Ильина Ирина
Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии
▼ Скачать + Заказать документы
Система школьного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
В последнее время различные аспекты проблемы инклюзии вызывают повышенный интерес у многих специалистов коррекционной направленности. В современной специальной психологии достаточно теоретико-экспериментальных разработок, выявляющих общие и специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ в сравнении с нормально развивающими сверстниками (Дубровская Т. А., Кукушин К. В., Воронцова М. В., Н. Л. Белопольская, Е. Е. Дмитриева, М. В. Жигорева, Н. А. Киселева, И. А. Коробейников и т. д).
Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов данного процесса[2]. Общение учащихся между собой и с учителем рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения. При этом отмечается необходимость специальной организации контактов детей на уроках. В процессе подобного взаимодействия ребенок овладевает способами делового сотрудничества и содержательного общения со сверстниками, что, в свою очередь, положительно влияет на осознанность и инициативность при решении широкого круга учебных задач.
Данные клинических и психолого-педагогических исследований свидетельствуют о замедлении у детей с ОВЗ темпов формирования системы социальных отношений, представлений и знаний о них. Изучение проблем социализации детей с ОВЗ требует разностороннего исследования особенностей формирования межличностных отношений таких детей в конкретных условиях их жизни (в семье и школе).
С целью выявления и апробации методов диагностики готовности младших школьников с ОВЗ к взаимодействию со сверстниками в условиях инклюзивной образовательной среды нами было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Исследование проводилось на базе Областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 2 им. Г. А. Карманова» г. Курска. Всего в исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 8-9 лет. Из них 10 имеют диагноз задержка психического развития (ЗПР) в сочетании с НОДА и обучаются по адаптированной образовательной программе, 10 – дети с НОДА и обучаются по основной образовательной программе. Так как нашей целью было изучение взаимодействия, то мы смоделировали ситуацию, в которой дети с ОВЗ могли бы контактировать со сверстниками, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения, для этого мы подобрали методику «Сложим узор» и опросник «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Данные количественного и качественного анализа ситуаций совместного выполнения детьми методики «Сложим узор» показали, что лишь одной паре детей удалось самостоятельно наладить сотрудничество. Три пары выполнили задание частично, а абсолютное большинство – 6 пар детей не смогли наладить сотрудничество даже после демонстрации образца способов взаимодействия, так как детям с ОВЗ не удавалось скооперироваться, найти свое место среди сверстников, наладить с ними связи, понять их желания и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности. Так же некоторым мешали такие черты, как излишняя ро-бость, конкуренция, агрессивность, низкий уровень самоконтроля и саморегуляции.
Таким образом, количественный анализ результатов выполнения методики «Сложим узор» показал, что у большинства детей не возникают «стихийно» способы кооперации друг с другом в продуктивной деятельности.
В ходе методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» дети с ОВЗ демонстрируют низкий и очень низкий уровень развития взаимодействия. Лишь 10% детей с ЗПР в сочетании с НОДА и 20 % с недоразвитием опорно-двигательного аппарата (НОДА) находятся на среднем уровне. Таким образом, дети с ОВЗ при взаимодействии со сверстниками демонстрируют тревогу, боязливость, отстраненность. Они затрудняются в выборе способов взаимодействия, подобрать стратегию сотрудничества.
Мы выяснили, что у детей с ОВЗ снижена потребность к общению в больших группах, чаще отмечается отгороженность, стремление к уединению или общению лишь с одним сверстником. Причем, сложная структура дефекта порождает большее количество барьеров во взаимодействии со сверстниками.
Преодоление трудностей в общении ребенка является важнейшей задачей социальной реабилитации. Но чтобы успешно решать эту задачу, требуется немало времени, и успех этой работы во многом зависит как от усилий педагогов, воспитателей, специалиста по социальной реабилитации, так и от стремления самого ребенка изменить себя. Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Опыт учит, что преодолеть имеющиеся у ребенка недостатки и трудности в общении одновременно невозможно. Успех может прийти лишь том случае, если специалист по социальной реабилитации ориентируется не на устранение многих недостатков одновременно, а на регулярные маленькие, но успешные изменения. Успех в решении маленькой частной задачи может привести к позитивным изменениям в решении более общих личностных проблем.