жанна УСАЧЁВА
Конспект образовательной деятельности «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
для детей подготовительной к школе группы
Цель: закрепление и обобщение знаний детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
1. Обобщить представления детей о разнообразии птиц.
2. Активизировать словарный запас и употребление в речи существительных, имен прилагательных, глаголов по теме.
3. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку.
4. Формировать умение убеждать, объяснять, доказывать свое мнение в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать описательную речь детей посредством мнемотаблиц.
3. Способствовать развитию внимания, сообразительности, логического мышления.
Воспитательные:
1. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему природному миру.
2. Воспитывать доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми.
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Интеграция детских видов деятельности : познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная, игровая.
Формы организации деятельности : коллективная (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Используемые педагогические технологии и методики: личностно-ориентированная технология (технология сотрудничества); игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; методика развития описательной речи по мнемотаблице.
Предварительная работа: Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови», «Право – лево»; «Мнемотаблицы», моделирование; работа со штампами; выполнение упражнений в тетради в клетку; знакомство с пальчиковой азбукой.
Материал к занятию: Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, мнемотаблицы, дерево с гнездом и скворечником, домик с гнездами на крыше и под крышей, елки, озеро, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, гуашь синего цвета, штампы; листы бумаги в клетку, простые карандаши, прищепки, обручи, мяч, медали «Друг птиц».
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент
Психологический настрой, приветствие.
Воспитатель: Дорогие ребята!
- Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его:
«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучших друзей, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!».
Воспитатель: От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная (ворона). Поможем расколдовать птиц? Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.
2. Основная часть
Беседа «Перелетные птицы»
- Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)
- А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)
- В какое время года птиц больше? (летом)
- Почему? (и зимующие, и перелетные)
- Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)
- В какое время года они возвращаются? (весной)
Пальчиковая гимнастика
Пришла весна, сосульки тают (Поочередное загибание пальцев на каждое слово)
Запели первые ручьи (Хлопки на каждое слов)
Медведь берлогу покидает (Имитация походки медведя всеми пальцами по коленям)
А на полях кричат грачи (Ритмичные хлопки на каждое слово)
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?
Игра с мячом «Поймай и назови»
Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.
Воспитатель: Проверьте, правильно ли подобраны птицы?
Игра «Кто лишний»
На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. Дети должны их назвать и убрать.
Воспитатель обращается конкретно к тому или иному ребенку (индивидуальная работа).
- Ромочка, на картинках есть зимующие птицы? Как зовут эту птицу?
- Оксана, ты согласна с Ромой? Это зимующая птица?
- Ирочка, покажи еще картинки с зимующими птицами.
- Может, быть, кто-то думает по-другому? Семён, как ты считаешь, правильно Ирочка показала картинку?
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Пришло время расколдовать наших птиц.
Работа с мнемотаблицами
Воспитатель: Расскажите, какие птицы здесь спрятались.
На таблицах схематичное изображение (голова птицы; особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).
Например:
«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица».
«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица».
Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам. Другие называют птицу и отвечают на вопросы воспитателя:
Беседа о птицах
- Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)
- Чем он питается? (мелкими грызунами)
- Для чего нужны утке перепонки на ногах? (утка – водоплавающая птица).
Воспитатель (намеренно говорит неверно, мотивируя детей на активность) : Ой, а я думала, что для красоты. Разве не для красоты? (Ответы детей).
- А где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)
Дети поочередно отдают мнемотаблицу воспитателю и берут силуэт с изображением отгаданной птицы. Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птицы и цепляют ее с помощью прищепок.
- А для чего птице нужно гнездо? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.
Воспитатель: Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А вы слышите пение птиц? (нет) Что же делать? Кто нам поможет?
Звучит музыка. Появляется ученая птица, машет крыльями, в руке – портфель.
Ученая птица : Здравствуйте, дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.
Воспитатель: Кто Вы такой?
Ученая птица : Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете, как называют детенышей птиц?
Дети: Птенцами.
Ученая птица : Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?
Дети: Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.
Ученая птица : Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.
Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам. на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?
С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опишите этот путь.
Дети: Сначала птицы летели прямо, потом повернули направо, налево, еще раз направо и прилетели на родину.
Ученая птица : Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.
Работа с раздаточным материалом
Раздает листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски. В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет, правильно ли он держит штамп, хвалит за аккуратность и т. д.
Ученая птица : Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.
Работа с картинкой «Дерево»
Воспитатель: Какие птицы поселились на дереве? (На дереве поселились грач и скворец).
- Какая из птиц сидит на дереве высоко? (Высоко на дереве сидит грач).
- Какая из птиц сидит на дереве внизу (Внизу на дереве сидит скворец).
- Что находится справа от дерева? (Справа от дерева находится озеро).
что расположено слева от дерева? (Слева от дерева расположен домик).
- Что мы видим сзади дерева? (Сзади дерева мы видим елку).
- Что находится перед деревом? (Перед деревом в траве – гнездо жаворонка)
- Где расположено гнездо аиста? (Гнездо аиста расположено на крыше домика)
- Где находится гнездо ласточки? (Гнездо ласточки находится под крышей домика)
Ученая птица : А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.
Игра «Птицы, гнезда, птенцы»
Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.
Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.
По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.
По команде «Гнезда» — собираются в круг, взявшись за руки.
По команде «Птенцы» — находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. ( Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)
Повторить игру два раза.
Воспитатель: Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам.
Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.
- Перед работой разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика. Скворечник
Из скворечника торчат (Соединяем большой палец с указательным)
Клювы маленьких скворчат (Соединяем большой палец со средним)
Клювик раз, (Соединяем большой палец с безымянным)
Клювик два, (Соединяем большой палец с мизинцем)
Лапки, лапки, (Сжимают и разжимают кулачки)
Голова (Рисуют в воздухе руками круг)
Воспитатель: Построим скворечник на листе бумаги в клетку. Посмотрите, на листе в клетку слева рисунок, надо нарисовать по клеткам точно такой же рисунок справа. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру будете рисовать сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!
Самостоятельная работа детей в тетради.
Во время работы детей повторить гигиенические правила письма.
Воспитатель: Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками). Теперь скворечников хватит всем. Слышится пение птиц. Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели.
3. Заключительная часть
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, какую пользу человеку приносят птицы? (Индивидуальная работа) Скажи, Сашенька. Сережа, дополни Сашин ответ. (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
- Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать).
- Какое задание сегодня было самым сложным для вас? А какое – самым легким?
Воспитатель: Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью пальчиковой азбуки, узнаете про награду.
Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.