Татьяна Цымбал
Песочная терапия. Метод SAND-ART. Психотерапевтические ресурсы рисования песком
▼ Скачать + Заказать документы
спользование песочной терапии
как одного из видов арт-терапии
в работе с детьми
Разобраться со своими внутренними проблемами, увидеть со стороны свой мир взрослым людям может помочь знакомая с детства игра - игра в песок. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Публикация «Песочная терапия, Метод SAND-ART, Психотерапевтические ресурсы рисования песком» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Взаимодействие с песком очищает энергетику человека. Песок поглощает негативную психическую энергию, выравнивает эмоциональное состояние. Игра в песок - это прекрасное средство для «заботы о душе».
Аналитик Карл Густав Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф, считает главным принципом работы на песке, — «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент — ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.
Задачи песочной терапии созвучны с внутренним стремлением ребенка к самостоятельным решениям и действиям. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ему:
- развить более позитивную Я-концепцию;
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- выработать большую способность к самопринятию;
- в большей степени полагаться на самого себя;
- овладеть чувством контроля;
-развить сензитивность (чувствительность) к процессу преодоления трудностей;
- повысить самооценку.
Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания.
Психолог - игротерапевт становится внимательным зрителем. Его позиция - это «активное присутствие», для наиболее полного самораскрытия ребенка. На свет выходит то, что прежде таилось в глубине детской души, игрушки на песке приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
В процессе работы с песком ребенок изменится, у него улучшится состояние и поведение.
Количество занятий всегда индивидуально. Надо помнить, что ребенку нужно «войти» в процесс, установить доверительные отношения с психологом и терапевтическим пространством и только после этого процесс терапии будет успешным. Возможно, 3-5 занятий будет достаточно, а, возможно, потребуется большее количество времени.
Доверимся Юнгу, сказавшему:
«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».
Песочная терапия может быть самостоятельным методом терапии, а также может сочетаться с арттерапией, символдрамой, гештальт-терапией.
В песочнице создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребёнка. Перенос традиционных развивающих заданий в песочницу даёт дополнительный эффект. С одной стороны существенно повышается мотивация ребёнка к занятиям, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе развивающей работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка. Использование песочной психотерапии в детском саду.
Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной.
Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями.
Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.
На детей песок действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т. д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму, определенным образом реагирует на действия ребенка.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:
- развить более позитивную Я-концепцию;
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- выработать большую способность к самопринятию;
- в большей степени полагаться на самого себя;
- овладеть чувством контроля;
- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
- развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Цель такой терапии—не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Развивающий потенциал рисования песком
О красоте песочной анимации говорится много. Но вот о том, что это и полезно, известно не всем. Тактильное восприятие и мелкая моторика рук и пальцев – это та область психики, которая на сегодняшний день требует внимания. Рисуя песком, человек, будь то ребенок или взрослый, задействует и пальцы, и кисти рук. Рисование развивает тонкое тактильное восприятие, требует анализа и гибкости мышления, развивает воображение и раскрывает творческий потенциал. Известно, что от того, насколько развито у человека
восприятие, настолько «идеальны» и богаты его картина мира и образ «Я»,
важные для сохранения и закрепления личностно значимой информации. А
этот опыт является необходимым для эффективного взаимодействия с
людьми и собственным внутренним миром.
Сочетание в развивающих занятиях с ребенком музыкальных,
изобразительных, ритмопластических и сказкотерапевтических подходов
обеспечивают полноценный потенциал, базу, на которую ложится изучаемый
материал. К сожалению, ни в дошкольных учреждениях, ни школах такого
похода нет. Есть некая разорванная система, которая, по идее должна стать
единой. Но дети таковы, что не всегда они готовы следовать системе, строго
соблюдать предложенный алгоритм. А иногда они не могут сделать этого в
силу индивидуальной физиологической организации.
Дети, которые не приучены или из-за своих особенностей не могут
выражать и описывать свои чувства, анализировать состояния других часто
попадают в сложные или конфликтные ситуации. Ребенок, находясь в своих
переживаниях, не зная как их выразить, пропускает «мимо ушей» все, что
ему преподают. А затем его строго спрашивают, давая некую оценку его
«знанию». И переживания усиливаются… Замкнутый, малообщительный
ребенок, с малым словарным запасом «не слышит» речи педагога,
постепенно становясь «неформальным», неудобным, отстающим. И тогда он
находит успешность в другом – в поведении хулигана, шута, изгоя…
Терапия искусством может служить способом освобождения от
конфликтов и сильных переживаний; ускорителем терапевтического
процесса; вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической
работы; дисциплинирующей и контролирующей "силой"; средством развития
внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности
и повышения художественной компетентности.
При этом рисование песком, в отличие от других видов искусства
позволяет задействовать сразу все каналы восприятия, навыки
рефлексии, развитие памяти, мышления, внимания.
Этот метод позволяет :
1) Развить сферу тактильного восприятия, мелкую моторику пальцев;
2) Развить гибкость мышления, память, внимание;
3) Научиться осознавать себя, выражать собственные чувства;
4) Увеличить прогресс в личностной коррекции. Подсознательные
конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью
зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии;
5) Диагностировать текущее состояние. Картина, созданная собственными
руками, есть не опровергаемое доказательство и свидетель произошедших в
человеке изменений. А ее содержание и стиль предоставляют информацию
для анализа текущих переживаний;
6) Работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми.
Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом,
вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;
7) Развить чувство внутреннего контроля, прогнозирования;
8) Усилить ощущение собственной личностной ценности, повысить
художественную компетентность;
9) Разрешать семейные и межличностные конфликты;
10) Развить межполушарное взаимодействие;
11) Раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни;
12) Повысить мотивацию в деятельности;
13) Проработать внутренние конфликты, сложные ситуации, принять
решение. Как говорит Эдит Крамер, "каждое произведение искусства
отражает в своей сути конфликт между мотивами, который дает жизнь этому
произведению, а также в большей степени определяет его форму и
содержание"