Элина Шахова
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – одна из актуальных задач дошкольного образовательного учреждения.
Воспитание как целенаправленная деятельность, которая реализовывается в системе дошкольного образования, создает условия для становления и развития нравственно - патриотической ориентации воспитанников на основе общечеловеческих ценностей. В процессе воспитания формируются эстетические, гражданские, физические, духовные качества личности ребенка, определяются его жизненные взгляды и позиции.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическое воспитание детей важная и ответственная задача, которая ставится перед педагогами детского сада, ведь старший дошкольный возраст является самым благоприятным для привития чувства любви к Родине. В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание является задачей государственной важности, поэтому в дошкольном образовательном учреждении работа по патриотическому воспитанию не менее актуальна и требует большого внимания. Она направлена на формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его героическому прошлому, знакомство с истоками национальной культуры. Дети в дошкольном возрасте характеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего того, чему учат и говорят. Знакомство дошкольников с родным краем, с его природными и национальными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им в формировании нравственно - патриотических качеств и чувства сопричастности к истории родного края. Воспоминания из детства ребенок переносит в дальнейшую взрослую жизнь. Яркие впечатления об истории родного края, о родной природе, которые были получены в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Взрослый человек связывает свое чувство любви к Родине с теми местами, где он вырос. Поэтому задача детского сада, углубить это чувство, помочь ребенку открыть Родину в том, что ему близко и дорого.
Основные пути по привитию патриотизма у старших дошкольников :
• Изучение воинских традиций, военной истории;
• Изучение истории, культуры, природы своей местности, своего родного края;
• Изучение героических событий и подвигов героев Великой Отечественной Войны.
Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Существенным средством, которое оказывает влияние на развитие патриотических чувств, является приобщение детей к традициям народа. Так, например, стало традицией чествовать ветеранов Великой Отечественной войны, героев труда, отмечать профессиональные праздники, День Рождения города, чтить память погибших воинов. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни города, страны, всего народа.
Не менее сильным средством воспитания патриотических чувств может стать художественная литература, искусство. Большая роль отводится чтению рассказов о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе детей, рождает стремление к подражанию. Важно также знакомить детей с такими произведениями, на которых они учатся сопереживать. Читая рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а закрепить эмоциональное воздействие. Иногда даже не нужно задавать много вопросов по тексту произведения. Важно, чтобы вопросы были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты.
Важной задачей патриотического воспитания, которая стоит перед педагогом, это задача отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, труд людей, традиции, общественные события. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Внимание детей старшего дошкольного возраста привлекалось к объектам, которые расположены на ближайших улицах: детский сад, школа, библиотека, почта, аптека. Необходимо рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей. Для этого необходимы беседы, экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Через непосредственно образовательную деятельность надо прививать детям такие важные понятия, как «Долг перед Родиной», «Любовь к Отечеству», «Уважение к ветеранам». Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили, потому что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших свои жизни. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Воспитание нравственно - патриотических чувств, представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины которые сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру. Если ребята с трепетной любовью рассказывают о своих дедушках, об их прошлом - о том, где они воевали, приносят фотографии из семейных альбомов, узнают интересные факты из жизни соседей, интересуются прошлым своего города, это является хорошим результатом воспитательной работы. Вот на этих лучших чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм человека. Конечно, невозможно, в полной мере, охватить все стороны нравственно - патриотического воспитания, но воспитывая у детей любовь к родному краю необходимо в первую очередь, воспитывать в них настоящих патриотов.