Любовь Валерьевна Тюкпеева
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотическое воспитание с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ»
В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения – дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне.
Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения. Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Оно направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.
И родной дом, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Ежедневно ребенок совершает множество открытий. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.
В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, так скажем именно,без духовность часто приводит к тому, что ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.
Чтобы правильно проводить работу с детьми дошкольного возраста нам нужно повторюсь правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Что же включают в себя «Пути и средства патриотического воспитания ребенка» :
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ необходимо использовать разнообразные методы и формы работы с учетом возрастных особенностей детей :
-экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д. ;
-рассказ воспитателя;
-наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
-беседы о родном крае, стране ее истории;
-показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
-прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов леса и пр. ;
-использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
-ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.);
-знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр. ;
-организация тематических выставок;
-участие в общественных и календарных праздниках;
-участие детей в посильном общественно-полезном труде.
-ООД;
-исторические материалы;
-совместную деятельность взрослых и детей;
-чтение художественной литературы;
-игры, досуги, развлечения;
-изо-деятельность, конструирование;
-ознакомление с пословицами и поговорками
Для взаимодействия с родителями использую следующие формы работы:
-анкетирование;
-родительские собрания;
-привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов;
-участие в конкурсах творческого мастерства;
-консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;
-проекты:
Опыт лучших дошкольных образовательных учреждений свидетельствует, что эффективно процесс нравственно-патриотического формирования происходит при комплексном использовании средств патриотического воспитания дошкольников : народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры и т. д.
Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают учебно-развивающие игры.
Дидактическая игра «Продолжи пословицу»
Н-р: воспитатель говорит начало пословицы, дети - ее продолжение.
Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
«Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы растём.
И берёзки у дороги
По которой мы идём»
В. Степанов
Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В. А. Сухомлинский.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. А. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. Мозаика-Синтез 2011г.
2. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.