Варлакова Юлия
Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия, как одна из технологий здоровьесбережения
в работе педагога-психолога.
Варлакова Ю. В., педагог-психол
г
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Публикация «Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру.
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, все чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Песочная терапия является одной из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательного ребенка (тогда как глубинный смысл проигранного может и не осознаваться). Некоторое время бессознательное активно ассимулирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален, когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт!
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Как написал в своем эссе' «Превосходящая функция» К. Г. Юнг (I960) :' «. Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно». Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.
В 1950-х годах Дора Калфф и Мартгарет Ловенфельд будучи юнгианскими аналитиками, совместно создали юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвали это «Песочной терапией».
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».
Использовать песочницу можно в ходе развивающих и обучающих занятий. Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Плюсы песочницы :
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию, расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Размер песочницы в сантиметрах 50х70х8. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет (дно символизирует воду, а борта — небо). Песочницу заполняем на одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным, прокаленным в духовом шкафу песком. Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет.
Одной из задач педагога-психолога является развитие и психокоррекция у детей эмоциональной и коммуникативной сферы. Для этого я использую программы по песочной терапии : Епачинцевой, Зинкевич-Евстигнеевой и Грабенко, Большебратской, Федосеевой М. А и адаптирую их под конкретные задачи коррекции и развития детей. К числу наиболее актуальных проблем, решаемых в системе занятий, относятся: - создание благоприятных условий и средств для развития эмоциональной сферы дошкольников; - освобождение негативных переживаний; - развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, помогать друг другу, осознавать себя частью коллектива.
На занятиях дети любят путешествовать в сказочную песочную страну вместе с Песочной феей. Затаив дыхание, ребята слушают рассказы Песочной феи. Дети любят помогать феи, строить сказочные города, рисовать на песке причудливые узоры, «ходить» ладонями, кулачками, пальцами.
Структура занятия включает в себя:
- Приветствие
- Ритуал «входа» в Песочную страну.
- Упражнение «Рассказ Песочной феи»
- Работа в песочнице
- Игровое упражнение
- Ритуал «выхода»
- Рефлексия
На индивидуальных занятиях совместно с ребенком проигрываю взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, построек. В своей практики применяю, методику «Тематический ориентированный мир». Ребенку предлагается построить мир, напрямую отражающий его проблему или являющийся носителем проблемы. Примерные темы: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья», «Мой сказочный мир» и т. д.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии даё т положительные результаты: - песочная терапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка; - оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей; - вызывает положительные эмоции (радость, удивление, снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); - совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в приемлемой форме; - но самое важное – ребёнок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
Спектр применения методов песочной терапии огромен. Формы и варианты игр очень разнообразны и определяются особенностями конкретного ребёнка, задачами работы и её продолжительностью. Наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей делает игру в песок прекрасным средством для укрепления психологического здоровья ребенка.
Маленький человек играя в песок приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой. Использование песочная терапия как здоровьесберегающей технологии, даёт множество позитивных показателей в развитии и формировании всесторонней личности ребёнка дошкольного возраста.