Получи документы

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Клименко Ольга Сергеевна
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России. После ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» инклюзивное образование в Российской Федерации стало законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие как определение механизма финансирования, создание необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Темочки:

Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.

В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в нашем ДОУ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют : педагог-психолог, воспитатель, логопед, зам. зав по ВМР, инструктор ЛФК. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению учащихся. В своей системе работы нами используются следующие формы:

- проведение индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями;

- тематические беседы, изучение жилищных условий, подготовка рекомендаций,

- проведение методических советов, административных совещаний;

- ведение психологических дневников наблюдений;

- анкетирование воспитанников, диагностика;

- обследование воспитанников по запросу родителей.

Содержание работы:

- наблюдение за воспитанниками (ежедневно);

- поддержание постоянной связи с воспитателем, педагогом - психологом, администрацией ДОУ, родителями;

- составление психолого-педагогической характеристики воспитанника с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями, уровень и особенности интеллектуального развития;

- составление индивидуальной маршрутной карты воспитанника, где отражаются направления коррекционной работы;

- формирование такого микроклимата в группе, который способствовал бы тому, чтобы каждый воспитанник с ОВЗ чувствовал себя комфортно;

- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за воспитанниками и др.);

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов воспитанников, их общее развитие;

- организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для воспитанников с ОВЗ.

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее :

1. Сбор сведений о ребенке у воспитателей, педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября психологом с целью выявления группы риска (дезадаптации) изучаются медицинские карты воспитанников. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации, используются анкеты для изучения социально-психологической адаптации к ДОУ воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса.

2. Изучение истории развития ребенка. Психолог методами анкетирования и бесед с родителями выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты, семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).

3. Изучение работ ребенка (рисунки, поделки и т. п.).

4. Обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом, где психолог использует следующие методики: моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

5. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

6. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию.

7. Составление индивидуального психолого - педагогического дневника, что помогает отследить результативность проведённой с ребёнком работы.

8. Составление индивидуальной маршрутной карты сопровождения, совместно с воспитателем, где прослеживается мониторинг познавательной активности воспитанника.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях программного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики.

Главное соблюдать основной принцип в работе: “Не навреди!”. Любая форма работы должна помочь развитию дошкольника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка!

Публикации по теме:

Компоненты готовности к школе и психолого-педагогическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в школе .

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации» I. Введение Принятие Федерального закона «Об.

Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ к программе психолого – педагогического сопровождения участников образовательных отношений 1.1. Пояснительная записка Опыт.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушением слуха условиях ДОО Цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха В условиях работы группы для слабослышащих детей общеобразовательные.

Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии Система школьного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и.

Протокол родительского собрания на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в практике работы ДОУ Введение стандарта дошкольного образования существенно изменило всю образовательную ситуацию в дошкольных образовательных учреждениях, определило.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение педагогов в Доу Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего дошкольного возраста в процессе его адаптации к дошкольному учреждению Введение Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в.

Конспект родительского собрания «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Опубликовано: 1 октября 2019 в 20:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Клименко Ольга Сергеевна (УИ 2031281) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД