Клименко Ольга Сергеевна
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России. После ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» инклюзивное образование в Российской Федерации стало законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие как определение механизма финансирования, создание необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в нашем ДОУ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют : педагог-психолог, воспитатель, логопед, зам. зав по ВМР, инструктор ЛФК. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению учащихся. В своей системе работы нами используются следующие формы:
- проведение индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями;
- тематические беседы, изучение жилищных условий, подготовка рекомендаций,
- проведение методических советов, административных совещаний;
- ведение психологических дневников наблюдений;
- анкетирование воспитанников, диагностика;
- обследование воспитанников по запросу родителей.
Содержание работы:
- наблюдение за воспитанниками (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с воспитателем, педагогом - психологом, администрацией ДОУ, родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики воспитанника с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями, уровень и особенности интеллектуального развития;
- составление индивидуальной маршрутной карты воспитанника, где отражаются направления коррекционной работы;
- формирование такого микроклимата в группе, который способствовал бы тому, чтобы каждый воспитанник с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за воспитанниками и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов воспитанников, их общее развитие;
- организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для воспитанников с ОВЗ.
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее :
1. Сбор сведений о ребенке у воспитателей, педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября психологом с целью выявления группы риска (дезадаптации) изучаются медицинские карты воспитанников. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации, используются анкеты для изучения социально-психологической адаптации к ДОУ воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса.
2. Изучение истории развития ребенка. Психолог методами анкетирования и бесед с родителями выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты, семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).
3. Изучение работ ребенка (рисунки, поделки и т. п.).
4. Обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом, где психолог использует следующие методики: моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
5. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.
6. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию.
7. Составление индивидуального психолого - педагогического дневника, что помогает отследить результативность проведённой с ребёнком работы.
8. Составление индивидуальной маршрутной карты сопровождения, совместно с воспитателем, где прослеживается мониторинг познавательной активности воспитанника.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях программного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики.
Главное соблюдать основной принцип в работе: “Не навреди!”. Любая форма работы должна помочь развитию дошкольника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка!