Светлана Юдина
Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор успешного развития речи ребёнка
▼ Скачать +Заказ
1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ
2. «На земле есть самая большая роскошь, доступная любому нищему - роскошь человеческого общения. А в наше время эта роскошь становится дефицитом». (А. Экзюпери)
Публикация «Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор успешного развития речи ребёнка» размещена в разделах
С раннего детства каждый из нас учится произносить слова, а затем всю свою жизнь использует родной язык для выражения мыслей, не сомневаясь, что умеет говорить. Однако часто люди ошибаются, и принимают желаемое за действительное. Самостоятельное или дополнительное обучение родной речи не кажется обязательным хотя бы потому, что умение говорить воспринимается человеком так же естественно, как умение ходить или думать. Правда все эти умения могут иметь различные критерии оценки. Мысли ребенка отличаются от мыслей взрослого человека, так же как отличаются размышления гуманитария и техника или студента и доктора наук. И если согласится с тем, что человек должен учиться думать, то логично признать и необходимость речевого обучения и совершенствования.
Лишь в театральном образовании предмет «сценическая речь» является обязательным элементом подготовки актера к его профессиональной деятельности. Надо признать, что другие профессии ничуть не меньше нуждаются в повышении речевого уровня.
К сожалению, на сегодняшний день критерии оценки речевого мастерства сильно размыты. Еще в недавнем прошлом можно было ориентироваться на речь актеров, дикторов, теле и радио ведущих. Отсутствие языковой цензуры в современных СМИ дает возможность услышать нечеткую скороговорку, сленг и логические несуразицы, а парламентарии всерьез обсуждают, можно ли в публичных местах применять ненормативную лексику. Телевидение, эстрада и реклама – вот каждодневный фон свободного времени большинства людей.
Речевая неграмотность не только становится привычной и постепенно входит в сознание людей, но и усложняет процесс обучения, так как дает возможность человеку сказать: «но ведь так говорят все, значит, это не является ошибкой».
Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят "великий, могучий"! Из энциклопедических источников известно, что активный словарь В. Шекспира насчитывает 16 тыс. слов, А. С. Пушкина - 21 тыс., Н. В. Гоголя - 10 тыс. Активный словарь нашего современника включает в среднем 7-13 тысяч слов.
Сегодня, в начале XXI в., остро встает вопрос о культуре речи. И это не случайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Актуальная для наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.
В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми любого возраста.
Речь учителя – это основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для детей. Именно поэтому к речи педагога сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи учителя рассматривается в контексте повышения качества образования.
3. Характеристика коммуникативно-речевой личности учителя начальных классов:
*коммуникативно-речевая компетенция;
* умение производить культурные тексты в процессе коммуникации;
*способность учитывать социальные, этические нормы, профессиональные установки и роли.
Коммуникативно-речевая культура учителя является обязательной составляющей целостного педагогического процесса, средством и условием реализации всех функций и видов профессиональной деятельности. Формирование коммуникативно-речевой культуры учителя начальных классов происходит на основе формирования и развития коммуникативно-речевой личности, способной создавать новые, отличающиеся неповторимостью, оригинальностью культурные тексты в соответствии с правилами педагогической этики и речевыми нормами.
Коммуникативная культура учителя, основанная на речевой культуре, определяет потенциал системы образования, меру ее воздействия на развитие личности ученика. В настоящее время проблема овладения свободным, подлинно культурным словом является особенно актуальной и важной "для тех, кто пользуется словом, как основным … инструментом своей профессии, в первую очередь для педагогов, чья речь не только главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспринимаемый учениками, а значит, неизбежно тиражируемый и распространяющийся".
4. Умения человека для полноценного общения:
-быстро ориентироваться в условиях общения;
-правильно спланировать свою речь;
-выбрать содержание акта общения и найти адекватные средства для передачи этого содержания;
-обеспечить обратную связь.
Само общение в силу его социально-психологической природы является многоаспектной и сложной деятельностью, т. к. в нем реально и потенциально содержатся элементы, затрудняющие оптимальный уровень функционирования: особенности личности, системы ее отношений, условия и формы общения, уровень развития речевых навыков, возрастной ценз и т. п.
Если какое-то из звеньев коммуникативного акта будет нарушено, то общение будет неэффективным и коммуникация не состоится. Иными словами, коммуникация как конечная цель взаимодействия между людьми предполагает, что в общении должна участвовать как минимум одна коммуникативно-речевая личность.
5. Коммуникативно-речевая деятельность учителя начальных классов – совокупное, самоценное, основанное на педагогической этике действие, имеющее коллективно-распределительный характер и направленное на слушателей с определенной целью. Педагогическая этика как система норм нравственного поведения учителя предполагает выполнение им определенных обязанностей по отношению к обществу, окружающему миру, профессии, обучаемым детям, друг другу. Уровень сформированности коммуникативно-речевой культуры учителя начальных классов определяется прежде всего соблюдением педагогической этики, степенью развития языковой и коммуникативно-речевой компетенции. Учитель как коммуникативно-речевая личность играет важную роль в образовательном диалоге.
6, 7 Компоненты коммуникативно-речевой культуры учителя начальных классов:
• определение собственной позиции, отражающей нравственные принципы педагога;
• адаптация собственной речи к возрастным особенностям младших школьников;
• высшая стадия языковой компетенции, владение элитарным типом речевой культуры (как в устной, так и в письменной форме);
• выразительность речи, адаптированная к диалогу с учащимися начальных классов;
• владение мимикой и жестами, оправданными конкретной ситуацией общения;
• умение ориентироваться в информации, отбирать наиболее удачное содержание материала для обучения и воспитания учащихся начальной школы;
•способность осознавать и регулировать речевое поведение (как свое собственное, так и собеседников) с учетом конкретной ситуации и поставленных целей;
• умение экспромтом, импровизированно строить свою речь с целью наиболее эффективного воздействия ее на слушателей;
• умение видеть и слышать себя в процессе речевого общения и самокритично оценивать свое речевое поведение;
• умение понимать своеобразие личности младшего школьника и подбирать наиболее выразительную интонацию, точные слова, правильное грамматическое и стилистическое их сочетание для наиболее эффективного влияния на слушателя и т. п.
(6.) В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются следующие компоненты его профессиональной речи и требования к ней. От уровня сформированности языковой личности, от степени развития коммуникативно-речевой культуры учителя зависит формирование культурного пространства в ученической группе, т. е. коммуникативно-речевая культура учителя является обязательной составляющей целостного педагогического процесса, средством и условием реализации всех функций и видов профессиональной деятельности.
(7) Таким образом, нравственный, этический аспект является важнейшим среди умений, навыков и компетенций коммуникативноречевой личности учителя начальных классов: "Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой", "Из всех знаний нравственная наука, может быть, есть самая наинужнейшая" (Пифагор).
8. требования, предъявляемые к речи педагога :
*правильность
*выразительность
*богатство
*чистота
*уместность
*логичность
*точность
Залог успешности работы по речевому развитию детей – это знание педагогом требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи. Чтобы речь педагога была правильной, выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира учителя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С. Л. Соловейчик писал: "Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее. нравственный облик, манера общения и поведения педагога"
9. Особенности речевого поведения педагога в учебной ситуации.
Умение педагога построить взаимодействие с учащимися так, чтобы его речь стала действенной и эффективной, умение удерживать внимание и находить оптимальные способы коммуникации в сложных ситуациях урока — основные элементы профессионализма современного учителя.
Сердцевиной профессионализма учителя является коммуникативная компетентность, потому что сущность педагогической деятельности составляет общение. Для этого педагогу нужно развивать свои коммуникативные компетенции, так как они не только обеспечивают нужный положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но через механизмы подражания развивают коммуникативные компетенции ученика.
10. Для этого существуют приемы коммуникации :
Замечание «от принца» к «принцу».
Первый прием позволяет сделать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону. Вот схема трехэтапного замечания:
- Сначала - не осуждающее описание того, что не нравится педагогу («когда я вижу, как ты вертишься.)
- Затем - описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится.
- Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется недоделанной»).
Технология предупреждения и разрешения конфликтов.
В педагогическом общении очень важно умение предупреждать и разрешать конфликты.
Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на берегу». Например, о правилах взаимодействия на уроках. Можно повесить на стене плакат - договор с положениями, которые обсуждаются с учащимися. Принимающие эти положения обучающиеся в конце обсуждения подписывают этот договор (прямо на плакате, и впоследствии педагогу остается только молча показать на нарушаемое условие договора, чтобы напомнить нарушителям о данном слове. Не всегда условия принимаются всеми, некоторым детям нужно дать время для обдумывания.
Примерные правила общения в кабинете
1. Когда говорю я – все слушают и стараются понять меня.
2. Когда говорит другой – я слушаю и стараюсь понять его.
3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.
4. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.
5. Я сам – и вместе со всеми.
Но если конфликт все-таки возник, нужно использовать алгоритм разрешения конфликтов, разработанный специалистами по конфликтологии. Хорошо, если этот алгоритм, заранее обсуждается и будет висеть у обучающихся на виду, лучше рядом с плакатом-договором.
1. Определяем проблему.
2. Вырабатываем несколько возможных решений.
3. Оцениваем каждое решение по результату и способам достижения, по ресурсам.
4. Выбираем лучшее.
5. Организуем выполнение.
6. Оцениваем результат, его полноту. При необходимости корректируем деятельность.
Разделение проблемы ученика и учителя.
Прежде, чем решать, что и как делать, определите, чья это проблема – Ваша или ребенка. Определить это просто, надо честно сказать себе – кому в этой ситуации реально плохо. Если обучающийся не работает на уроке, не слушает объяснений, но он не страдает от этого, значит, это проблема педагога.
Вот какими способами конфликтологи предлагают решать проблемы педагоги :
-Работать с ребенком (делать замечания по типу от «принца» к «принцу»).
-Работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих.).
-Работать с собой (верно выбирать тактику поведения, а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается)
-Анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).
Если же педагог видит, что обучающийся переживает сложную ситуацию, поэтому неадекватен на уроке, может нагрубить или «уходит в себя», то это признаки того, что это проблема ребенка.
Тогда педагог должен использовать другой набор педагогических действий :
• Эффективное слушание (безоценочные реплики, провоцирующие обучающегося на высказывания, самоанализ. Активное слушание может применяться во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно. В таких случаях важно дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств ребенка помогает снять конфликт или напряжение.
• Использование «словаря принца» («может быть, как правило, иногда», стараться избегать употребления таких слов, как «опять, как всегда, все, никогда»);
• «Я – позиция» педагога (говорить только о своих эмоциях, чувствах, мнениях, не критикуя таковые у обучающихся);
• Учить детей искать и анализировать свои проблемы (отличать факты, мнения и выводы, понимать, что можно и что нельзя изменить, формировать толерантность).
11, 12 Портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями обучающихся:
• Педагог обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.
• Признаёт роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».
• Стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
• В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества.
• Умеет планировать предстоящее общение! Подбирать традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
(11) В современных условиях эффективное функционирование образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями обучающихся. Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги образовательных учреждений призваны оказывать им грамотную педагогическую помощь.
Это установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение. А общение педагога с родителями предполагает возможность индивидуального подхода, постоянство контактов, непосредственность и наличие «обратной связи».
В тоже время, в жизни отмечается, что процесс организации общения педагогов с родителями характеризуется рядом недостатков: формализмом, отсутствием согласованности, построением общения педагогов и родителей на уровне взаимных претензий. Иногда педагоги во взаимодействии с родителями видят, прежде всего, преодоление собственных трудностей в работе с ребенком, поэтому общение с родителями сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок на занятиях, как сложно ему дается тот или иной материал.
(12) Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу; возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность учителя, вызывает у них недоверие. Поэтому педагогу важно, вовремя осознать собственные ошибки и трудности, направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие с семьей, основанное на осознании единой цели – всестороннего развития ребенка.
13, 14, 15 Коммуникативные сигналы, располагающие к контакту
Коммуникативные
сигналы Располагают к контакту
Вербальные
сигналы 1. Отчетливое приветствие.
2. обращение к человеку по имени.
3. Предложение сесть.
Невербальные
сигналы *Угол поворота тела от 45 до 90 градусов
( боковое положение передает сообщение: «Я не имею агрессивных намерений»);
*Угол наклона тела меньше прямого («Тупой угол между собеседниками – это провал консультации»);
*дистанция – индивидуально, с учетом общих закономерностей (классификация по Д. Холлу) :
- интимная 0-45 см
- личная 45-60-120 см
-социальная 120-210-360 см
-публичная 360-750 см и более
*соотношение уровней в вертикальной плоскости такое, что глаза собеседников на одном уровне
1. Проксемика
2. Позы *открытая (нескрещенные конечности, развернутый корпус, раскрытые ладони, расслабленность мышц, контакт глаз);
*асимметричная
3. Мимика *улыбка;
*живое, естественно изменяющееся выражение лица
4. Взгляд *продолжительность контакта глаз 3-5 с;
*частота контакта – не реже 1 раза в минуту;
*частота моргания – раз в 3-5 с
5. Паралингвистические сигналы 1. Отчетливость речи
2. Доброжелательная интонация.
3. Громкость голоса – средняя.
4. Высота тона – низкая.
5. Быстрота речи – умеренная.
6. Такесика – движение собеседников
в пространстве Не допускаются:
*ритмические движения
*движения большой амплитуды
*резкие движения
*неритуализованные прикосновения
(13) Чтобы соответствовать идеалу необходимо самообразование в данной области, уровень владения компетенцией у всех разный, поэтому каждый педагог должен провести диагностику своей коммуникативной компетентности и поставить свою цель саморазвития и самосовершенствования.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя - отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
(14) Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
(15) Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
•Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
•Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
•Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
16. И помните – мастерами общения не рождаются, ими становятся!