Получи документы

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

Динисламова Елена Васильевна
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

"Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ"

Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МБДОУ Детский сад № 4 разработана с учётом современных требований и задач образования, основана на идее психолого - педагогического сопровождения развития личности каждого ребёнка раннего возраста.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» размещена в разделах

Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями, которые накладывают определённый отпечаток на организацию педагогического процесса. Чёткая, профессионально слаженная и продуманная работа специалистов детского сада, благоприятный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к новым условиям дошкольного учреждения.

Адаптация к детскому саду - тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков.

Для ребенка дошкольное учреждение - это еще неизвестное пространство, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Мы должны все вместе приложить усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти адаптацию в коллективе.

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте.

Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с раннего возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении.

Термин «сопровождение» стал все чаще употребляться педагогами в образовательных учреждениях.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка.

Итак, психолого-педагогическое сопровождение в МБДОУ № 4 представляет собой целостную, системно организованную профессиональную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития ребёнка раннего возраста в условиях ДОУ. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто сочетанием разнообразных методов работы с детьми, оно выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, воспитания, социализации.

Выделена главная задача психолого-педагогического сопровождения - обеспечение условий для успешного развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, охрана физического и психического здоровья ребенка, организация охранительного режима.

Анализ контингента детей, поступающих в раннюю группу детского сада, показывает, что ежегодно увеличивается количество малышей, нуждающихся в ранней психолого - педагогической помощи.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей осуществляется при тесном взаимодействии педагогов и специалистов нашего детского сада (заведующий, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра).

Данная работа осуществляется в два этапа:

- доадаптационный;

- адаптационный.

На доадаптационном этапе формируется предварительный состав группы, собирается информация о воспитанниках. Далее организовывается собрание, на котором родителям будущих воспитанников предлагается план мероприятий, направленных на оптимизацию адаптационного периода. С целью определения индивидуальных особенностей детей осуществляется родительское анкетирование.

На данном этапе педагогами и специалистами нашего детского сада активно используются разнообразные формы и методы работы с родителями. В ходе консультаций и семинаров-практикумов («Мама тоже идёт в детский сад», «Малыши-новобранцы», «В царстве упрямства и капризов», «Осторожно: антиигрушка» и др.) родители знакомятся с возрастными изменениями в развитии ребёнка, с возможными трудностями адаптационного периода, эффективными способами их преодоления. Кроме того, родители получают информацию об эффективности рациональной организации развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях, о том какие игрушки нужно выбирать для детей раннего возраста и как их использовать с целью развития природных задатков и способностей ребёнка.

План мероприятий психолого-педагогического сопровождения ребёнка в адаптационный период нами условно разделен на три блока.

Первый блок включает в себя непосредственно работу с детьми раннего возраста. Содержание работы в данном направлении заключается в общей оценке результатов наблюдений, которые осуществляются с целью изучения того, как проходит период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Диагностика осуществляется в ходе анкетирования родителей, бесед с педагогами и родителями, индивидуального психологического обследования уровня психофизического развития ребёнка, в ходе наблюдения. По результатам наблюдений и диагностических мероприятий делаются выводы, заключения, даются устные и/или письменные рекомендации родителям и педагогам группы. Полученная информация о ребёнке может быть использована для совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в группе, изменения обстановки, оптимизации стиля взаимодействия с детьми, пересмотра распорядка дня малышей в домашних условиях и т. д.

Да, с наибольшей долей вероятности, подобная работа ведется во всех учреждениях дошкольного образования, группы которых посещают дети раннего возраста. Но! Поскольку уже много лет воспитанниками нашего детского сада являются исключительно детки раннего возраста, я возьму на себя смелость заявить о том, что в нашем учреждении отношение к малышам-новобранцам особенное. И это отношение выражается в постоянном творческом поиске методов, приемов и средств повышения адаптационных возможностей организмов наших маленьких воспитанников. Хочется учесть и проработать каждую мелочь и каждый нюанс, ведь зачастую незначительная деталь в конечном итоге может стать главным условием достижения положительного результата.

Так, в прошлом учебном году, коллективом педагогов и специалистов нашего детского сада, было принято решение о разработке программы цветотерапии как средства повышения уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ. Основываясь на высказывание Льва Семеновича Выготского о том, что «…все функции раннего возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия», а также на результаты исследований русского психофизиолога, Сер Вас. Кравкова, мы выдвинули гипотезу о том, что планомерное целенаправленное использование свойств цвета может значительно повысить адаптационные возможности организма. На наш взгляд, чистое положительное воздействие цвета обеспечит малое количество ассоциативных связей, сложившихся у детей раннего возраста, и, как следствие, снизит к минимуму возможный, ассоциативно обусловленный «субъективный негативизма» к определенному цвету.

В группе раннего возраста, цветовая нагрузка была сосредоточена в

- Цветовая поддержка основных режимных моментов;

- Сопровождение цветом организованной образовательной деятельности;

- С помощью цвета повышение внешней привлекательности воспитателя. Подводить, объективные итоги пока рано, но уже сейчас, воспитатели и родители детей – «адаптационников» отмечают положительное влияние воздействия цвета на настроение малышей.

Второй блок ориентирован на создание необходимого информационного и мотивационного поля психолого-педагогической помощи педагогам групп детей раннего возраста, что является важной составляющей работы в доадаптационный и адаптационный периоды. В качестве эффективной формы работы в данном направлении нам бы хотелось отметить тренинговую работу педагога-психолога с педагогами и специалистами нашего учреждения. Прежде всего, это тренинги повышения профессиональной компетенции педагогов. Не будем забывать о том, воспитатели детей групп раннего возраста – это все же особая кагорта педагогов, к личности и профессиональным умениям которых, малыши «предъявляют» особые требования. И, конечно же, мы не можем не использовать в своей работе разнообразные психологические тренинги по профилактике эмоционального выгорания педагогов, поскольку психологическое здоровье наших маленьких воспитанников определяется, прежде всего, педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психическим и психологическим. Именно педагогам необходимо организовать жизнь ребёнка в учреждении дошкольного образования таким образом, чтобы малыш безболезненно приспособился к новым условиям, чтобы у него сформировалось положительное отношение к детскому саду и, как следствие, конструктивные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Деятельность третьего блока направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста и, при необходимости, их активное включение в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Адресатами консультативной помощи могут быть как родители детей раннего возраста, так и педагоги, узкие специалисты. В настоящее время такая помощь оказывается через следующие формы работы с семьей: родительская почта, мини-лекции, анкетирование, индивидуальные и групповые консультации, размещение информации в родительских уголках (стендовые консультации, информационные листки, памятки, буклеты и т. д., семинары-практикумы, на которых анализируются педагогические ситуации, различные видеоматериалы, что иллюстрирует возрастные особенности ребёнка, помогает отслеживать динамику изменений в развитии личности и т. д.

Заканчивая сообщение, мне бы хотелось вернуться к началу своего выступления и вновь отметить, что наш детский сад определяет своей целью не только воспитание и обучение ребёнка раннего дошкольного возраста силами опытных специалистов, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого - педагогических задач социализации и индивидуализации ребенка.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации» I. Введение Принятие Федерального закона «Об.

Деловая игра «Педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к новым условиям обучения» Деловая игра для учителей начальной школы «Педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к новым условиям обучения».

Конспект интегрированного занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ «Путешествие в волшебный лес»Конспект интегрированного занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ «Путешествие в волшебный лес» Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. Задачи: 1. Помочь в преодолении.

Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии Система школьного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и.

Протокол родительского собрания на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России. После ратификации.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего дошкольного возраста в процессе его адаптации к дошкольному учреждению Введение Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в.

Конспект родительского собрания «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.

Консультация «Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ
Опубликовано: 30 октября 2019 в 10:07
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Динисламова Елена Васильевна (УИ 574382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД