактильных досок с геометрическими фигурами и линиями

- набор трафаретов и силуэтов

- плоскостные ламинированные картинки

- зеркало из акрилового стекла

- разнообразные пластиковые формочки с дырочками различной конфигурации

- миниатюрные игрушки изображающие людей, животных, транспорт, различные здания и постройки, игрушки из «киндер – сюрприза»

- бросовый материал: камни, кристаллы, раковины, куски дерева, металла, пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Кроме миниатюрных фигур желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры.

В коллекции должны быть символы, привлекательные и непривлекательные: красивые и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда.

Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур, материалов: большие и крошечные, бесцветных и ярких цветов, прозрачные и непрозрачные; сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины, и пластмассы.

Для формирования общей культуры детей и соблюдения гигиены при организации работы с песком используются все необходимые для этого дополнительные материалы: влажные салфетки, фартуки, опрыскиватель для песка, различные фоны для подкладывания под стекло, индивидуальные подносы – песочницы по количеству детей в подгруппе.

Методы и приемы песочной терапии

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения);

2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);

3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений художественной литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

Игры с песком

Адаптационные : игры помогающие адаптироваться к новым условиям пребывания детей в детском саду, усвоить нормы и правила поведения и общения в группе.

Игры: «Прятки», «Отпечатки», «Тучки», «Угостим друга», «Дом для друга», «Дорожки к домикам друзей», «Найди игрушку».

Обучающие игры: обеспечивающие процесс обучения письму, счету, грамоте; такие игры направлены на развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь и словарный запас. Игры: «Угадай, какая цифра, буква», «Найди нужное количество», «Пекарня», «Угадай по описанию», «Ищи по инструкции»

Познавательные игры: с помощью которых мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Перенос традиционных, обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям. Игры: «Путешествие», «Загадки», «Песочная арифметика».

Публикации по теме:

Консультация «Стретчинг, как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста» Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить.

Использование современных здоровьесберегающих технологий как средства сохранения и укрепления здоровья детей Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ. Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых.

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья» 1. Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Человек не осознает что он дышит,.

Музыкальное воспитание как эффективное средство укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: 1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение.

Песочная терапия, как средство развития детей дошкольного возраста Аннотация: в статье представлен анализ научных подходов к играм с песком, раскрываются влияние таких игр на развитие детей дошкольного возраста,.

Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в Детство не пропала. Простейший ящик из.

Проблемы сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста Проблема здоровья детей, особенно психического, является наиболее актуальной на сегодняшний день. С каждым годом число таких детей увеличивается.

Прогулка как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Прогулка - как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. В. В. Дмитриева, руководитель физического воспитания.

Развивающая предметно-пространственная среда — условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка Развивающая предметно - пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка» «Забота о.

Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей Семинар-практикум для педагогов ДОУ тема: «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей" Цель: познакомить педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 мая 2018 в 12:35
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Донских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД