Лучший педагог года

Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога (2 фото)

Варлакова Юлия
Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Песочная терапия, как одна из технологий здоровьесбережения

в работе педагога-психолога.

Варлакова Ю. В., педагог-психол

Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога

г

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Публикация «Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога» размещена в разделах

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру.

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, все чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Песочная терапия является одной из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательного ребенка (тогда как глубинный смысл проигранного может и не осознаваться). Некоторое время бессознательное активно ассимулирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален, когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт!

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Как написал в своем эссе' «Превосходящая функция» К. Г. Юнг (I960) :' «. Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно». Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

В 1950-х годах Дора Калфф и Мартгарет Ловенфельд будучи юнгианскими аналитиками, совместно создали юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвали это «Песочной терапией».

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Использовать песочницу можно в ходе развивающих и обучающих занятий. Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Плюсы песочницы :

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию, расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Размер песочницы в сантиметрах 50х70х8. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет (дно символизирует воду, а борта — небо). Песочницу заполняем на одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным, прокаленным в духовом шкафу песком. Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет.

Одной из задач педагога-психолога является развитие и психокоррекция у детей эмоциональной и коммуникативной сферы. Для этого я использую программы по песочной терапии : Епачинцевой, Зинкевич-Евстигнеевой и Грабенко, Большебратской, Федосеевой М. А и адаптирую их под конкретные задачи коррекции и развития детей. К числу наиболее актуальных проблем, решаемых в системе занятий, относятся: - создание благоприятных условий и средств для развития эмоциональной сферы дошкольников; - освобождение негативных переживаний; - развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, помогать друг другу, осознавать себя частью коллектива.

На занятиях дети любят путешествовать в сказочную песочную страну вместе с Песочной феей. Затаив дыхание, ребята слушают рассказы Песочной феи. Дети любят помогать феи, строить сказочные города, рисовать на песке причудливые узоры, «ходить» ладонями, кулачками, пальцами.

Структура занятия включает в себя:

- Приветствие

- Ритуал «входа» в Песочную страну.

- Упражнение «Рассказ Песочной феи»

- Работа в песочнице

- Игровое упражнение

- Ритуал «выхода»

- Рефлексия

На индивидуальных занятиях совместно с ребенком проигрываю взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, построек. В своей практики применяю, методику «Тематический ориентированный мир». Ребенку предлагается построить мир, напрямую отражающий его проблему или являющийся носителем проблемы. Примерные темы: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья», «Мой сказочный мир» и т. д.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даё т положительные результаты: - песочная терапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка; - оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей; - вызывает положительные эмоции (радость, удивление, снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); - совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в приемлемой форме; - но самое важное – ребёнок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Спектр применения методов песочной терапии огромен. Формы и варианты игр очень разнообразны и определяются особенностями конкретного ребёнка, задачами работы и её продолжительностью. Наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей делает игру в песок прекрасным средством для укрепления психологического здоровья ребенка.

Маленький человек играя в песок приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой. Использование песочная терапия как здоровьесберегающей технологии, даёт множество позитивных показателей в развитии и формировании всесторонней личности ребёнка дошкольного возраста.

Фото №1 Песочная терапия Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога психолога
Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения блоков сенсорной комнаты Выступление педагога-психолога на семинаре «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения.

Су-джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников  Методика работы с массажным шариком. Ладони и кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУИКТ технологииXXI век называют веком информации.

Песочная арт-терапия как один из методов работы с детьми с РАС В психолого-педагогической коррекционной работы с детьми с РАС мы принимаем песочную -терапию. Метод представляет собой невербальную форму.

Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.

Песочная терапия, как средство развития детей дошкольного возраста Аннотация: в статье представлен анализ научных подходов к играм с песком, раскрываются влияние таких игр на развитие детей дошкольного возраста,.

Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в Детство не пропала. Простейший ящик из.

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный.

Проект «Песочная терапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА Утверждаю главный врач Сахоблспецдом.

Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками»Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками» Цель: дать возможность родителям получить информационно – практическую помощь по использованию песочной терапии в развитии речи детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога
Опубликовано: 9 мая 2018 в 15:02
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Варлакова Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД