МААМ-картинки

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Валентина Шуваева
Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: выработать алгоритм развития познавательной сферы детей.

Задачи:

1. Создать психологический настрой на совместную деятельность.

2. Дать родителям представление о том, что такое познавательные процессы и их качества.

3. Продемонстрировать использование игр в качестве инструмента развития познавательной сферы ребенка.

4. Обучить родителей игровым приемам.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Материал к семинару : материал к игре «Волшебный мешочек», набор картинок для игр «Найди 10 отличий», «Что изменилось», «Отметь по образцу», «4-лишний», разрезные фигуры «Колумбово яйцо», задачи на смекалку, карточки для игры «На что это похоже» и «Узнай по описанию».

Ход семинара- практикума.

Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на нашем собрании. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое познавательное развитие ребенка и почему оно так важно в старшем дошкольном возрасте. Но для начала давайте познакомимся и подружимся. А для этого мы с вами поиграем в игру «Мы все здесь».

(Игра «мы все здесь». Правила: нужно представиться, сказать «Я здесь» и подать руку соседу по кругу, когда все назовутся и круг замкнется, надо поднять руки и сказать: «Мы все здесь».)

Психолог: Отлично, продолжим. Как я уже говорила, мы поговорим о познавательной деятельности. А что это такое, по-вашему?

(Ответы родителей)

Психолог: Совершенно верно, хочу обобщить ваши ответы: Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности.

А какие же механизмы мы задействуем, чтобы познать действительность? Какие процессы включаются?

(Ответы родителей)

Психолог: Вы мыслите в правильном направлении, но давайте систематизируем все сказанное и начнем по порядку. Начинаются познавательные процессы с восприятия. Что значит восприятие?

(Ответы родителей)

Психолог: Совершенно верно, воспринимать, значит чувствовать. Поэтому,

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира с помощью всех анализаторов-зрения, слуха, обоняния. Осязания, вкуса. Все виды важны, так как чем больше задействовано анализаторов, тем более полна картина мира, и тем лучше и прочнее ребенок усваивает новое.

А сейчас мы поиграем с вами игру на развитие тактильного восприятия «Волшебный мешочек». Дед Мороз приготовил каждому подарок, ведь скоро Новый год, но подарит только тому, кто угадает, что в мешочке.

(Проводится игра «Волшебный мешочек» в виде новогодних гаданий. То, что достается каждому родителю символизирует, что ждет их в будущем году. Например, диван игрушечный-год спокойный, отдых; лошадка-быть в дороге или в работе и т. д.)

Психолог: После нашей игры возвращаемся к психическим процессам. Рассматриваем внимание. Как вы думаете, что это такое и для чего оно нужно?

(ответы родителей)

Психолог: Хорошо, подытожим. Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Характеристиками внимания являются концентрация (степень сосредоточения на объекте, переключение (способность быстро менять объект, распределение (способность удерживать несколько объектов) и объем (количество объектов). Внимание бывает произвольным (целенаправленным) и непроизвольным. А теперь я предлагаю вам поиграть в игры на развитие внимания.

(игра «Найди 10 отличий», игра «Зачеркни по образцу»(вариант корректурной пробы)

Психолог: Переходим к следующему психическому процессу-памяти. Кто может сказать, какая бывает память?

(ответы родителей)

Психолог : Отлично. Мы сказали, что память можно разделить по органам чувств на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и двигательную, по длительность хранения информации на кратковременную и долговременную, по степени осмысленности на механическую и логическую. А теперь с помощью игры выясним, какие есть плюсы и минусы у разных видов памяти.

(проводится игра на механическую память «Что прибавилось на картинке» и логическое запоминание «Назови пару»). Анализ проведенных игр.

Психолог: Ну а теперь поговорим о важнейшем познавательном процессе-мышлении. Расскажите мне, что вы знаете о мышлении.

(Ответы родителей)

Психолог: Итак, ученые сформулировали, что мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

Виды мышления:

• Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)

• Наглядно-образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти. Доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста).

• Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет)

Основные виды умственных операций:

1. Сравнение;

2. Анализ;

3. Синтез;

4. Абстракция;

5. Конкретизация;

6. Индукция;

7. Дедукция;

8. Классификация;

9. Обобщение.

И все вышеперечисленные компоненты можно и нужно развивать в игре. Попробуем на примере.

(Игры «Четвертый лишний», складывание фигуры по образцу из «Коломбова яйца», задачи на смекалку).

Психолог: Мы замечательно и плодотворно поработали и коснулись частично следующего психического процесса- воображения. Что это, как вы считаете?

(ответы родителей)

Психолог: Хорошо, сейчас научная формулировка. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать им.

Воображение оценивается по следующим параметрам:

1. По результатам:

• Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)

• Продуктивное (творческое) воображение:

• с относительной новизной образов;

• с абсолютной новизной образов.

2. По степени целенаправленности:

• активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;

• пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

3. По виду образов:

• конкретное;

• абстрактное.

4. По приё мам воображения:

• агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;

• гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;

• схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;

• типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

5. По степени волевых усилий:

• преднамеренное;

• непреднамеренное.

Особенную ценность представляет такой вид воображения как продуктивное или творческое. Вот сейчас мы с вами и попробуем себя в этом.

(Проводятся игры «На что похоже» и «Примени не по назначению»).

Психолог: Молодцы, все проявили себя как творческие люди. Ну и наконец, рассмотрим оставшийся процесс-речь. Как вы думаете, а по каким критериям можно оценить речь?

(Ответы родителей).

Психолог: Хорошо. Теперь сформулируем, что же такое речь. Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.

Речь может быть устной и письменной, диалогической и монологической. Сейчас мы поиграем в игру для развития монологической речи, наиболее сложной для детей.

(проводится игра «Узнай по описанию»).

Психолог: Отлично. У вас все получилось. Это была последняя ира на сегодня. А теперь скажите, пожалуйста, что дало вам наше занятие, что понравилось и не понравилось, о чем еще хотелось бы услышать?

(Обмен мнениями.)

Психолог: Спасибо за подробные комментарии, за внимание, за хорошую работу. Надеюсь. То. Что вы сегодня узнали, пригодится и жду следующих встреч. До свидания.

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Объект: познавательная активность детей младшего дошкольного возраста Предмет: игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы) В. А. Ермакова, Ю. В. Скотникова, МБДОУ ЦРР Д/С №196.

Семинар — практикум для родителей детей дошкольного возраста на тему «Учите детей говорить правильно» Семинар – практикум для родителей детей дошкольного возраста на тему «Учите детей говорить правильно» Цель: Показать родителям актуальность.

Семинар-практикум для родителей «Учите детей говорить правильно» Семинар – практикум для родителей детей дошкольного возраста на тему «Учите детей говорить правильно» Цель: Показать родителям актуальность.

Семинар-практикум для родителей на тему «Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей на тему: «Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Цель: донести до родителей.

Семинар-практикум для родителей «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №44 «Родничок» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ.

Семинар-практикум для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Семинар-практикум «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Цель: познакомить и научить родителей сенсорному развитию детей в домашних.

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Цель: Выявить знания педагогов по пожарной безопасности и правила дорожного движения; развивать умения и навыки анализа педагогических.

Семинар-практикум для педагогов «Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста» Цель: В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме развития лексико-грамматического строя и формирования связной речи.

Семинар-практикум в рамках ХII педагогического марафона «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум в рамках ХII педагогического марафона «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» 29.04.2015 На базе нашего детского сада "Детский сад №31" г. Краснодар прошел семинар -практикум педагогического марафона по теме "Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 декабря 2015 в 13:12
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Шуваева (УИ 308034) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД