Ларина Галина
Мастер-класс «Арт-терапия как метод профилактики нарушений психического здоровья школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: ознакомление педагогов с арт-терапевтическими технологиями как одним из эффективных методов обучения.
ЗАДАЧИ:
- познакомить педагогов с понятием «арт-терапия», историей появления технологии, характеристиками арт-терапии, её классификацией;
- создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой при проведении практических занятий.
Ход МАСТЕР-КЛАССА :
1. Организационный момент:
Публикация «Мастер-класс „Арт-терапия как метод профилактики нарушений психического здоровья школьников“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Психология школьников
- Темочки
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Арт-терапия как метод профилактики нарушений психического здоровья школьников».
В современном мире ребё нок достаточно загружен: домашние обязанности, школа, секции, дополнительные занятия, творческая работа и прочее. Школа, в первую очередь, развивает мыслительные процессы ребенка, в семье и школе прививается ребёнку мораль, модели поведения, школа и внешкольные мероприятия закаляют характер и испытывают ребёнка каждый день, делая для него всё новые и новые открытия. Помимо развития мыслительных процессов, многие родители озадачены физическим воспитанием детей. Помимо всего этого, мы хотим, чтоб наши дети развивались творчески. Что обо всём этом думает ребёнок? Доволен ли он своей жизнью? Исключая все вышеперечисленные полезные сферы развития ребенка, давайте подумаем о том, есть ли что-то в жизни ребёнка, что его беспокоит, пугает, тревожит, волнует, достаточно ли легко ему общаться со сверстниками, заводить новых друзей, как он смотрит на себя и на окружающих, чего он боится и чему радуется, что заставляет его грустить и смеяться, что о себе он ещё не знает, и что хотел бы узнать? Как другие дети смотрят на него, и как смотрит на них он, как ребёнок видит этот мир, как живёт в этом мире? Часто ли учителя, родные задумываются о психологическом развитии ребёнка, о состоянии его души?
Детский возраст — это практически единственное время, в котором возможно предупредить и исправить нежелательное поведение и стиль жизни в будущем. В детском возрасте наиболее важно уделять внимание душевному здоровью, дети наиболее уязвимы и ранимы, они нуждаются в общении и позитивных эмоциях, нуждаются в самораскрытии, в подтверждении своей уникальности и индивидуальности, в понимании своей личности. Арт-терапия позволяет ребёнку раскрыться и лучше понять себя. Ребёнок не всегда может и хочет говорить о своих переживаниях и трудностях, часто ему сложно быть понятым и услышанным. С помощью творческих воплощений и диалога с психологом ребёнку легче передать свои чувства. То, что трудно сказать, можно нарисовать или проиграть. Арт-терапия не может навредить ребёнку, с помощью неё можно избавиться от негативных эмоций, ощутить в себе силы, уверенность, повысить самооценку, решить какую-то проблему, развить навыки общения, перестать стесняться, повысить самооценку, не завысив её.
Арт-терапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.
Посредством арттерапевтического воздействия можно:
• снизить эмоциональную тревожность,
• повысить самооценку,
• развить коммуникативные навыки,
• способствовать развитию креативности,
• улучшить детско-родительские отношения,
• способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.
Методика арт-терапии оказывает терапевтическое действие, помогает решить различные внутренние конфликты. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор.
Методы арт-терапии
В арт-терапии множество различных методов, которые воздействуют на состояние человека, оказывают психологическую помощь. В их основе находятся различные виды арт-терапии, связанные с творческой деятельностью. Каждый может выбрать свой метод. Все они оказывают хорошую помощь и при этом не требуют серьезных материальных затрат.
• Музыкотерапия Коллаж
• Библиотерапия Оригами
• Драмотерапия Песочная терапия
• Игротеапия Сказкотерапия
• Изотерапия Цветотерапия
• Маскотерапия Фототерапия и др.
Наиболее распространена в моей работе с детьми изотерапия, которая позволяет максимально реализовать творческие способности, не имеет ограничений или противопоказаний, является безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.
Цель такой работы не научить рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими отрицательные эмоции, дать выход творческой энергии.
При рисовании у детей происходит развитие сложных движений кистей рук и тактильной чувствительности, мышления, зрительно-моторной координации и глазомера. Этот метод устраняет агрессивное поведение, зажатость, неуравновешенность, низкую самооценку, чувство одиночества.
- Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу поделиться своим опытом использования некоторых из этих способов.
Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр".
В психологии мандала - это символическое изображение внутреннего мира, наиболее безопасное для нашего восприятия. Круг создает ощущение защищенного пространства, и это ощущение способствует большему раскрытию в момент творчества, позволяя проявиться самому важному и глубинному.
Мандала изображается в виде круга, со вписанными в него фигурами (квадраты, внутренние круги, цветы и т. д.). Техника ее рисования основана на принципе золотого сечения, оно считается идеальным и безупречным.
Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять:
• в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок)
• в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)
• в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)
• с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)
Существуют ли противопоказания для мандала-терапии?
НЕТ! Это в первую очередь ресурсная техника, помогающая найти скрытые в человеке возможности изменить то что не нравиться в жизни или в себе. Она достаточно мягко и аккуратно погружает человека в мир бессознательного, пробуждая в нем ребенка, умение радоваться всему и играть, открывая новые грани творческой стороны человека. Создание персональной мандалы удивительный и захватывающий творческий процесс, этап вспоминания и узнавания себя заново.
Препятствием к этому виду арт-терапии не может быть в отсутствие или наличие художественных навыков. Проверенно на опыте, что большинство людей, несмотря на отсутствие у них опыта предшествующей изобразительной деятельности, достаточно легко создают абстрактные композиции.
Приглашаю окунуться в мир самопознания!
2. Практическая часть
Упражнение «Мандала»
Если мандалы рисуются в группе, это необходимо делать в тишине. Работа в группе создает крепкие связи между всеми ее членами, хотя мы не всегда это осознаем.
Мандала всегда должна быть написана, нарисована для самого себя, так как с ее помощью нам хочется наладить что-то в своем внутреннем мире.
Предлагаю немного отдохнуть и потворить. На столе лежат разные фигуры. Выберите любую из них, какая вам нравится. Если передумали можно взять другую… В арт-терапии очень важен выбор цвета. Выберите из цветной бумаги, цвет который вам ближе, отражает ваше сегодняшнее настроение, состояние.
Итак, перед вами фигура, которая вам нравится и выбранный цвет.
Творчество. Цветную бумагу, которую вы выбрали нужно порвать на мелкие части. (Таким способом можно избавиться от злости, гнева и т. д.) На выбранную геометрическую фигуру нанесите клей и на клей выложите (можно просто насыпать) кусочки бумаги.
Звучит релаксационная музыка.
Закончив работу, поместите (с помощью клея, свой витраж на мандалу, где вы считаете ему место, составляя общую композицию.
А теперь посмотрим, что у нас получилось.
Наша мандала – это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка души каждого из нас, и все мы вместе (психолог обводит круг мандалы). Каждый имеет свой смысл и место в этой композиции. Посмотрите сколько здесь разных элементов. Найдите глазами свой…
Важно! Мандала завершена, когда, посмотрев на нее, клиент чувствует удовлетворение от созерцания.
Интерпретация индивидуальная. Витраж можно использовать как диагностический материал. Интерпретация цвета может проводиться тестом Люшера (красный, желтый. синий, зеленый – благополучное эмоциональное состояние, серый – безразличие, черный – негативное, коричневый – тревожное, фиолетовый - подавление чувств.
Ключом к пониманию формы каждой фигурки является психогеометрический тест.
Полное толкование интерпретаций цвета и геометрических фигур можно посмотреть в приложении.
Упражнение «Моё настроение»
Инструкция для упражнения «Моё настроение» : нарисуйте свое настроение — такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца — чтобы он полностью отражал Ваше состояние.
Опишите своё настроение словами — какое оно? Детям можно задавать наводящие вопросы: грустное или веселое? От чего такое? Это ожидание чего-то или про прошедшие события? А какое настроение ты бы хотел?
Теперь измените этот рисунок так, чтобы он изображал то настроение, которое вы хотите для себя. Изменить нужно именно этот рисунок, не надо рисовать новый. Можно дорисовать новые детали или зарисовать его полностью, покрутить лист и увидеть с нового ракурса другую картину. Можно порезать и переклеить части в другом порядке, меняйте свое настроение любым способом! Главное — чтобы в итоге получилось именно такое настроение, которое бы вы хотели сохранить на долгое время (например, спокойное или радостное, нежное, или влюбленное.)
Рефлексия:
– Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал, что мешало? Ваши пожелания.
Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.
– Спасибо за внимание!