Папки-передвижки

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Клименко Ольга Сергеевна
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России. После ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» инклюзивное образование в Российской Федерации стало законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие как определение механизма финансирования, создание необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» размещена в разделах

Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.

В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в нашем ДОУ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют : педагог-психолог, воспитатель, логопед, зам. зав по ВМР, инструктор ЛФК. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению учащихся. В своей системе работы нами используются следующие формы:

- проведение индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями;

- тематические беседы, изучение жилищных условий, подготовка рекомендаций,

- проведение методических советов, административных совещаний;

- ведение психологических дневников наблюдений;

- анкетирование воспитанников, диагностика;

- обследование воспитанников по запросу родителей.

Содержание работы:

- наблюдение за воспитанниками (ежедневно);

- поддержание постоянной связи с воспитателем, педагогом - психологом, администрацией ДОУ, родителями;

- составление психолого-педагогической характеристики воспитанника с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями, уровень и особенности интеллектуального развития;

- составление индивидуальной маршрутной карты воспитанника, где отражаются направления коррекционной работы;

- формирование такого микроклимата в группе, который способствовал бы тому, чтобы каждый воспитанник с ОВЗ чувствовал себя комфортно;

- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за воспитанниками и др.);

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов воспитанников, их общее развитие;

- организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для воспитанников с ОВЗ.

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее :

1. Сбор сведений о ребенке у воспитателей, педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября психологом с целью выявления группы риска (дезадаптации) изучаются медицинские карты воспитанников. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации, используются анкеты для изучения социально-психологической адаптации к ДОУ воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса.

2. Изучение истории развития ребенка. Психолог методами анкетирования и бесед с родителями выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты, семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).

3. Изучение работ ребенка (рисунки, поделки и т. п.).

4. Обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом, где психолог использует следующие методики: моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

5. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

6. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию.

7. Составление индивидуального психолого - педагогического дневника, что помогает отследить результативность проведённой с ребёнком работы.

8. Составление индивидуальной маршрутной карты сопровождения, совместно с воспитателем, где прослеживается мониторинг познавательной активности воспитанника.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях программного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики.

Главное соблюдать основной принцип в работе: “Не навреди!”. Любая форма работы должна помочь развитию дошкольника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка!

Публикации по теме:

Компоненты готовности к школе и психолого-педагогическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в школе .

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации» I. Введение Принятие Федерального закона «Об.

Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ к программе психолого – педагогического сопровождения участников образовательных отношений 1.1. Пояснительная записка Опыт.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушением слуха условиях ДОО Цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха В условиях работы группы для слабослышащих детей общеобразовательные.

Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии Система школьного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и.

Протокол родительского собрания на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в практике работы ДОУ Введение стандарта дошкольного образования существенно изменило всю образовательную ситуацию в дошкольных образовательных учреждениях, определило.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение педагогов в Доу Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего дошкольного возраста в процессе его адаптации к дошкольному учреждению Введение Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в.

Конспект родительского собрания «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Опубликовано: 1 октября 2019 в 20:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Клименко Ольга Сергеевна (УИ 2031281) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД