Сибирцева Ольга Алексеевна
Педагогическое сопровождение музыкально-одарённых детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сибирцева Ольга Алексеевна
МДОУ «Детский сад «Рябинушка»
Город Архангельск
olyasibirtseva@yandex.ru
89116707239
Образовательный проект: «Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Публикация «Педагогическое сопровождение музыкально-одарённых детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Одним из ведущих видов деятельности, где одаренность ребенка видна не вооруженным глазом, является музыкальное образование. Музыкально- одарённый ребёнок отличается от обычных детей способностью ярко и эмоционально откликаться на музыку. Уже в раннем детстве музыкально- одарённые дети необычайно любопытны, они реагируют на звучание различных предметов, с удовольствием слушают музыкальные произведения, пытаются в движениях и мимике отобразить свои первые впечатления о музыке, в 2-3 года дети активно прихлопывают ладошками, притопывают, поют, подражая пению взрослого, с удовольствием играют на детских музыкальных инструментах. А в 5-6 лет такие дети уже отличаются от своих сверстников необычайно тонким музыкальным слухом, памятью, чувство ритма невероятным желанием петь, танцевать, слушать музыку, общаться по поводу своих впечатлений с детьми и педагогами. Они одними из первых запоминают мелодию и правильно её интонируют, тем самым побуждая остальных детей к правильному, чистому пению. Такие дети легко могут исполнить музыкальное произведение, как с сопровождением, так и без него, с большим удовольствием выступают в концертной программе, как в детском саду, так и за его пределами. К возрасту 5-7 лет одаренные дети пытаются достичь определённого результата в музыкальной деятельности, прилагая к этому максимум усилий.
Поэтому, музыкально-одаренному ребёнку необходимо педагогическое сопровождение, которое будет направлено гармонизацию и равитие его талантов и способностей.
В отечественной психологии к проблеме музыкальных способностей и одаренности одним из первых обратился Б. М. Теплов. Именно он определил музыкальную одаренность как «качественно ---своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью». Наиважнейшим компонентом и главным показателем музыкальной одаренности, выделенным Б. М. Тепловым, является способность эмоциональной отзывчивости на музыку. В дошкольном возрасте именно этот показатель становится ориентиром для раннего выявления музыкальной одаренности у ребенка. Насколько быстро и непосредственно малыш реагирует на музыку, насколько яркими и нестандартными бывают проявления его музыкальных переживаний, настолько более одаренным, исключительным является сам ребенок.
Исследователи отмечают, что выдающиеся музыкальные способности у детей обнаруживаются, как правило, до семи лет. Музыкально- одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров, в два-три года хорошо различают мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют.
Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, очень быстро и прочно запоминают музыку. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать на музыкальных инструментах. В пять-шесть лет дети стремятся к достижению результата в музыкальной деятельности, прилагая максимум усилий для того, чтобы деятельность была успешной. В возрасте шести-семи лет у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, возможны первые шаги в мир профессионального искусства.
Поэтому, музыкально-одаренному ребёнку необходимо педагогическое сопровождение, которое будет направлено гармонизацию и равитие его талантов и способностей.
Цель проекта
Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.
Задачи:
1. Выявить детей с выраженной музыкальностью.
2. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми
3. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально -одаренными детьми.
4. Развивать эмоциональную сферу ребенка.
5. Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, потребность в восприятии музыки.
6. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
7. Развитие познавательных и творческих способностей.
Методические принципы:
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре, а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.)
2. Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач :
• Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование, концерты.
• Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
• Приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов)
3. Принцип последовательности – предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания
4. Принцип соотношения музыкального материала с природным народным календарем.
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный воспитатель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.
6. Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
1 этап : подготовительный
:1. Изучение литературы к проблеме развития музыкальных способностей и одаренности:
К. К Платов «Проблема способностей»М 1972
Б. М Теплов «Психология музыкальных способностей» (Избр. труды т2; гл. 4;6;;6. М; 1985. «способность и одаренность»т. 1 стр. 15-41
К. В Тарасова «Онтогенез музыкальных способностей» М. 1988г.
А,И Савенков «Детская одаренность» М. 1999г.
Н. С. Лейтес «Возрастная одаренность и индивидуальные различия» Воронеж 1997г.
Ю. Д. Бабаева «Психология одаренности» М. 1996г.
О. М. Дьяченко «Одаренный ребенок М. 1997г.
2. Ознакомление с образовательными программами и технологиями;
Программы
«Синтез» и «Гармония» Тарасовой.
«Ладушки» Каплуновой, Новоскольцевой.
«Элементарное музицирование» Тютюнниновой
«Каждый ребенок- музыкант» Рокитянской
«Камертон» Костиной
«Развитие» и «Одаренный ребенок» Венгера
Технологии:
Технология портфолио
ТРИЗ- технологи
Шоу- технология
Синквейн
Мнемотехника
Технология разучивания произведений русского народного творчества
3. Создание предметно - развивающей среды:
Среда для организованной музыкально – творческой деятельности:
- музыкальные инструменты (озвученные)
- мультимедиатехнологии в зале (видеопроектор, муз. центр, ноутбук, телевизор, видеокамера и фотоаппарат, микроофоны, компьютер, интерактивная доска)
- набор аудио и видеопособий
- набор дидактических материалов и для приемов моделирования
Среда для нерегламентированной музыкально- творческой деятельности:
- театральные и сценические костюмы;
- разного типа инструменты:
Дидактические игры
Среда для самостоятельной деятельности:
- муз. инструменты
- элементы костюмов
- микрофон
- сцена, подиум, большое зеркало
- магнитофон с записями песен, фонограммами и записями в исполнении ребенка
- книги, альбомы, энциклопедии о музыке
- фото концертных выступлений ребенка
Среда семьи, как место муз. деятельности ребенка
- муз. инструменты
- аудио и видеотехника, записи
- книги о музыке
- альбом достижений ребенка, фото и видеоархив
- домашний музыкальный уголок (театр, оркестр)
II этап- основной
Работу с одаренными детьми можно условно разбить на несколько этапов:
Диагностический,
Информационный,
Развивающий.
Функция музыкального руководителя при организации работы с одаренными детьми на диагностическом этапе заключается в выделении группы детей со специальными способностями и углубленной диагностике с целью определения музыкальной одаренности.
Информационный этап предполагает просвещение и сотрудничество с родителями, воспитателями и специалистами детского сада по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности, направление родителей на консультации специалистов музыкальной школы, дома творчества.
Развивающий этап включает разработку и внедрение программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей с учетом развития их индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода, активное участие педагога в преобразовании развивающей среды.
Работа осуществляется по следующим дополнительным образовательным программам;
1.«Звонкие голоса» Л. А. Тихонович, которая создана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) на основе детских интересов и потребностей, целью которой является обогащение музыкально-слухового опыта детей в процессе усвоения вокально-хоровых навыков.
2.«Северный родник» - программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной культурой жителей Севера.
Программа наполнена содержанием национально-регионального компонента и выстроена с опорой на годовой народный календарь.
Организуя образовательную деятельность со всеми детьми группы, необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с одаренными детьми, чтобы с одной стороны, дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны, дать возможность выразиться другим детям. Музыкальный руководитель также организует индивидуальную работу с одаренными детьми, давая им специальные задания в соответствии с их задатками.
Творческий потенциал и развитые способности музыкально одаренных детей незаменимы в подготовке сольных номеров или с участием солистов. Такие дети принимают участие в различных конкурсах, смотрах, фестивалях, мероприятиях городского и областного уровня.
Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения. В рамках этой работы в течение учебного года реализуются различные мероприятия, к участию в которых привлекаются дети дошкольного возраста, что в свою очередь, будет способствовать раскрытию и развитию личностного потенциала способных и одаренных детей.
.Посещение концертов музыкальной филармонии ДШИ
.Встречи с интересными людьми в сфере искусства
Участие в мероприятиях городского, областного и международного уровня
3 этап Заключительный:
Яркие мероприятия проекта и наиболее значимые достижения воспитанников;
Выступление на городском конкурсе «Ох,уж эти детки» ноябрь 2017г 1 место
Выступление на городском конкурсе «Минута Славы» январь 2018т 1 место
Выступление на международном вокальном конкурсе «Страна созвучия» февраль 2018 г 2 место.
Выступление на международном фестивале «Чунга- чанга» им. Ю. Энтина апрель 2018г. 1 место.
Выступление на открытом городском конкурсе «Малыш на сцене» май 2019г 1 место.
Выступление на областном фестивале «Таланты и поклонники» по противопожарной тематике 3 место
Выступление в финале Всероссийского фестиваля «Чунга- чанга» г. Москва 2 место
Заключение:
Работа с одаренными детьми требует от педагога личностного роста, современных знаний в области психологии музыкальной одаренности, педагогической гибкости, а также тесного сотрудничества с специалистами, воспитателями и родителями.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
Музыкально одаренные дети – это наше будущее национальное достояние, духовный, творческий потенциал России. Музыкальная одаренность в дошкольном возрасте, при поддержке и развитии, может стать определяющим фактором в выборе жизненного пути, явиться пусковым механизмом становления будущих грандиозных музыкальных талантов.
Литература:
«Одаренный ребенок» /под ред. О. М. Дьяченко — М; 1997 г.
«Основы дошкольной педагогики» /Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М., 1980.
«Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтеса, Т. М. Марюгина – М; 2000 г.
Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995.
Белова Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» — М; 1998 г.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте :
Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М. : Академия, 2000.
Зеньковский В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995
Казакова Т. Г. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов //Дошкольное воспитание, 1993, № 4.
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста, Серия «Ладушки» — «Композитор», Санкт-Петербург, 1999 г.
Лейтес Н. С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. — М. : РУССЛИТ, 1991.
Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, академия равзития, 1997.
Петровский В. А., Кларина Л. М. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. // Дошкольное образование в России. — М., 1993.
Попова Л. В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993.
Савенков А. И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» — М; 1999 г.
Савенков А. И. «Одаренные дети в детском саду и школе» — М; 2000 г.
Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.
Тарасова К. В., Кузьмин В. Е., Исаева И. Е. Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольного возраста. – М., 1994.