Телегина Екатерина
Консультация для родителей «Песочная терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира. Песочная терапия помогает развивать у детей память, внимание и пространственное воображение.
Создавая свой, неповторимый мир на песке с помощью разнообразных фигурок, малыш передает нам все свои фантазии и переживания. Песочная терапия также способствует развитию следующих навыков:
- формирование коммуникативных навыков;
- улучшение памяти, внимания и образного мышления;
Публикация «Консультация для родителей „Песочная терапия“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- развитие мелкой моторики рук;
- избавление от тревог и страхов.
Что необходимо для песочной терапии?
Для достижения наиболее эффективных результатов необходимо предоставить малышу возможность самостоятельно выбирать предметы для работы с песком. В качестве таких предметов можно использовать не только игрушки, но также всевозможные фигурки из глины, пластмассы и металла. Не забывайте о природных материалах, таких как засушенные растения, семена, перья, камни, ракушки и т. д. Работая с этими материалами, ребенок сможет научиться осмыслению всех необходимых изменений в окружающем его мире. Ребенок, который предпочитает занятия с песком рисованию или лепке, стремится к ощущению своего природного начала, он пытается открыть нам свой глубокий мир внутренних переживаний. В зависимости от того, какую именно фигурку или предмет выбирает малыш во время игры с песком, можно разобраться в причинах возникновения всех детских проблем.
Для изготовления миниатюр чаще всего используют фигурки из пластмассы. Это могут быть персонажи любимых сказок, машинки, солдатики и т. д. Фигурки из металла и фарфора используют для песочной терапии значительно реже из-за их высокой стоимости. Обращайте внимание на то, чем руководствуется ребенок при выборе фигурок – он может выполнять композиции из одного материала, либо сочетать фигурки из разных материалов. Для достижения хороших результатов, необходимо иметь достаточно большую коллекцию миниатюрных фигурок. Возможность осуществления выбора научит ребенка принимать решения самостоятельно. Однако чтобы ребенок не растерялся, не нужно сразу предлагать ему большое количество фигурок для работы с песком. Любую поделку, созданную вашим малышом, можно взять с собой домой, но также очень важно сохранить в памяти тот образ, который он попытался создать. Никогда не критикуйте композиции, созданные ребенком, иначе он перестанет вам доверять.
В коллекции фигурок, используемых в песочной терапии, обязательно должны быть:
1. Животные, обитающие во всех природных зонах – джунглях, пустынях и лесах. Это могут быть любые млекопитающие, земноводные, грызуны, доисторические животные и обязательно звери из мультфильмов.
2. Птицы дикие и домашние, а также доисторические ящеры.
3. Насекомые – бабочки, жуки, пауки, мухи и кузнечики.
4. Обитатели морей и океанов – акулы, киты, дельфины, крабы, осьминоги и всевозможные рыбы.
5. Фигурки, изображающие людей разных профессий, а также людей разного пола и возраста. К этой группе также относятся фигурки персонажей любимых детских сказок.
6. Дома: жилища разных народов (палатки, шатры и т. д.) К этой группе относятся всевозможные предметы мебели для кухни, гостиной, спальни и ванной комнаты.
7. Муляжи продуктов питания и посуда – сковородки, тарелки, чашки, ложки и т. д.
8. Фигурки, изображающие всевозможный транспорт – наземный, воздушный и водный.
9. Деревья и растения (можно использовать настоящие растения).
10. Натуральные материалы — каштаны, желуди, птичьи гнезда, перья, камни, кора деревьев, семена растений и т. д.
11. Пуговицы, монетки, зеркала, часы и другие аксессуары.
Рисование песком завораживает и зрителей, и самих художников. Это новое искусство привлекло внимание профессиональных психологов, специализирующихся в области арт-терапии и психологии творчества. Арт- терапевты быстро обнаружили, насколько полезным и эффективным может быть метод рисования песком.
Для применения данного метода необходимо немного инструментов: чистый песок, можно цветной (такой песок можно приобрести в специализированных магазинах, а также поддон или световой стол. Естественно, что одни и те же инструменты используются в
работе многократно.
При рисовании песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко изменить, скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая человека в творческий процесс. А о пользе взаимодействия с песком известно еще из психоаналитических идей К. Г. Юнга.
Рисование песком позволяет решать многие развивающие, психодиагностические и психотерапевтические задачи, которые ставят перед собой арт-терапевты. Для детей раннего возраста рисование песком выступает как способ развития моторики, а развитие моторики напрямую связано с развитием головного мозга, когнитивных функций. Детям постарше, подросткам, взрослым людям рисование песком помогает:
- снять стресс, успокоиться, расслабиться;
- избавиться от страхов, тревог, беспокойств;
- выразить внутренние конфликты и переживания;
- повысить самооценку и веру в свои силы
(взаимодействовать с песком достаточно просто и практически всегда получается что-то интересное);
- открыть в себе новые грани и таланты, избавиться на время от множества мыслей и взглянуть вглубь себя.
Какие задачи решает песочница при работе с детьми?
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу
5. Закрепить представления об окружающем мире
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память)
2. Развивать логическое мышление
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
4. Развивать умение действовать по инструкции
5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности
3. Воспитывать слуховое внимание и память
4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому
5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
6.«Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке