Елена Ратегова
Материалы самообразовательной работы «Нравственно-патриотическое воспитание» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм и требований в знание, навыки, привычки, поведение личности и их неуклонное соблюдение»
И. Ф. Харламов
Нравственное воспитание - одна из актуальнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что будет заложено в душу ребенка сегодня, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Дошкольный возраст –период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей гуманизм ко всему живому, нравственные и этические качества, патриотизм. Современный культурный человек - это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Высшая человеческая ценность - личность человека, его неповторимость и индивидуальность. Непременное условие успешности формирования нравственных ценностных ориентаций-любовь педагога к детям.
Публикация «Материалы самообразовательной работы „Нравственно-патриотическое воспитание“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Старшая группа
- Темочки
«Слово, проникнутое любовью, горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердца, услышавшие его, и дает мир и счастье; но слово, лишенное любви, и святые истины делает холодным и мертвым нравоучениями поэтому бессильно над умом и сердцем»
В. Г. Белинский.
Цель.
Формирование у детей нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения нравственных чувств, соответствующих современному образу жизни. Воспитание любви к Родине.
Задачи.
1. Образовательные – учить детей активно мыслить, фантазировать, проявлять коммуникативные навыки, обогащать словарь формализованными словами вежливости, познавать культуру своего народа через пословицы, поговорки, сказки.
2. Развивающие - развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, выполнять поручения взрослых и выполнять установленные нормы поведения, следовать положительному примеру, развивать умение оценивать результаты своей работы и работы сверстников. Развивать чувства национальной гордости, гражданского достоинства.
3. Воспитательные - воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку, играть, трудиться, заниматься сообща, помогать друг другу, формировать стремление радовать старших хорошими поступками, воспитывать любовь к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.
Предполагаемый результат.
1. Сформированы дружеские взаимоотношения, стремление радовать старших хорошими поступками, трудиться и помогать друг другу.
2. Сформирована ответственность за свои дела и поступки.
3. Развиты волевые качества, уважение к культуре своего народа, чувство гордости за свою страну.
4. Сформирована творческая активность детей.
5. Сформирована любовь к Родине, родному краю.
Этапы работы.
1. Теоретический этап.
Содержание деятельности Сроки (начало-окончание) Форма предоставления результатов
Изучение методической литратуры по данной теме.
В течение года
Составление каталога
Подбор материалов посредством интернет- ресурсов
В течение года
Составление каталога
Подбор художественной литературы по данной теме
В течение года Составление каталога художественной литературы.
2. Практическое решение проблемы.
Составление перспективного плана по теме
В течение года
Календарно-тематическое планирование
Разработка конспектов ООД по нравственно - патриотическому воспитанию
В течение года
Конспекты
Разработка картотек игр по данной теме
В течение года
Картотека
Оформление папок-передвижек по теме нравственно - воспитание дошкольников :
1. «Семейные традиции»
2. «Защитники земли русской»
3. «Трудолюбие»
4. «Скоро в школу»
В течение года
Папки-передвижки
Изготовление книжек-малышек на тему «Моя малая Родина»
В течение года
Книжки – малышки
Подготовка информационно – консультативных материалов для родителей
В течение года «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Организация экскурсий:
1. Краеведческий музей;
2. Библиотечно – Эстетический центр г. Асино;
3. Памятные места г. Асино;
4. Достопримечательности г. Асино;
5. Организация экскурсии в мини – музей детского сада.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Май
Фотоотчет
3. Оценочный этап.
Оценочный этап
1. Анализ работы по теме самообразования.
2. Творческий отчет по теме самообразования.
Май 2019 г.
Форма отчетности.
- Создание тематической презентации.
- Тематическое ООД.
Список литературы.
1. Литература для педагога: Зябкина В. В., Льговская Н. И., Микляева Н. В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие. - М. : УЦ «Перспектива», 2011; Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010; Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Литература для детей : художественная литература по нравственно –патриотическому воспитанию.
Перспективное планирование на 2018-2019 гг, по теме самообразования
«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
№ п/п Тема ООД занятий Образовательная область Задачи Месяц
1 Экскурсия «В уголок леса» Интеграция образовательных областей Формировать у детей умение ориентироваться по плану детского сада, воспитывать бережное отношение к природе. Сентябрь
2 «Что такое детский сад?» Интеграция образовательных областей Формировать у детей знания о профессиях работников детского сада, воспитывать уважение к труду взрослых.
Октябрь
3 «Наша Родина – Россия» Интеграция образовательных областей Формировать представления детей о России, воспитывать любовь к родному краю, городу, к Родине, чувство гордости, уважение к государственной символике
Октябрь
4 «7-Я, моя мама –лучше всех» Интеграция образовательных областей Формировать представление детей о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях; развивать доброжелательность, терпимость, понимание. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.
Ноябрь
5 «Береза – символ России. Юные герои войны» Интеграция образовательных областей Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество; создать в воображении детей образ Родины; воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа. На примерах подвигов героев – школьников рассказать детям о войне с фашизмом; воспитывать чувство патриотизма, стремление быть похожими на таких героев.
Ноябрь
6 «Пожилые люди» Интеграция образовательных областей Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков. Воспитывать у детей любовь и уважение к пожилым людям, умение понимать и анализировать смысл пословиц.
Декабрь
7 «Мы – патриоты» Интеграция образовательных областей Расширять представление детей о символах государства, округа, достопримечательностях; закреплять знания об особенностях растительного животного мира России; развивать диалогическую речь детей, обогащать словарный запас; формировать чувство уверенности в себе, учить согласовывать свои действия с действиями других.
Декабрь
8 «Детский сад – моя вторая семья» Интеграция образовательных областей Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде. Развивать умение выражать свои чувства, способствовать развитию воображения.
Январь
9 «Русские богатыри» Интеграция образовательных областей Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин. Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям.
Январь
10 «Я выбираю сам» Интеграция образовательных областей Воспитывать чувство собственного достоинства, желание выбора и уверенность в его реальной возможности. Развить понимание разумности выбора
Февраль
11 «Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка» Интеграция образовательных областей Знакомить детей с содержанием важнейших международных законов
Февраль
12 «Экскурсия в аптеку» Интеграция образовательных областей Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города; воспитывать любовь к родному городу.
Март
13 «О правах играя» Интеграция образовательных областей Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Март
14 «Дети и родители» Интеграция образовательных областей Формировать представление о значении семьи в жизни ребенка и о семейных традициях. Знакомить с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому.
Апрель
15 «Христово Воскресенье» Интеграция образовательных областей Знакомить детей с русскими традициями, гостеприимством, христианским праздником Пасхи, воспитывать интерес и уважение к русским праздникам Апрель
16 «Россияне – граждане России» Интеграция образовательных областей Формировать понятие «гражданин», воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям
Май
17 «Праздник Победы» Интеграция образовательных областей Формировать представление детей о Великой Отечественной войне, воспитывать патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине
Май