Семенова Марина
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Песочная терапия и возможности ее применения
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ Инзенская НШ
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
«Песочная терапия и возможности ее применения»
Учитель-логопед:
Семенова Марина Владимировна.
Инза
2020
Содержание
Введение
1. Песочная терапия и ее эффект.
2. Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ.
Заключение
Приложение
Введение.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, Песочная терапия и возможности ее применения» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Часто дети с ОВЗ, затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Эмоционально личностная сфера отличается бедностью чувственного мира, внутренней тревожностью, неадекватными реакциями на окружение, негативностью. Снижение познавательной и эмоциональной активности у детей-сирот дошкольного возраста проявляется в отставании формирования саморегуляции и интеллектуальной деятельности. Это ведет к трудности во владении устной речи, трудности в понимании и употреблении слов, во владении родовыми понятиями, отличаются значительными нарушениями грамматического строя речи, бедностью и недифференцированностью лексического состава, затруднения в самостоятельном речевом высказывании.
Эти особенности проявляются на всех уровнях познавательного восприятия, перцептивных и мнемических действий, так и при использовании приемов мыслительной деятельности. Для детей характерно недостаточное владение методом проб, что отражается на способах решения задач. Они опираются на несущественные качества, действуют стереотипно в познании, что замедляет интеллектуальное развитие. Такие дети особенно нуждаются в комплексной помощи и поддержке специалистов: психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога, воспитателей, медиков.
Работая с детьми с ОВЗ, возникла необходимость применения песочной терапии в целях создания психологического комфорта для каждого ребенка.
Что может быть привлекательней для ребенка дошкольного возраста, чем игра с песком и водой. Дети в этом возрасте готовы весь день копошиться в песке строя свои сказочные города и создавая свою историю. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для детей наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Предлагаемая техника песочной терапии может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа.
Если ребенок не говорящий, то работа психолога в рамках песочной терапии особенно благотворно влияет на развитие речи. Хороший терапевтический эффект имеет пескотерапия. Коррекционный и развивающий эффект достигается за счет пластических свойств самого песка, который способствует тактильной стимуляции, развитие разнообразных мелкомоторных движений, увеличение манипулятивных комбинаций и речевому сопровождению игрового процесса.
Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького песочного мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Песок - очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления. Песок — демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать. Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма; Песок и работа с ним требует времени, он обучает терпеливости.
1. Песочная терапия и ее эффект.
Песочная терапия – это один из современных методов психотерапии, применяемый как в детской, так и во взрослой практике. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции. Игры на песке одна из м естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Согласно Юнгу, человеческая психика обладает собственной глубокой мудростью и потенциалом к исцелению и трансформации, собственной системой самосохранения, неким психическим иммунитетом. Однако чтобы этот иммунитет появился, необходимы определенные условия. Одно из таких условий – это создание надежного и безопасного пространства, в котором человек может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.
Суть песочной терапии в предоставлении ребенку свободы самовыражения своих эмоций через творчество. Для этого используются специальная форма, песок, вода и набор миниатюрных фигурок. Поверхность деревянного подноса для песочной терапии обычно выкрашена в голубой цвет, имитируя тем самым при необходимости небо или воду, а фигурки – существующие в реальности и мифические объекты. Миниатюрные фигурки могут быть самым разнообразными: реальными и мифологическими, созданные человеком или природой. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. При помощи этого несложного набора можно создать миниатюрную картину собственного мира.
Песочная терапия особенно эффективна в следующих случаях:
-сложности в психическом развитии ребенка
-конфликты во взаимоотношении со сверстниками и родителями
-застенчивость, робость и неуверенность в себе
-агрессивность
-страхи
-обидчивость и плаксивость
-тревожность
-излишняя впечатлительность, боязнь новых ситуаций, ситуационная истерия
-склонность к длительным переживаниям
Дополнительное преимущество песочной терапии состоит в том, что она вытесняет вербальную коммуникацию и обходит защиту ребенка. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Песок - природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение Творца любому человеку, взаимодействующему с ним.
Песочная терапия способствует развитию следующих навыков:
развитие творческих, созидающих возможностей личности;
Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;
формирование позитивных коммуникативных моделей;
творческая коррекция проблемных ситуаций;
коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;
повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);
развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);
развитие навыков общения.
На первом занятии знакомят ребенка с песочницей, с правилами поведения в «Волшебной песочнице». «Здесь можно всё – строить из песка, копать и сыпать песок, наливать воду. Здесь нельзя только одно – бросать песок на пол. Посмотри! Это не простой песок, это пустыня. А ты волшебник и можешь превратить эту пустыню в волшебную страну, в которой тебе будет хорошо!» Дав инструкцию, взрослый может занять позицию активного зрителя – отвечать на вопросы ребёнка, сопереживать с ним развитие сюжета.
Важно не направлять действия малыша в данный момент времени, а дать полную свободу его фантазии. Если ребёнок застенчив, тревожен, не доверяет взрослому лучше всего сесть в сторонке и наблюдать за ним незаметно. Это даёт ребёнку состояние покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой.
Когда игра закончена, попросить ребёнка рассказать или показать, что у него получилось. Если он отказывается, не следует настаивать.
Можно просто сказать, что вам понравилась песочная картинка.
Уже на первом сеансе можно узнать очень многое о ребенке :
Состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одну деталь на другую и т. п.)
Уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.)
Уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы)
Умение обобщать по темам игрушки
Личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, навыки в общении со взрослыми, общее эмоциональное состояние)
Уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику)
Уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета)
Эмоциональное развитие (как выражает свои эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость)
Стиль семейных отношений (диалоги между героями)
Уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки, восприятие формы, цвета, размера
Устойчивость и распределение внимания, работоспособность
Воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.)
2. Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ.
Процесс игры в песочной терапии помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем ситуации. Кроме того, песок поглощает негативную энергию. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3х летнего возраста. Коррекция эмоциональной сферы посредством этого метода позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.
В частности, песочная терапия позволяет работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с детьми, испытывающие проблемы стыда, вины, лжи, трудности принятия своих чувств. Кроме того, пескотерапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.
В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.
Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает различные виды игр на песке.
Познавательные игры: игры на знакомство с окружающим миром, географические игры; фантастические и исторические, игры- экскурсии по городу.
Проективные игры: проективные можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка. Ребёнок выбирает игрушки и строит свой мир, свою сказку. Игры с песком в группе в основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 3-х человек, и более, в зависимости от размера песочницы.
Примеры некоторых упражнений.
«Чувствительные ладошки»(Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
- Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
- Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
- Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
- Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
- Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Программа «Песочный мир» может являться дополнением к основной коррекционной работе педагога-психолога в помощи детям с ОВЗ.
Технология «Песочная игротерапия» позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Занятия традиционно направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей, а также данной программе выбранная технология адаптирована на познавательное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение.
Песочная терапия – это уникальный способ общения с миром и с самим собой. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному. Он снимает внутреннее напряжение, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Игра с песком помогает ребенку выразить то, что он сам пока не осознает, то, чего он сам пока не понимает. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка.
Песок обладает замечательным свойством «Заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерные развивающие занятия с песком
«Волшебный песок»
Ребенку прилагается запустить обе руки в теплый сухой песок : «Опусти руки в песок и расскажи, какой он?». Если ребенок затрудняется ответить, то проводится обучение.
Обучение: педагог опускает руки в песок, рассказывает о своих ощущениях «теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики», обращая внимание на действия с песком (трогает, пересыпает, нюхает). Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. После этого можно полить песок и сравнить ощущения : «А теперь какой песок?».
«После дождичка в четверг»
Ребенку предлагается побрызгать на песок : «Расскажи, что ты случилось с песком? Какой он стал? Давай попробуем слепить что-нибудь из этого песка?
Обучение: педагог задает наводящие вопросы, если ребенок не говорит, то педагог сопровождает действия ребенка своим рассказом … (пошел дождик, песок стал совсем мокрым, и холодным. Но теперь из такого песка легко слепить замок, пасочку, или пирожок)
«Волшебные ручки»
Ребенку предлагается выполнить несколько простых заданий: «Положи ладони на песок, а теперь слегка надави, поверни ладони другой стороной и надави еще раз». «Сожми пальцы в кулачки и надави на песок ими». «Положи ладони на песок, передвигай ладони по песку вперед и назад». «Поставь ладони на песок, передвигай ими по песку вперед и назад». «Пройдись по песку каждым пальцем левой руки, затем правой руки». «Пройдись по песку пальцами левой и правой руки одновременно». «Постучи по песку каждым пальцем левой руки, затем правой руки».
Обучение: если ребенок не понимает инструкцию задания, педагог показывает способ выполнения и предлагает повторить за ним. После этого предлагает выполнить его самостоятельно.
«Художники»
Ребенку предлагается на песке нарисовать геометрические фигуры (цифры, элементы букв: прямые, наклонные, волнистые линии, полуовалы, петельки и т. д.) : «Нарисуй на песке квадрат (круг, овал, ромб, прямоугольник)», «Нарисуй цифру, которая стоит после пяти и т. д.».
Обучение: если ребенок не понимает цель задания, педагог показывает квадрат, цифру и предлагает нарисовать такой же – по образцу. Затем снова предлагает выполнить задание по образцу с помощью речевой инструкции.
«Строители»
Ребенку предлагается построить башенку из песка. Вокруг можно вырастить деревья. (можно из шишек или палочек от дерева. Теперь давай попробуем сосчитать сколько деревьев ты посадил?
Обучение: при затруднении ребенка в использовании дополнительных предметов педагог показывает способ применения одного из них и предлагает продолжить выполнять задание самостоятельно.
Ребенку предлагается сказочный сюжет: «В этой башне злой волшебник заточил принцессу, чтобы она не смогла выбраться, вокруг башни вырыл глубокий ров. Как ты спасешь принцессу?».
Обучение: если ребенок не предлагает вариантов действий, педагог показывает дополнительные предметы и спрашивает, как можно их применить.
«По морям по волнам»
«Педагог рисует точки на песочном планшете, и просит ребенка соединить их.
Обучение: педагог задает дополнительные вопросы, например, «Что у нас получилось? Волнистая линия. А на что она похожа? Правильно на волны. Теперь давай также нарисуем лодку. Затем ребенку предлагается выполнить самостоятельно аналогичные действия.
«Что спрятано?»
Педагог ребенку читает загадку на определенную тему, а отгадку он должен найти в песке: «Отгадай загадку, назови отгадку и найди ее в песке». (пуговица, шишка, листочек, ручка, карандаш и т. д.)
Обучение: если ребенок затрудняется назвать отгадку, то задаются уточняющие вопросы по содержанию, помогающие понять образные сравнения.
«Левее - правее»
Одному ребенку предлагается спрятать в песок предмет, а другому ребенку найти его только с помощью одного пальца. Инструкции к поиску (левее - правее) дает ребенок, который спрятал предмет: «Алеша, спрячь игрушку в песок, и расскажи, где ты ее спрятал, но не показывай это место. Если Витя будет затрудняться, указывай ему куда идти, с помощью слов – правее, левее».
Обучение: если ребенок затрудняется определить направление поиска, то педагог выполняет задание сам по инструкциям другого ребенка. А если другой ребенок затрудняется давать инструкции, то педагог дает образец: «Дойди до елочки и поверни направо» и т. д.
«Песочный мир»
Ребенку предлагается построить свою песочную страну.
Обучение: если ребенок не понимает инструкции, то педагог помогает и показывает способ выполнения задания.
«Послушные руки»
Ребенку предлагается на мокром песке нарисовать одновременно двумя руками фигуры, рисунки, буквы, цифры; «Нарисуй на песке круги (шарики, флажки и т. д.) одновременно обеими руками».
Обучение: если ребенок не понимает цель задания, педагог показывает способ выполнения. Затем снова предлагает выполнить задание самостоятельно.
«Дорисуй»
Ребенку предлагается на мокром песке пальцем дорисовать вторую половину предмета с левой или с правой стороны: «Дорисуй вторую половину солнца с правой стороны».
Обучение: если ребенок затрудняется выполнить задание, педагог вместе с ребенком уточняет направления сторон. Затем берет палочку и начинает дорисовывать фигуры, после предлагает ребенку продолжить. Если ребенку трудно дорисовать часть, то задние упрощается и предлагается дорисовать лучи солнышка.
Список литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. - СПб. : Речь, 2002. – 224 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. –
Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб. : Питер, 2001.