Татьяна Власова
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семьи, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходить в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству". Академик Д. С. Лихачёв
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Патриотическое воспитание - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - главные идеи патриотических чувств у детей дошкольников.
В дошкольных учреждениях нравственно - патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости. Мы считаем, что патриотическое воспитание детей необходимо начинать в младшем возрасте, т. к. именно в этот период ребенок способен усвоить правила и нормы поведения, с которыми будет идти по жизни.
В младших группах патриотическое воспитание идёт через ознакомление с ближайшим окружением, т. е. с теми предметами, что окружает детей в жизни. Большая работа проводится по ознакомлению детей с народным фольклором: русские народные сказки, песенки, загадки, потешки, народные игры. В детском саду родилась красивая традиция проведения народных праздников с участием родителей - "Осенины", "День матери", "Международный женский день", " Рождество Христово", Пасха", " День защиты детей".
В старших группах начинается работа по ознакомлению дошкольной с родным краем. Основной целью работы является воспитание - в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. На этом этапе педагоги собирают, анализируют и доводят до детей всю интересную информацию где они живут. С этой целью ознакомления детей с историей родного города, страны, воспитание чувства патриотизма, в каждой группе оформлены "Уголки гражданского воспитания".
Старший дошкольник уже многое может понять, по этому занятия посвящаются объяснению таких символов, как флаг и герб. Беседы занятия с детьми изобилуют иллюстративным материалом. Используются книги о рыцарях, где есть изображения флагов и щитов. Таким образом, дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Так же получают представления о том, что каждый город имеет свой собственный герб.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Темы занятий: "Русская матрёшка","Зимние традиции русского народа" и т. д.
Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников является интеграция различных видов деятельности: речевой. изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. двигательной, трудовой, театрально - музыкальной. Это связано с потребностью создать у ребёнка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа. общество и человек.
Результаты работы по патриотическому воспитанию дошкольников в саду является разработка и реализация проекта. В рамках работы по проекту можно проводить совместные мероприятия с родителями: консультации, анкетирование, родительское собрание, выставки.
Формирование патриотических чувств эффективно проходит в тесной связи с семьёй. родители на ярких и доступных примерах жизни, своего труда демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы, воспитатели, в свою очередь, оказываем педагогическую поддержку семьям в этих вопросах.
На детей сильное впечатление производят встречи с ветеранами войны и участниками локальных войн. Традиционным стало проведение в детском саду государственных праздников "День Победы", "День защитников Отечества".
В дошкольном возрасте ребенок осваивает огромное информационное пространство, сориентироваться в котором ему помогаем мы. взрослые.
Любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение свих корней. ответственности за судьбу своего народа и его культуры- все это является для человека очень важным, независимо от того он взрослый или ребёнок. Активная жизненная позиция нас, педагогов, нашла реализацию в том, чтобы воспитывать детей в духе любви к Родине, народу, его культуре.
Литература
1. Зеленова, Н. Г. Мы живём в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников - 2007. - 96 с.
2. Ковалёва Г. А. Воспитание маленького гражданина - 2004 - с -5-36
3. Левина Л. В. Как научить детей любить Родину - 2003. - 168 с