Лариса Антонова
Педагогический проект как возможность сотворчества детей, родителей, педагогов в музыкальной познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно - творческий проект «Играют мальчики в оркестр»
для детей от 6 до 7 лет с участием родителей и педагогов
Срок реализации: октябрь 2015г. – апрель 2016г.
Содержание:
1. Актуальность проекта.
2. Содержание проекта. Цель. Задачи.
3. Предполагаемый результат. Продукт.
4. Этапы реализации.
5. Тематическое планирование.
6. Используемые ресурсы. Литература.
Публикация «Педагогический проект как возможность сотворчества детей, родителей, педагогов в музыкальной познавательной деятельности» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
1. Актуальность проекта
Наши дети живут в непростых условиях музыкального социума. Всё чаще дошкольники обращают своё внимание на «популярную» музыку с низким качеством исполнения. Сегодня, слушание образцов классической музыки, музицирование дома практически отсутствует, слуховое восприятие детей находится на недостаточном уровне. Дети мало экспериментируют со звуками. Современные родители больше предпочитают покупать детям игрушки с синтезированными звуками, а на посещение концертов с исполнением живой классической музыки у современных родителей, как правило, не хватает времени.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны между необходимостью ознакомления детей с «живым» звучанием инструментов, формирование у детей навыков элементарного музицирования на детских
инструментах, и с другой – недостаточно целенаправленной, систематической работой в этом направлении, привели к выбору темы проекта «Играют мальчики в оркестр».
Актуальность проекта заключается в необходимости восполнить потребность ребенка в обогащении слухового опыта от соприкосновения с живым звуком музыкального инструмента, возможностью исследования способов звукоизвлечения и применения личного опыта в совместной деятельности с другими детьми.
В процессе совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, обратила внимание на повышенный интерес дошкольников к игре на инструментах. Желание детей сопровождать различные виды деятельности инструментальной игрой, побудило меня к созданию творческого проекта. Особенностью группы является ее состав – это в основном мальчики. В группе всего 4 девочки. Поэтому, учитывая гендерный интерес ко всему, что связано с играми мальчиков, решила сделать акцент на военно-патриотическую тему. Необходимо связать музыкальный интерес мальчиков к инструментам и содержание совместной деятельности с военно – патриотической
тематикой. Содержание проекта получило патриотическую направленность, т. к. используются лучшие образцы военно –оркестровой музыки, марши, «Гимн России».
Если быть более точным, то название проекта должно было бы звучать как «Играют мальчики в военный оркестр». Девочки то же являются активными участниками проекта, они вносят контраст в тему на фоне мальчиков. Исполняют песни под звучание «детского оркестра». Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками должны стать дети, родители, бабушки и дедушки и педагоги.
Содержание проекта соответствует возрастным особенностям и возможностям детей, учитывает психологические особенности дошкольников. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. В процессе игры ребенок развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
2. Содержание
Цель: создание условий для расширения представления детей о симфоническом оркестре, многообразии музыкальных инструментов, а так же творческого музицирования в детском коллективе.
Задачи:
- развитие музыкального восприятия,различать смену настроений, элементы формы (фраза,часть);
- средства выразительности (акцент, пауза, динамические оттенки, тембр);
- развитие слухового внимания, памяти, способности сосредоточиться.
- закрепление у детей навыка совместной игры, развитие чувства ансамбля.
- пополнение словарного запаса знаниями о духовом военном оркестре;
- воспитание у детей чувства единения и гордости за старшее поколение; за свою Родину;
- установить положительные эмоционально-личностные отношения социальной цепочки: ребёнок-педагог-родитель.
- развитие интереса к музыке своего народа с целью ознакомления с духовной культурой, традициями.
Инновационностъ.
Особенностью проекта является использование принципа интеграции видов детской деятельности в процессе занятий: музыкальной, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы. А так же проект предполагает использование информационных коммуникационных технологий:
- техология ИКТ - интернет ресурсы, CD и DVD диски с музыкой, использование развивающих флэш-игр для развития метро-ритмического слуха, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
- технология «Элементарного музицирования» по методике Т. Э. Тютюнниковой.
В основе методики система Карла Орфа, заложена идея музыкально – игрового ритмизированного способа «звучащих» жестов, движения, ритмо и мелодекламацию или пение с добавлением нетрудного аккомпанемента на шумовых инструментах. А так же выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр.
Методическое обеспечение:
- конспекты бесед и рассказ о военных оркестрах; чтение художественных произведений; репродукции известных художников;
- презентации: «Музыкальные и шумовые звуки», «Ударный инструмент – барабан», «Царь-колокол», «Звонкий бубен» и другие;
- музыкально-дидактические компьютерные игры на развитие метро-ритмического слуха;
- подборка музыкальных загадок.
- фрагменты музыкальных произведений в грамзаписи и живом исполнении:
- видео просмотр документальных кадров войны, парада победы
- консультативный материал для родителей.
Ресурсное обеспечение:
- музыкальный уголок в группе;
- набор детских музыкальных инструментов: бубны, барабаны, тарелки, металлофоны, ксилофоны духовые, шумовые.
- наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СД - диски, грампластинки.
- технические средства: видеопроектор, экран, музыкальный центр, ноутбук;
- сотрудничество с учреждениями культуры города Асбеста;
3. Предполагаемый результат
- вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность;
- сформированность у детей элементарного представления о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров;
- выступление детского оркестра на утренниках и развлечениях;
- участие в городском конкурсе;
- совместные мероприятия с социальными партнёрами;
- собственный педагогический анализ и выступление перед педагогической общественностью с представлением опыта реализации проекта.
Предполагаемый продукт
- создание презентации по итогам реализации инновационного проекта ;
- изменение развивающей среды за счет пополнения инструментами, изготовленными совместно родителями и детьми;
- создание мини-музея музыкальных шумовых инструментов;
- систематизация и иллюстрированного материала;
4. Этапы реализации
Подготовительный этап
-постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
-подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
-подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин;
-организация развивающей среды в группе.
-информирование родителей на сайте детского сада ;
Основной этап
-знакомство детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
- подготовить совместными усилиями детей и родителей мероприятия в рамках проекта
- разработать информационные листы для родителей с по ознакомлению с достижениями детей;
- прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
- организовать выставку детских рисунков;
Заключительный этап
- провести заключительное мероприятие
- анализ результатов проекта
- создание и презентации, представление результатов педагогической общественности;
5. Тематическое планирование
(Основной и заключительный этапы)
октябрь
1неделя Ознакомление родителей с содержанием проекта и приглашение к участию в планируемых мероприятиях. Объявление на сайте.
2неделя НОД «В стране музыкальных инструментов». Музыкально - дидактическая видеоигра «Лесной оркестр».
3неделя Экскурсия в Д. К. им. Горького на мероприятие «Знакомство с оркестром». Слушание музыки из м/ф в исполнении духового оркестра.
4неделя Тематическая беседа «Ударная группа симфонического оркестра».
Прослушивание диска «Ударные инструменты» в режимные моменты.
ноябрь
1неделя Викторина на тему: «Угадай, что звучит»;НОД на тему: «Мы – музыканты!» Обучение технике игры на музыкальных инструментах»
2неделя Слушание разножанровой музыки в исполнении оркестра: «Вальс цветов» П. И. Чайковский, «Марш» М. Дунаевский, «Колыбельная песенка» Г. Свиридов. М. Исаковский, М. Блантер «Катюша»; Н. Соловьёва, г. Струве «Моя Россия»; В. Харитонов,Д. Тухманов «День Победы».
3неделя Играем на ДМИ ритмические цепочки с целью развития метроритмического слуха: р. н. песни «Ах, вы сени», «Как под горкой под горой», «Как на тоненький ледок».
4неделя Конкурс - творческое задание с участием детей и родителей по изготовлению барабана своими силами «Самый звонкий барабан».
декабрь
1неделя Музыкально – дидактическая видеоигра «Рукавичка» на развитие метроритмического слуха.
2неделя Подготовка концертного номера «Шоу барабанщиков» для Новогоднего утренника.
3неделя Просмотр видео выступления детей дошкольных учреждений, играющих в оркестр. Изготовление элементов костюмов барабанщиков.
4неделя Выступление детей на Новогоднем утреннике перед родителями и детьми.
январь
2неделя Тематическая беседа «Деревянно-духовая группа симфонического оркестра». Прослушивание диска «Деревянно-духовые» в режимных моментах группы.
3неделя Посещение выставки «Музыкальные инструменты» в Детской музыкальной школе №1.
4неделя Выставка детских рисунков совместно с родителями «Мой любимый инструмент». Видеоигра «Добрый мастер» на развитие навыка игры в ансамбле.
февраль
1неделя Тематическая беседа «Медно-духовая группа симфонического оркестра». Видео просмотр документальных кадров войны, «Парада Победы» Прослушивание диска «Марш военного оркестра» в режимные моменты.
2неделя Подготовка концертного номера «Трубачи» для выступления на утреннике, посвященном Дню Защитников Отечества.
3неделя Выступление детей перед родителями и детьми группы на празднике.
4неделя Видеоигра «Полька Анна» на развитие навыка игры в ансамбле.
март
1неделя Обсуждение с детьми идеи создания сказки про «Волшебные инструменты» .
2неделя Обсуждение костюмов, подбор необходимых атрибутов, инструментов. Репетиции сказки.
3неделя Постановка театрализованного представления «Про волшебные инструменты» для детей младших групп.
4неделя Создание иллюстраций к сказке «Про волшебные инструменты»
апрель
1неделя Викторина «В мире симфонического оркестра» на выявление полученных знаний детьми подготовительной группы.
2неделя Анализ результатов деятельности в рамках проекта. Представление итогов на сайте детского сада на страничке музыкального руководителя.
3-4неделя Презентация проекта «Играют мальчики в оркестр» для педагогов детского сада и родителей группы №4
6. Используемые ресурсы. Литература.
1. О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили "Музыкальное воспитание дошкольников".
2. С. Газарян "В мире музыкальных инструментов".
3. Е. И. Юдина "первые уроки музыки и творчества".
4. Д. Б. Кабалевский "Про трёх китов и про многое другое".
5. Н. А. Ветлугина "Музыкальное развитие ребёнка".
6. Н. А. Метлов "Музыка – детям".
7. Л. Михеева "Музыкальный словарь".
Интернет ресурсы:
http://www.detskiy-mir.net/
http://doshkolnik.ru/
http://dohcolonoc.ru/
http://pochemu4ka.ru/