Лариса Донских
Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
- Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
- Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Публикация «Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
- Игра ребенка – символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.
Принципы:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию.
Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.
Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- у воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям;
- воспитанники чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке.
Важные принципы:
Добровольность. Ребенок играет по своему желанию.
Активность ведущего взрослого. Взрослый в роли организатора, и непосредственного участника игры в образе какого-либо персонажа. Однако, активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка.
Предупреждение открытых конфликтов между детьми. Взрослому необходимо быть внимательным и проявлять терпение, чтоб не было агрессивных проявлений в поведении детей. Управлять игровой ситуацией, быть настойчивым – справляться с трудностями и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях.
Безоценочность. В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей.
Безопасность. Существует строгий запрет на то, чтобы дети причиняли боль друг другу, для чего необходима организация свободного и удобного игрового пространства и отсутствие в помещении мебели, которая могла привести к травмам.
Действия с песком в системе пескотерапиию
Действия с песком можно условно разделить на 3 этапа, выполняемые на поверхности сухого и мокрого песка:
1. Совершенствование определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
2. Проникновение в толщу песка, рытьё ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
3. Организация сюжетов, создание композиций.
Первые действия на занятиях
Вводный инструктаж. Перед началом ознакомления с новым видом деятельности необходимо заинтересовать ребенка, вызывая у него желание к дальнейшему сотрудничеству. Для этого можно придумать любой образ в виде Песочной Феи или Сыпучего Человечка. Следующий шаг – ознакомление с правилами визита к сказочному персонажу. Необходимо объяснить малышу, что нельзя небрежно относится к песчинкам. Следовательно, запрещается выбрасывать их за пределы песочницы или брать в рот.
Знакомство с песком. Сперва необходимо попросить ребенка высказать свои эмоции после первого контакта с песком. Он должен сказать, каким почувствовал данное сыпучее вещество и что ощущал при этом соприкосновении. Затем можно поиграть в ручеек, выводя на песке плавные линии. После первого знакомства с описываемым уникальным материалом можно попробовать его на прочность. Для этого необходимо сжать его в кулак, а затем высыпать его обратно в песочницу. Следом стоит начать знакомство в слепую, при котором ребенку предлагается закрыть глаза. После этого взрослый должен начать сыпать песок на пальчики своего подопечного. Задача детей во время описываемого действия со стороны взрослых – определить и озвучить пальчик, куда попало описываемое вещество.
Дождик против агрессии. Особенно тревожным и конфликтным детям пойдет на пользу данное упражнение. При этом ребенку нужно сыпать песок сначала на ладошки в ладошку, а потом и саму емкость для подобных занятий.
Ассоциация с животными. Каждый ребенок должен представить себе, как передвигается определенный зверь. При этом нужно имитировать на песке эти перемещения, стараясь добиться во время выполнения упражнения максимальной достоверности.
Нельзя:
Противопоказания к использованию песочной терапии :
- повышенной возбудимостью;
- невроз навязчивых состояний;
- невроз эпилепсия или шизофрения;
- высокий уровень тревожности;
- астма или аллергия на пыль или мелкие частицы;
- кожные заболевания и порезы на руках;
- легочные заболевания
Пошаговая организация игрового процесса
- Первый шаг – демонстрация песочницы;
- Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок («Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»);
- Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке;
- Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия;
- Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода. Завершая работу в песочнице, воспитанники разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полку стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.
Песок и др. для песочницы
В песочнице можно использовать кварцевый песок маркировки «кварцевый песок 0,1 – 0,3». Это достаточно мелкие частицы. Более подходящий песок для песочной терапии песок для шиншиллы.
Для мелкого песка можно иметь пульверизатор с водой, чтобы орошать песок. Кроме этого можно использовать речной или морской песок с более крупными частицами. Песок бывает разного оттенка – от светлого до темного. Желательно иметь песочницы с разным песком.
Песок может быть цветным. В работе используется как сухой так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь ёмкость с водой.
В отдельных случаях для работы с песком можно использовать также и ватман, у которого загибаются края и он превращается в импровизированную песочницу. На плотной бумаге можно сделать песочные картины. Для этого делается эскиз картины, затем покрывается клеем ПВА, а далее насыпают песок. Песок сцепляется клеем. Застывает. Где – то через сутки песок можно покрасить гуашью.
Еще один вариант для песочных картин – использование песочницы со специальным экраном и подсветкой. В настоящее время изготавливают различные модификации светового стола для рисования песком (песочная анимация, с различной подсветкой.
Атрибуты
Основным атрибутом является поднос, выкрашенный изнутри голубой краской (символизирует небо и воду) и заполненный затем песком. На расположенных рядом с ящиком полках находится большое количество миниатюрных предметов, которые используют при создании песочной композиции.
Набор игрового оборудования
- персонаж – посредник (Песочная Фея, Песочный король, Песочный жук)
- лопатки, грабельки, широкие кисточки, сита, воронки, мыльница, валики с дырочками, рейка для выравнивания поверхности песка, «песочный карандаш», карандаши с резиновыми наконечниками, резиновый мячик с острыми шипами на поверхности, магнитные фигурки)
- набор тактильных досок с геометрическими фигурами и линиями
- набор трафаретов и силуэтов
- плоскостные ламинированные картинки
- зеркало из акрилового стекла
- разнообразные пластиковые формочки с дырочками различной конфигурации
- миниатюрные игрушки изображающие людей, животных, транспорт, различные здания и постройки, игрушки из «киндер – сюрприза»
- бросовый материал: камни, кристаллы, раковины, куски дерева, металла, пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
Кроме миниатюрных фигур желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры.
В коллекции должны быть символы, привлекательные и непривлекательные: красивые и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда.
Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур, материалов: большие и крошечные, бесцветных и ярких цветов, прозрачные и непрозрачные; сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины, и пластмассы.
Для формирования общей культуры детей и соблюдения гигиены при организации работы с песком используются все необходимые для этого дополнительные материалы: влажные салфетки, фартуки, опрыскиватель для песка, различные фоны для подкладывания под стекло, индивидуальные подносы – песочницы по количеству детей в подгруппе.
Методы и приемы песочной терапии
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения);
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений художественной литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
Игры с песком
Адаптационные : игры помогающие адаптироваться к новым условиям пребывания детей в детском саду, усвоить нормы и правила поведения и общения в группе.
Игры: «Прятки», «Отпечатки», «Тучки», «Угостим друга», «Дом для друга», «Дорожки к домикам друзей», «Найди игрушку».
Обучающие игры: обеспечивающие процесс обучения письму, счету, грамоте; такие игры направлены на развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь и словарный запас. Игры: «Угадай, какая цифра, буква», «Найди нужное количество», «Пекарня», «Угадай по описанию», «Ищи по инструкции»
Познавательные игры: с помощью которых мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Перенос традиционных, обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям. Игры: «Путешествие», «Загадки», «Песочная арифметика».