Валентина Шуваева
Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выработать алгоритм развития познавательной сферы детей.
Задачи:
1. Создать психологический настрой на совместную деятельность.
2. Дать родителям представление о том, что такое познавательные процессы и их качества.
3. Продемонстрировать использование игр в качестве инструмента развития познавательной сферы ребенка.
4. Обучить родителей игровым приемам.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Материал к семинару : материал к игре «Волшебный мешочек», набор картинок для игр «Найди 10 отличий», «Что изменилось», «Отметь по образцу», «4-лишний», разрезные фигуры «Колумбово яйцо», задачи на смекалку, карточки для игры «На что это похоже» и «Узнай по описанию».
Ход семинара- практикума.
Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на нашем собрании. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое познавательное развитие ребенка и почему оно так важно в старшем дошкольном возрасте. Но для начала давайте познакомимся и подружимся. А для этого мы с вами поиграем в игру «Мы все здесь».
(Игра «мы все здесь». Правила: нужно представиться, сказать «Я здесь» и подать руку соседу по кругу, когда все назовутся и круг замкнется, надо поднять руки и сказать: «Мы все здесь».)
Психолог: Отлично, продолжим. Как я уже говорила, мы поговорим о познавательной деятельности. А что это такое, по-вашему?
(Ответы родителей)
Психолог: Совершенно верно, хочу обобщить ваши ответы: Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности.
А какие же механизмы мы задействуем, чтобы познать действительность? Какие процессы включаются?
(Ответы родителей)
Психолог: Вы мыслите в правильном направлении, но давайте систематизируем все сказанное и начнем по порядку. Начинаются познавательные процессы с восприятия. Что значит восприятие?
(Ответы родителей)
Психолог: Совершенно верно, воспринимать, значит чувствовать. Поэтому,
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира с помощью всех анализаторов-зрения, слуха, обоняния. Осязания, вкуса. Все виды важны, так как чем больше задействовано анализаторов, тем более полна картина мира, и тем лучше и прочнее ребенок усваивает новое.
А сейчас мы поиграем с вами игру на развитие тактильного восприятия «Волшебный мешочек». Дед Мороз приготовил каждому подарок, ведь скоро Новый год, но подарит только тому, кто угадает, что в мешочке.
(Проводится игра «Волшебный мешочек» в виде новогодних гаданий. То, что достается каждому родителю символизирует, что ждет их в будущем году. Например, диван игрушечный-год спокойный, отдых; лошадка-быть в дороге или в работе и т. д.)
Психолог: После нашей игры возвращаемся к психическим процессам. Рассматриваем внимание. Как вы думаете, что это такое и для чего оно нужно?
(ответы родителей)
Психолог: Хорошо, подытожим. Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Характеристиками внимания являются концентрация (степень сосредоточения на объекте, переключение (способность быстро менять объект, распределение (способность удерживать несколько объектов) и объем (количество объектов). Внимание бывает произвольным (целенаправленным) и непроизвольным. А теперь я предлагаю вам поиграть в игры на развитие внимания.
(игра «Найди 10 отличий», игра «Зачеркни по образцу»(вариант корректурной пробы)
Психолог: Переходим к следующему психическому процессу-памяти. Кто может сказать, какая бывает память?
(ответы родителей)
Психолог : Отлично. Мы сказали, что память можно разделить по органам чувств на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и двигательную, по длительность хранения информации на кратковременную и долговременную, по степени осмысленности на механическую и логическую. А теперь с помощью игры выясним, какие есть плюсы и минусы у разных видов памяти.
(проводится игра на механическую память «Что прибавилось на картинке» и логическое запоминание «Назови пару»). Анализ проведенных игр.
Психолог: Ну а теперь поговорим о важнейшем познавательном процессе-мышлении. Расскажите мне, что вы знаете о мышлении.
(Ответы родителей)
Психолог: Итак, ученые сформулировали, что мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Виды мышления:
• Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)
• Наглядно-образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти. Доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста).
• Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет)
Основные виды умственных операций:
1. Сравнение;
2. Анализ;
3. Синтез;
4. Абстракция;
5. Конкретизация;
6. Индукция;
7. Дедукция;
8. Классификация;
9. Обобщение.
И все вышеперечисленные компоненты можно и нужно развивать в игре. Попробуем на примере.
(Игры «Четвертый лишний», складывание фигуры по образцу из «Коломбова яйца», задачи на смекалку).
Психолог: Мы замечательно и плодотворно поработали и коснулись частично следующего психического процесса- воображения. Что это, как вы считаете?
(ответы родителей)
Психолог: Хорошо, сейчас научная формулировка. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать им.
Воображение оценивается по следующим параметрам:
1. По результатам:
• Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
• Продуктивное (творческое) воображение:
• с относительной новизной образов;
• с абсолютной новизной образов.
2. По степени целенаправленности:
• активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
• пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
3. По виду образов:
• конкретное;
• абстрактное.
4. По приё мам воображения:
• агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
• гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
• схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
• типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
5. По степени волевых усилий:
• преднамеренное;
• непреднамеренное.
Особенную ценность представляет такой вид воображения как продуктивное или творческое. Вот сейчас мы с вами и попробуем себя в этом.
(Проводятся игры «На что похоже» и «Примени не по назначению»).
Психолог: Молодцы, все проявили себя как творческие люди. Ну и наконец, рассмотрим оставшийся процесс-речь. Как вы думаете, а по каким критериям можно оценить речь?
(Ответы родителей).
Психолог: Хорошо. Теперь сформулируем, что же такое речь. Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.
Речь может быть устной и письменной, диалогической и монологической. Сейчас мы поиграем в игру для развития монологической речи, наиболее сложной для детей.
(проводится игра «Узнай по описанию»).
Психолог: Отлично. У вас все получилось. Это была последняя ира на сегодня. А теперь скажите, пожалуйста, что дало вам наше занятие, что понравилось и не понравилось, о чем еще хотелось бы услышать?
(Обмен мнениями.)
Психолог: Спасибо за подробные комментарии, за внимание, за хорошую работу. Надеюсь. То. Что вы сегодня узнали, пригодится и жду следующих встреч. До свидания.