Клименко Ольга Сергеевна
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России. После ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов» инклюзивное образование в Российской Федерации стало законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие как определение механизма финансирования, создание необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» размещена в разделах
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в нашем ДОУ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют : педагог-психолог, воспитатель, логопед, зам. зав по ВМР, инструктор ЛФК. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению учащихся. В своей системе работы нами используются следующие формы:
- проведение индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями;
- тематические беседы, изучение жилищных условий, подготовка рекомендаций,
- проведение методических советов, административных совещаний;
- ведение психологических дневников наблюдений;
- анкетирование воспитанников, диагностика;
- обследование воспитанников по запросу родителей.
Содержание работы:
- наблюдение за воспитанниками (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с воспитателем, педагогом - психологом, администрацией ДОУ, родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики воспитанника с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями, уровень и особенности интеллектуального развития;
- составление индивидуальной маршрутной карты воспитанника, где отражаются направления коррекционной работы;
- формирование такого микроклимата в группе, который способствовал бы тому, чтобы каждый воспитанник с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за воспитанниками и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов воспитанников, их общее развитие;
- организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для воспитанников с ОВЗ.
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее :
1. Сбор сведений о ребенке у воспитателей, педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября психологом с целью выявления группы риска (дезадаптации) изучаются медицинские карты воспитанников. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации, используются анкеты для изучения социально-психологической адаптации к ДОУ воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса.
2. Изучение истории развития ребенка. Психолог методами анкетирования и бесед с родителями выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты, семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).
3. Изучение работ ребенка (рисунки, поделки и т. п.).
4. Обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом, где психолог использует следующие методики: моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
5. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.
6. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию.
7. Составление индивидуального психолого - педагогического дневника, что помогает отследить результативность проведённой с ребёнком работы.
8. Составление индивидуальной маршрутной карты сопровождения, совместно с воспитателем, где прослеживается мониторинг познавательной активности воспитанника.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях программного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики.
Главное соблюдать основной принцип в работе: “Не навреди!”. Любая форма работы должна помочь развитию дошкольника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка!